Слово главного редактора

1 (1)Что такое Православие? Как мы можем объяснить это святое и дорогое для нас слово?

Для многих людей Православие, Православная Церковь отождествляется только лишь с их национальной Церковью, ее традициями, формами обрядов, литургическими особенностями. И когда они слышат, что эти устоявшиеся традиции не такие, как у других православных, это зачастую воспринимается с некоторым непониманием и осторожностью.

Внимательное знакомство с историей Церкви показывает, что формы литургической и обрядовой практики Поместных Церквей формировались по-разному. Для нас вполне естественно воспринимается многообразие наций, народов, этнических групп с различием в них языков, культур, традиций. Также допустимо и то, что Православие может и должно проявлять себя в различных формах, привычных для каждой нации. Ведь сама христианская проповедь всегда имела созидательный, а не разрушительный характер. Христос повелел проповедовать Евангелие во всем мире, но Он не обязал нас ломать культуру и национальные традиции. Как здесь не вспомнить Апостола Павла: «Для иудеев я был как иудей, чтобы приобрести иудеев… для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1 Кор. 9, 20-23).

Не может быть двух Православий. Оно было и остается одно на все века. И нет двух, трех или пятнадцати Православных Церквей. Она одна, но это ее единство существует во многообразии. Поэтому, хотя в мире существует много Поместных Православных Церквей, разделенных между собой территориально в силу исторических, политических и этно-культурных особенностей, но по сути—это части одной Вселенской Церкви. Церковь—устроение Божие, которое призвано по возможности объединять истинно верующих всех мест, времен и народов. Но она не нарушает своей целостности, если какая-то часть живущих на земле людей (их могут быть миллионы, даже миллиарды), не принадлежит ей. «Если какой-нибудь город или страна отделяется от Вселенской Церкви, Церковь все равно останется целостным и нерушимым телом»,—говорил митрополит Филарет Московский. Это вытекает из понятия Соборности Церкви. Слово «соборная», или «кафолическая», значит полная, законченная, не нуждающаяся в дополнении. Церковь есть Тело Христово, и оно неделимо. «Там где Христос, там и Кафолическая Церковь». Как в Евхаристии Христос присутствует весь целиком, так и каждая церковная община есть вся полнота Тела Христова. И кафоличность по своей природе свойственна каждой Поместной Церкви.

Все Церкви имеют свои уникальные историю, традиции, особенности внутреннего устроения. На страницах этого номера «Ступеней» Вы сможете найти интересные сведения о жизни православных в разных концах мира. И очень хочется надеяться, что наш интерес к этой теме передастся и Вам, дорогие читатели. Тогда совсем не сложно будет ответить на выше поставленный вопрос о том, что же есть Православие.

   Главный редактор «Ступеней» иерей Евнеий Свидерский, 
студент V курса МинДС

При разработке темы номера использовались материалы портала Православие.ru, портала mospat.ru, журнала «Нескучный сад».

Рекомендуем

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.

Издательство Минской духовной семинарии выпустило сборник материалов XVIII Семинара студентов ВУЗов Беларуси

Форум проходил 13-14 декабря 2019 года на базе Минской духовной семинарии в Жировичах. Издание ориентировано на всех, кто интересуется вопросами белорусской конфессиональной истории и богословия.