Пять лет спустя

1 (1)В седьмом номере журнала «Ступени», вышедшем в 2002 году, открывая рубрику «Семинария в лицах», мы рассказали о молодой студенческой семье—Сергее и Юле Кожевниковых, которые в том году окончили учебу в Духовных школах и отправились в самостоятельную жизнь. Недавно мы вновь встретились с ними и узнали, что нового произошло в их жизни.

—Отец Сергий, расскажите, как сложилась Ваша жизнь после окончания семинарии, когда Вы покинули Жировичи?

—Я уехал вместе с супругой в Россию, к своим родителям в город Егорьевск Московской области. Поначалу было трудно: никто тебя не знает, можно было лишь своими делами засвидетельствовать верность Церкви. Благочинный сделал запрос в Минск и получил на меня положительную характеристику. Стать священнослужителем в Московской епархии очень непросто. Во-первых, для перевода нужна веская причина—я приехал к родителям. Во-вторых, все кандидаты на хиротонию проходят экзамен в епархиальной комиссии, которую возглавляет архиепископ Можайский Григорий. Я выдержал все эти испытания и в июне 2002 года был рукоположен во диакона, а в августе, на праздник Преображения,—во священника. В настоящее время я четвертый год служу священником в Свято-Троицком храме города Егорьевска.

—Как протекает церковная жизнь в Егорьевске?

—В городе проживает около 110 тысяч человек, действует четыре православных храма, есть женский монастырь, но по-прежнему остаются и разрушенные, невосстановленные храмы.

—Отец Сергий, сейчас Вы уже несколько лет совершаете служение священника. Оглядываясь на годы учебы в семинарии, можете ли Вы сказать, что что-то Вы упустили из семинарского курса?

Первое время чувствуется нехватка знаний по уставу богослужения. Оказывается, что многое ты себе не так представлял. Затем, поскольку у нас достаточно много прихожан имеет богословское образование и обращаются с вопросами догматического плана, бывает трудно им адекватно ответить.

Хочу также отметить, что за эти годы священнического служения я совершенно изменил способ построения своих проповедей, в чем-то отказался от своего семинарского опыта. Я понял, что людям нужны, в первую очередь, живые примеры. При совершении таинства Исповеди понимаешь, что здесь нужна, в первую очередь, любовь к людям, а иначе все знания, наука, не принесут никакой пользы. В целом же хочется сказать, что в Семинарии я узнал много такого, о чем не пишут в книгах, которые продаются на наших церковных прилавках.

—Матушка Юлия, какие радости и трудности у семьи молодого священника?

—Наверное, радости всегда сопряжены с трудностями. Все взаимосвязано. Даже трудно сказать, чего больше. Да, наверное, радостей, поскольку у нас дети подрастают. У нас две девочки, Маша—3 года и Катя—2 года, ждем пополнения. Очень активные у нас дети. О послушании говорить не то, что рано, просто они у нас очень маленькие, стараемся приучать к порядку, воспитывать в страхе Божьем, приучаем к жизни в Церкви. Мы с ними всегда посещаем службы. На Пасху и Рождество мы были ночью на службе, они к этому уже привыкли. Маша поет: «Господи, помилуй». Я несу в храме клиросное послушание и с Божьей помощью справляемся.

—За последнюю неделю вы второй раз приезжаете в Жировичи. Вы здесь учились, несколько лет провели. Какие у вас впечатления, когда вы сюда возвращаетесь, что вы чувствуете, что вспоминаете?

—Мы возвращаемся сюда как домой—это запечатлевается в памяти так резко, что забыть невозможно, тем более, мы здесь познакомились, начали совместную жизнь; хотели, конечно, и детей своих сюда привезти. Мы познакомились на праздник явления Жировичской иконы Божией Матери, а до этого не видели, что наше общение может быть столь близким. Обычно, как Божью Матерь попросишь, тогда все и получается хорошо. Это не только касается нашей встречи, но вообще—даже в житейских мелочах.

1 (1)

Когда едешь сюда, подъезжаешь к Жировичам, то слышишь—это родина твоя. Здесь близкое твоей душе тепло, и хоть были за 5 лет какие-то проблемы, трудности, это все может уйти вообще. Теперь видишь только одну радость, благодаришь Бога, что сподобился здесь быть; только одна радость в сердце. И с такой большой благодарностью приходишь к иконе; уже с какими-то другими проблемами. Перед нами всегда Жировичский образ Божьей Матери, всегда в цветах; даже внешняя радость, которая изображена на иконе, она также и внутренне ощущается. Именно так и изображена эта икона—цветущая, радостная. Каждый раз надежда и свет, словно глотаешь глоток чистого воздуха.

Мы хоть живем не в Москве, а в Подмосковье, но все развивается очень быстро: шум этот, ритм. А здесь какое-то спокойствие, становится все неважным, а важна только одна душа, и то, что с ней происходит. Можно себя сравнить с цветами, которые вокруг Божьей Матери: ты—живой цветок около Божьей Матери или совсем сгнил. Чувствуешь только духовную радость и ничего более.

—Что вы пожелаете сегодня студентам Семинарии и учащимся Регентского училища?

—Я пожелал бы образ молитвы, который здесь есть, вынашивать, как сокровище. Сохранить вот этот дух молитвенный, который в монастыре веками уже намолен. Его нужно донести людям, чтобы уврачевать их болезни. И чтобы помочь современному человеку разрешить его вопросы, нужно, конечно, очень много знать.

Мне больше не на что ссылаться, как на эти годы учебы в Семинарии. Я знаю людей, которые не смотрят телевизор, не смотрят новостей, но эти люди понимают суть событий. Я все думаю, что никакой разницы между мной и этими людьми нет, ну а что в мире происходит? В принципе, человек один и тот же со своими страстями. Самое главное для него—утолить духовный голод, если он вообще есть, а если нет, то разжечь этот голод, чтобы человек понял, что он может сделать что-то полезное, а не только «разжиться».

1 (1)

Здесь человек может приобрести то сокровище, которого тебе на всю жизнь хватит. И выполнять послушания—послушания начальству. Здесь многие пытаются что-то изменить, что-то подстроить под себя. Например в отношении Святой Церкви. Не нравятся какие-то правила, какие-то предписания в браке, посты, и человек пытается церковное благочестие под себя подстраивать. Нужно смириться. Иначе каким пришел, таким и уйдешь. Информация не так важна. Вообще, видишь, что доминирует больше черное, чем белое. Если ты успеешь за эти считанные годы что-то ухватить,—это будет сокровище.

—С каким чувством уезжаете отсюда? Что будете делать, когда вернетесь домой? Что дала эта поездка?

—Чувства от пребывания в этой святой обители никуда не уйдут. Здесь приобретаются новые силы, чтобы отправится в мир, в это бушующее море, не потонуть самому и другим помочь спастись от этих бесконечных пристрастий.

—Что Вы пожелаете современным семинаристам?

—У каждого свой путь и так не пожелаешь огульно всем… Дай им Бог нести свой крест, чтобы они выбрали свою правильную дорогу. Я думаю, что, находясь под кровом такой святыни, просто невозможно отойти неутешенным, каждый будет на своей дороге. Чтобы сбывались богоугодные мечты, знания чтобы реализовались. Кто изберет семейную жизнь, счастья, благополучия, здоровья всем и всего самого наилучшего. Беседовал Максим Котович, студент II курса МинДС

 Беседовал Максим Котович, студент II курса МинДС

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.