Апсны—страна души

1 (1)Прошедшее лето многим подарило новые путешествия и принесло новые впечатления. Студент пятого курса семинарии Андрей Миронов с друзьями совершил настоящее паломничество в Абхазию—по стопам апостола Симона Кананита, святителя Иоанна Златоуста, мученика Василиска. Так мы вновь открываем забытые прежде святыни.

Я давно хотел осуществить свою мечту: побывать в Абхазии. Не знаю почему, но этот край всегда манил меня своей красотой. Наверное, во мне всегда жили воспоминания о поездке в Батум, когда мы с группой детей из Белоруссии летали отдыхать в Аджарию. Тогда наш самолет из-за погодных условий не смог приземлиться в Батумском аэропорту, и поэтому посадка была осуществлена в г. Сухуми, там мы и заночевали. Почему-то тот момент запомнился мне на всю жизнь. Это был Сухумский вечер, теплый, наполненный незнакомыми приятными запахами, он рисовал в моем воображении картины из восточных сказок.

И по прошествии многого времени, когда я пришел к вере, мне попалась книга, в которой были описаны воспоминания монаха Ново-Афонского Симоно-Кананитского монастыря. Там говорилось о днях его закрытия в 1924 году, и о том, как братия этой обители, не желая подчинятся безбожной власти, удалилась в горное селение под названием Псху. Там монахи прожили до начала 30-х годов. Когда же советские власти узнали об их местонахождении, в горы были посланы войска НКВД, которые арестовали всех отшельников. В книге говорилось, что братию погрузили на баржи, одну из которых затопили недалеко от берегов Нового Афона. Но тогда я почему-то не поверил этому рассказу.

На этом встречи с историей этой дивной монашеской обителью не закончились. Однажды, уже учась в семинарии, я листал православную периодику и случайно мой взгляд остановился на знакомом словосочетании—Новый Афон. В статье описывались православные святыни абхазской земли, которые я посещал когда-то в детстве. Так же там говорилось о трагических событиях закрытия монастыря и гибели множества монахов.

Надо было ехать, тем более, тяга к путешествиям этим летом была во мне сильнее, чем привычка просиживать каникулы на диване. Началось подготовка к встрече с Абхазией. В первую очередь, нужны были надежные попутчики, и этих смельчаков я нашел среди своих друзей. Это были выпускник нашей семинарии Сергей Волошин и мой земляк Саша Грабовский.

В первой половине лета мы подробно изучили предполагаемый маршрут путешествия. Добрые слова об Абхазии перевесили чашу весов в сторону железнодорожной кассы и купленные заранее билеты начали обратный отсчет времени…

Старт 07. 08.06.

Поезд «Минск—Феодосия» довез нас за полторы суток на родину Айвазовского и «Алых парусов».

1 (1)

Два дня мы прожили в Феодосии, посетили картинную галерею Айвазовского и дом-музей Грина, а также другие достопримечательности. На третий день мы отправились в путь к главной цели нашего путешествия—таинственной и экзотической Абхазии. Дорога нам предстояла долгая, поэтому мы встали рано и выехали в направлении города Керчь. Дело в том, что из Керчи ходит паром, который разделят Крымский полуостров с Таманским полуостровом. Проплыв около получаса, мы достигли берегов России и по необъятным южным просторам «большой сестры» мы отправились на рейсовом автобусе из Порт-Кавказа в Туапсе. Дальше дорога пролегала по горным ущельям, поросшим лесами, которые с каждым поворотом приближали долгожданную встречу с Абхазией. И уже вечером мы прибыли в Туапсе, где хотели переночевать, но все-таки, невзирая на усталость, решили ехать в Адлер. Немного терпения и ночной южный город распахнул перед нами опустевший городской пляж, который незаметно из-за южной, темной ночи, едва шелестя прибрежными волнами, проникал в звездные воды Черного моря.

Утром мы вернулись на вокзал, от которого отправляются маршрутные такси до границы с Абхазией.

Информация для тех, кто не хочет попасть на желающих нажиться с неграмотных пилигримов.

Дело в том, что на вокзале города Адлера много горячих, кавказских таксистов, которые с присущей им темпераментностью будут уверять вас в том, что у них дешевле всего, и, дескать, только они смогут вас доставить на ту сторону границы, в Абхазию, безо всяких проблем. Но на самом деле это неправда, такси домчит вас только лишь до таможенного терминала, через реку Псоу. Оставив такси на другой стороне границы, вам нужно будет пройти полный таможенный контроль с проверкой вещей и необходимых документов. Так вот, ездить лучше на государственном маршрутном такси, которое и надежней, и дешевле.

