Богословие в гласах. Глас третий

1«Да веселятся небесные, да радуются земные!»—таким призывом начинается воскресный тропарь третьего гласа, открывающий нам причину таких радости и веселья. Предлагаем вниманию читателей песнопения третьего гласа, содержащие наиболее важные истины нашей веры.

В субботу вечером, в воскресенье утром

«Твоим Крестом, Христе Спасе, смерти держава разрушися, и диаволя прелесть упразднися (пре-лесть—сверх-ложь), род же человеческий верою спасаемый песнь Тебе всегда приносит».

Богородичен Догматик:

«Како не дивимся богомужному рождеству Твоему, Пречестная: искушения бо мужескаго не приемши, Всенепорочная, родила еси без отца Сына плотию, прежде век от Отца рожденнаго без матере, никакоже претерпевшаго изменения, или смешения, или разделения, но обою существу свойство цело сохраншаго. Темже Мати Дево Владычице, Того моли спастися душам, православно Богородицу исповедающих Тя».—Невозможно не удивляться богомужному рождению Тобою (Иисуса Христа), Пречестная: ибо не познав мужа, родила без отца Сына, Который прежде создания мира был рожден от Бога Отца без матери. (При этом рождении от Пречистой Девы Господь Иисус Христос) не претерпел никакого изменения (Своей божественной природы), ни смешения (человеческой и божественной природы), ни их разделения, но обе природы—божественная и человеческая полностью сохранили свои свойства, не поглощая друг друга.—(В этих словах выражается догмат четвертого Вселенского собора, прошедшего в г. Халкидоне в 451 г., определившего учение о том, что в Иисусе Христе божественная и человеческая природы соединяются неслитно, нераздельно, неразлучно, неизменно).—Поэтому, Мати Дево, Владычица, (как послужившая такой великой тайне Боговоплощения), Того (Господа Иисуса Христа) моли спастись душам православно исповедающих Тебя Богородицей. (Исповедание Девы Марии Богородицей было утверждено Церковью на Третьем Вселенском Соборе в г. Ефесе в 431 г. после многолетних богословских споров на эту тему).

Стихира на стиховне:

«Страстию Твоею Христе омрачивый солнце (согласно свидетельству евангелий (Мф. 27,45; Мк. 15,33; Лк. 23,44) и астрономическим данным, Распятию Христа сопутствовало солнечное затмение), и светом Твоего Воскресения просветивый всяческая, прими нашу вечернюю песнь, Человеколюбче!»

Тропарь воскресный:

«Да веселятся небесная, да радуются земная: яко сотвори державу мышцею Своею Господь, попра смертию смерть, первенец мертвых бысть, из чрева адова избави нас, и подаде мирови велию милость».

Ипакои по непорочнах:

«Удивляя видением, орошая глаголании, блистаяйся ангел мироносицам глаголаше: что Живаго ищете во гробе; воста истощивый гробы, тли пременителя разумейте непременнаго. Рцыте Богови: коль страшна дела Твоя, яко род спасл еси человеческий!».—Явление ангела в пещере, где был похоронен Иисус, с одной стороны, удивило мироносиц, с другой—оросило (угасило) огонь их недоумения и скорби о смерти Спасителя. Ангел же сказал им: почему вы Живого ищете в гробу? Встал (из гроба) уничтоживший гробы (т.е. смерть), Господь Иисус бесповоротно уничтожил тление и смерть, и поэтому воскликните Богу: как страшны (удивительны) дела Твои—Ты спас человечество! Словом «ипакои» в богослужении древней Церкви назывались припевы к стихам псалмов, или окончания стиха псалма, которые допевал народ, подобно тому, как сейчас, в некоторых монастырях поются стихиры с канонархом. Само это слово можно перевести как «внимание», «слушание» или даже «послушание».