По ту сторону реки

Пройдена таможня, а вместе с ней и большой рынок, который резко обрывается у пограничной полосы. И вот, миновав российскую таможню, мы ступаем на пешеходный мост, соединяющий Россию и Абхазию. На противоположной стороне реки мы почувствовали резкую перемену обстановки. Дело в том, что после разрушительной грузино-абхазской войны 1992-93 годов, горная страна очень медленно приходит в себя. Следы войны даже сегодня отчетливо видны, и на протяжении всего нашего путешествия они представали перед нами в виде разрушенных и обгоревших домов. В курортных местах видны были покинутые корпуса санаториев, запущенные железнодорожные вокзалы, безжизненные села, скорбные памятники погибшим воинам, траурные одежды их жен, сестер и матерей…

Может быть, поэтому некоторые люди называли нашу поездку сумасшествием, но есть же и другая сторона медали!

Нерукотворная красота

Апсны (Абхазия)—с абхазского означает Страна Души. Это слово вмещает в себя такие понятия, как великолепная природа, древняя и красивая история, самобытная культура с бережно хранимыми традициями… И, конечно же, особый климат с резким контрастом от ледников альпийского высокогорья до жары субтропиков. Эти особенности климата дают возможность произрастать на территории республики около 3200 видов растений. Поэтому о красоте Абхазской природы можно писать долго, но лучше это увидеть своими глазами.

Первая наша остановка в Абхазии была запланирована в НовоАфонском Симоно-Кананитском монастыре, куда нас привез за два с половиной часа старенький автобус. Выйдя из чудо-автобуса, который всей своей резвостью не подавал признаков давно наступившей старости, нам первым делом бросились в глаза купола храмов монастыря. Новый Афон—небольшой город, расположенный в 85 километрах от абхазско-российской границы и в 22 километрах от города Сухум, столицы. Это древнейший христианский центр, место паломничества христиан. Христианская история этого места началась с евангельской проповеди апостола Симона Кананита. В четвертом веке здесь был основан город Анакопия. В 15 веке Анакопия достигает своего расцвета, но уже в 16-17 веках она была захвачена турками и к концу 17 века полностью разрушена.

В 1875 году эта местность ожила и расцвела благодаря трудам иноков, прибывших в Абхазию из русского монастыря, освященного в честь святого великомученика Пантелеимона Целителя, расположенного на святой Афонской горе в Греции. Первым настоятелем и строителем был игумен отец Иерон. Он поднял монастырь до высшей ступени культурного и духовного развития. При обители имелись: школа для бедных абхазских мальчиков-сирот с содержанием их на средства монастыря, две больницы с аптекой, книжные и иконные лавки, странноприимный дом, библиотека и многоразличные мастерские. Количество братии достигало до восьмисот человек. Очень интересно, что Новоафонский монастырь явился насадителем новых не только на Кавказе, но и во всей России апельсиновых, лимонных и мандариновых культур. Также монастырь развел оливковые плантации и отличный ботанический сад с прудами, которые сохранились до наших дней. Монастырь даже имел свою гидроэлектростанцию. В годы же советской власти на територрии монастыря располагалась туристическая база отдыха и историко-краеведческий музей. Во время грузино-абхазской войны здесь находился госпиталь. Монастырь возродился в 1994 году.

Взгляд со стороны

1 (1)

Обосновавшись на побережье, мы решили подробно осмотреть достопримечательности Нового Афона и его окрестностей. День путешествий был начат с Божественной литургии, которая совершалась на церковно-славянском и абхазском языках. Красоту и мелодичность абхазских мужских голосов передать невозможно, это нужно услышать и уже только поэтому стоит побывать на богослужении в Новоафонском монастыре, где молитва на незнакомом языке все равно проникает и благодатно действует в сердцах богомольцев. После окончания службы настоятель обители отец Андрей пригласил нас на обед и, подкрепившись еще и пищей телесной, мы отправились к водопадам и гроту Симона Кананита. Дело в том, что он жил недалеко от монастыря , где и скончался мученической смертью. На месте его погребения в 9-10 веках был построен храм, названный в его честь и сохранившийся до наших дней. Поднявшись по узкой и извилистой горной дороге, мы вошли в грот апостола. Грот представляет собой небольшую пещерку, в центре которой была изображена икона апостола, вокруг которой горело множество свечей. Попросив молитвенной помощи в нашем путешествии у апостола Симона, мы отправились к источнику, который возник на месте его мученической кончины.

На следующий день мы поехали в город Пицунду, чтобы встретиться с новыми знакомыми и увидеть знаменитую Пицундскую сосновую рощу. Средний возраст деревьев этой рощи—135-140 лет. Есть некоторые деревья, которым исполнилось 250 лет. Самая большая сосна в роще называется «Патриархом», ее высота—50 метров, обхват—7,5 метров. Иголки сосен этой рощи вырастают до 25 сантиметров.