Степенные антифоны:

«Плен Сионь Ты изъял еси от Вавилона и мене от страстей к животу привлецы, Слове. В юг сеющии слезами божественными, жнут классы радостию присноживотия. Слава, и ныне: Святому Духу всякое благодарие, якоже Отцу и Сыну сооблистает, в Немже вся живут и движутся».—Господи, Ты освободил евреев (Сион) из Вавилонского плена и меня привлеки (вытащи) от страстей к жизни (с Тобой). «Юг»—зной, жара, жаркий ветер. Те, кто в жаркое, знойное, трудное время (земной жизни) трудятся о Боге («сеют божественные слезы»—значит совершают духовный труд о Боге) соберут колосья вечной жизни («присноживотия»). Святому Духу, точно также как Отцу и Сыну (Трем Лицам Святой Троицы), надлежит всякая благодарность (от человечества). («Благодарие»—это не только чувство и слова благодарности Богу, но и вообще всякий добрый (благой) дар от человека); потому что все на земле живет и двигается Святым Духом.

Канон на утрени

Ирмос первой песни:

«Воды древле манием божественным во едино сонмище совокупивый и разделивый море израительским людем, сей Бог наш, препрославлен есть. Тому единому поим яко прославися». В древности божественным мановением (движением) соединив воды в одно место (Быт. 1, 9) (когда на земле появилась суша и мировой океан) и разделив воды (Красного моря так, что еврейский народ мог пройти по его дну), это (сделал) наш Бог, препрославленный, Ему Одному (прославившему Себя славными делами) мы поем.

Ирмос третьей песни:

«Иже от не сущих вся приведый Словом созидаемая, совершаемая Духом, Вседержителю Вышний, в любви Твоей утверди мене».—Вышний Вседержитель! Ты создавший все из ничего Словом, совершил Духом, утверди меня в любви к Тебе!—Здесь исповедуется тайна творения мира Пресвятой Троицей—Богом Отцом, Богом Сыном и Богом Духом Святым.

Ирмос четвертой песни:

«Положил еси к нам твердую любовь Господи, Единородного бо Твоего Сына за ны на смерть дал еси. Темже Ти зовем благодарящее: слава силе Твоей Господи!».—Отдав на смерть за нас Своего Единородного Сына, Ты, Господи, явил Свою сильную любовь к нам. Поэтому мы благодарно зовем: слава Твоей силе, Господи!

Ирмос пятой песни:

«К Тебе утренюю всех Творцу, преимущему всяк ум мирови, зане свет повеления Твоя, в нихже настави мя».—Я молюсь Тебе рано утром, имеющему мир, который превосходит всякий ум (всякое понимание). Научи меня (исполнять) Твоим повеления, потому что они—свет.

Ирмос шестой песни:

«Бездна последняя грехов обыде мя, и исчезает дух мой: но прострый Владыко высокую Твою мышцу, яко Петра мя Управителю спаси».— Меня окружает ужасная бездна грехов (я как в аду) и исчезает дух мой (выражение в переносном смысле, означающее—меня покидает самообладание, я теряюсь, «душа ушла в пятки», я боюсь). Но, Владыка, подавший Твою руку (Петру), спаси меня как Петра. Словом «мышца» здесь обозначается рука, а «высокая мыщца»—вся рука: и предплечье и плечо). Мы, как апостол Петр, просим Господа подать нам руку помощи. Мы далеко от Бога, в греховной бездне, и чтобы нас оттуда вытащить, нужно не просто подать руку, как при рукопожатии, но сильно протянуть ее, мы сугубо просим Бога о милости к нам. Здесь вспоминается евангельское событие хождения Иисуса по водам (Мф. 14, 25-32) и неудачная попытка апостола Петра пойти навстречу Господу по воде. «Управитель»—тот, кто исправляет, приводит в порядок.

Ирмос седьмой песни:

«Якоже древле благочестивыя три отроки оросил еси в пламени халдейстем, светлым Божества огнем и нас озари, благословен еси, взывающия, Боже отец наших!».—Как в древности Ты оросил в огне трех благочестивых юношей, так и нас, взывающих: «Благословен Боже отец наших!», озари светлым огнем Твоего Божества.—Здесь вспоминаются события, описанные в книге святого пророка Даниила в третьей главе.