К сведению

Студенческое удостоверение не только дает право на льготный проезд в транспорте, но и открывает сердца незнакомых людей. Так, благодаря отзывчивости церковного сторожа, мы побывали в храме 10 в. в честь ап. Андрея Первозванного и увидели летнюю резиденцию святителя Игнатия Брянчанинова.

Великий Святой

Через день мы решили поехать в известное для многих православных христиан место—село Каман. Здесь в 407 году в ссылке скончался святитель Иоанн Златоуст.

Доехав на электричке до Сухума, мы вышли на вокзале, который с виду, вроде, и был красив, но все же требовал капитального ремонта. Во время грузино-абхазской войны в Сухуме были сильные бои, следы которых видны до сих пор. Как памятник этой войны в центре города стоит Дом правительства, который до сих пор находится в руинах.

Из Сухума до села Каман—15 км и добраться до него можно двумя наиболее удобными способами: с вокзала на троллейбусе №1 до центрального рынка и оттуда—на маршрутном такси с указателем ВИЭМ до с. Михайловское; а оттуда—до моста через р. Гумиста можно доехать за 350 р. на местном джипе или прогуляться по недавно разминированной дороге… Мы решили сэкономить и пошли пешком, выиграв в приобретенных впечатлениях. Наш путь проходил через живописное Остроумовское ущелье и покинутое село Гума, которое было похоже на опустевший термитник, состоящий из разрушенных каменных домов. Уверенности же во время прогулки нам придавали таблички с надписью «разминировано». Дело в том, что по руслу р. Гумисты проходила линия фронта. Все подступы к реке были заминированы. Дойдя до моста, мы увидели, что он частично разрушен весенним паводком, и поэтому туристы форсируют реку вброд. Пройдя почти десять километров пешком, при этом изрядно устав, мы решились искупаться в холодной воде горной реки. Двинувшись дальше, минуя базу саперов, на холме мы увидели Иоановский монастырь. В этой же деревни находится мужской монастырь имени Святого Иоанна Златоустого. В церкви этой небольшой обители храниться саркофаг, в котором, по преданию, был погребен Святитель Иоанн. В холодном полумраке каменного храма мы в тусклом свете робких солнечных лучей рассмотрели вход в пристройку, в котором находится саркофаг, найденный при строительстве колокольни. Насельники обители нам с радостью разрешили спеть акафист великому святителю и приложившись к реликвии и честным иконам мы испросили у брата Кандида молитв за белорусских пилигримов. Они же, узнав, что мы забрались в такую даль ради того, чтобы почтить абхазские святыни, по древней монастырской традиции накормили нас, а также угостили удивительного вкуса медом из горных цветов.

Обратный путь, как всегда, был короче: дело в том, что нас подобрал милицейский «уазик», в котором мы добрались до столицы. И тут же хочется отметить, что главные туристические места охраняются нарядами милиции, что вызывает неподдельное чувство собственной безопасности.

Озеро Рица

К нему мы отправились автостопом по горным серпантинам, украшенным нитями холодных рек и тенистыми ущельями. Само озеро находиться в окружении гор, на вершинах которых снег лежит даже в летнее время. Всю красоту увиденную нами невозможно описать словами—это нужно видеть собственными глазами.

И еще одна подсказка

Добираться до о. Рицы можно автостопом, но проще всего на маршрутном такси. Ведь его путь максимально насыщен впечатлениями из-за частых остановок в достопримечательных местах: таких, как водопады под названиями: «Женские слезы», «Мужские слезы» и другие. Экскурсии на больших рейсовых автобусах довезут вас лишь до смотровой площадки, откуда берет свое начало р. Юпшара. На микроавтобусе вы сможете подняться выше в горы, пощекотав свои нервы проезжая над крутыми обрывами. Добравшись до места впадения р. Лашпсы в озеро, вы сможете полюбоваться пейзажем и искупаться в водах Рицы.

Подкупает совершенно иное пространственное восприятие: пальмовые рощи, звенящие оркестром цикад, почти безлюдны; здесь не увидишь толпы праздно шатающихся, одуревших от жары и высокой влажности, туристов, галечные пляжи чисты и не очень многолюдны, территория страны так плотно зажата с обеих сторон морем и Кавказским хребтом, что порой видишь по соседству совершенно несовместимые виды: море и покрытые снежными шапками горы. Уезжали мы из «Страны Души» с большой надеждой вернуться сюда вновь.

 Андрей Миронов,студент V курса МинДС; 
Сергей Волошин, выпускник МинДС

Рекомендуем

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.

Издательство Минской духовной семинарии выпустило сборник материалов XVIII Семинара студентов ВУЗов Беларуси

Форум проходил 13-14 декабря 2019 года на базе Минской духовной семинарии в Жировичах. Издание ориентировано на всех, кто интересуется вопросами белорусской конфессиональной истории и богословия.