Ирмос восьмой песни:

«Нестерпимому огню соединившеся, благочестия предстояше юноши, пламенем же невреждени, божественную песнь пояху: благословите вся дела Господня Господа, и превозносите во вся веки».—Юноши, превосходящие всех благочестием («начальники, предстоятели благочестия», были брошены в нестерпимый огонь, но, не поврежденные им, пели божественную песнь: благословите все дела Господни и превозносите во все века.

Ирмос девятой песни:

«Новое чудо и боголепное, девическую бо дверь затворенную яве проходит Господь, наг во входе и плотоносец явися во исходе Бог, и пребывает дверь затворена. Сию неизреченно, яко Богоматерь величаем».—Новое чудо и приличное Богу («боголепный»—приличный Богу): Дева Мария рождает в человеческой плоти Господа, прежде не имевшего человеческой природы, и остается Девой. Ее неизреченно (т.е. нам не хватает слов для ее прославления) величаем.

2Прокимен на воскресной литургии повторяет слова псалмопевца:

«Пойте Богу нашему, пойте, пойте Цареви нашему, пойте».

В воскресенье вечером, в понедельник утром

Тропарь седьмой песни умилительного канона на утрени:

«Обновим сердца ралом истиннаго познания, покаяния пшеницу сеющее, яко да пожнем клас правды о Христе, Возделателе душ наших».—Обновим сердца плугом истинного познания, сея пшеницу покаяния, чтобы пожать колосья праведности о Христе, Земледельце наших душ.

Обращаем внимание церковнослужителей, что в издании Октоих. Ч. 1.—М.: Московская патриархия, 1981, а также в издании 1996 г., на с. 390 в первом тропаре восьмой песни умилительного канона на утрени вкралась ошибка. Напечатано: «От посмешества храм отеческим…». Необходимо читать: «От посмешества Хам отеческим…».

В понедельник вечером, во вторник утром.

На вечерне стихира на «Господи воззвах»:

«Во мне многообразный змей увидел лень к полезным делам и движением к злым и худшим направляет свое горькое действие, показывает сладость греха, противную божественным заповедям, и искушает меня лукавым нравом принимать зло как добро».

Во вторник вечером, в среду утром

На вечерне, на «Господи воззвах», стихира Богородице:

«Отложи, смиренная душе моя, неудобоносимая бремена злобы и приступи слезящи и вопиющи: иго, Чистая Дево, сподоби мя легкое носити Сына и Бога Твоего!»

Седален по первой кафизме:

«Крест водрузися на земли и коснуся небесе: не яко древу досягшу высоту, но Тебе на нем исполняющему всяческая, Господи, слава Тебе!».—Крест был поставлен на земле и коснулся неба: но не дерево креста столь высоким, а Ты на нем исполнил все (и соединил людей с небом), Господи, слава Тебе!

Тропари девятой песни канона Кресту. Тропарь первый:

«Да обрящеши драхму, юже погубил еси Христе, вжег на Кресте Твою плоть, Блаже, и общники сотвориши радости силы Твоя горния Живодавче, с нимиже Тя яко Благодетеля поющее, песньми величаем».—Чтобы найти потерянную драхму, Ты зажег на Кресте Твою плоть, Благий, и этим приобщил радости небесные силы, с которыми мы поя Тебя, величаем песнями.

В этом тропаре содержится аллюзия на евангельскую притчу о потерянной драхме (Лк. 15, 8-10), которой, вместе с притчами о потерянной овце и заблудшем сыне, Спаситель объясняет Свое желание спасти всех людей: и грешных («потерянных»), и праведных.

Тропарь второй:

«Яко воздвигл еси Христе Твои руце на Кресте, ослабленные мои руце страстьми многими, укрепил еси силою Твоею, и колена к течению божественному, воистиннну ослабленная утвердил еси, темже Тя величаем».— Простирая Твои руки на Кресте, Ты укрепил Своей силой мои руки, ослабленные прежде многими страстями, и мои ослабленные ноги утвердил идти по божественному пути, поэтому Тебя величаем.

На утрени стихира на стиховне:

«Крестоявленно Моисей на горе руце простер к высоте, Амалика победи; Ты же Спасе, длани прострый на Кресте честнем, объял еси мя, спасый от работы вражия и дал еси знамение жизни, от лука бежати противных моих. Сего ради, Слове, покланяюся Кресту Твоему честному».—Простирая руки на горе в образе, Моисей победил Амалика; Ты же, Спаситель, простирая руки на честном Кресте, обнял меня, спас от работы врагу, и дал знамение жизни (Крест), чтобы защищаться им от оружия моих (духовных) врагов. Поэтому, Слово, я покланяюсь Твоему Честному Кресту. («Честной»—обладающий честью, заслуживающий чести, тот, которому необходимо воздавать почести). В этом тропаре вспоминается сражение евреев под предводительством Моисея с племенем амаликитян в Рефедиме (Исх. 17, 8-16) во время сорокалетнего странствования в пустыне. Во время этой битвы Моисей взошел на вершину холма, и когда он поднимал руки, «одолевал Израиль, а когда опускал руки свои, одолевал Амалик» (Исх. 17, 11).

В среду вечером,в четверг утром.

На утрени тропарь четвертой песни канона святителю Николаю:

«Воду живу в сердцы имый, благодать Господню, орошаеши присно мудре, зноем скорбей и сухотою грехов бедствующих, окаянне погибнути имущих, всеблаженне».— Имея в сердце живую воду—благодать Господа,—орошаешь всегда, мудрый, тех, кто бедствует зноем скорбей и засухой грехов, и (от этого) могущих умереть несчастной смертью. («Окаянный»—несчастный, достойный сожаления).

В четверг вечером, в пятницу утром

Тропарь первой песни канона Кресту:

«Волны морския жезлом огустив, и провел еси люди, прообразуя Крест Твой, имже ссекл еси воду лестную, и в к земли, Щедре, Богоразумия спасл еси всех, верою поющих Твою силу».—Морские волны загустив (остановив их течение, Ты, Господи) провел людей (еврейских), прообразуя (этим) Твой Крест, которым Ты уничтожил воду лжи, и всех, поющих Твою силу, привел к земле богопознания.—Здесь вспоминается событие перехода евреями по дну Красного моря, когда чудом Божиим воды расступились, а облачный столп задерживал египтян, преследовавших евреев, а затем, когда народ еврейский перешел на другой берег, воды сомкнулись и потопили преследователей (Исх. 14, 13-30).

В пятницу вечером, в субботу утром

Тропарь седьмой песни канона святым на утрени:

«Божественнии святителие, яко корабль исправивше Церковь Христову, непотопляему ту соблюдоша, прелести избегшее воистину злых волн».—Божественные святители, Вы привели в порядок Христову Церковь, сохранили ее непотопляемой, избегли злых волн.

В греческом Октоихе, в конце песнопений третьего гласа, приведено следующее похвальное стихотворение: «Хотя и третий ты, но близок мужественным трудам первого, Третий; ты действительно без прикрас, простой и очень мужественный и тебя почитаем, Третий! Множеству, равночисленному тебе, ты полагаешь начало, множеству приличествуешь, подобающим образом слагаемому, Третий!».

 

 П. В. Бубнов,
кандидат богословия

Просмотрено: 0 раз.

Рекомендуем

В Минской духовной семинарии состоялось заседание Ученого совета

В ходе заседания были подведены итоги первого семестра 2018/2019 учебного года и принята резолюция относительно поддержки позиции священноначалия Русской Православной Церкви в связи с посягательством Константинопольского Патриархата на каноническую территорию Украинской Православной Церкви Московского Патриархата.

Представители Минской духовной семинарии приняли участие в Общем собрании Минской епархии

В работе собрания приняли участие ректор Минской духовной семинарии архиепископ Новогрудский и Слонимский Гурий, секретарь Ученого совета протодиакон Георгий Пшенко, заведующий кафедрой церковной истории протоиерей Александр Романчук и проректор по научной работе доцент А.В. Слесарев.