Монастыри острова Кипр

1 (1)Для многих людей остров Кипр известен не иначе как популярнейшая курортная зона, где процветают лишь различные отрасли туризма. А, соответственно, как может показаться, там и места не может быть Церкви со всей ее богатой и многосложной историей, непрерывно связанной с этим замечательным островком христианства в Средиземном море.

Петляя по серпантинам и проезжая горные кипрские деревушки, убеждаешься в том, что этот сказочный остров воистину сокровищница православной веры в Средиземноморье. Да и как же иначе? Ведь даже в горных труднодоступных местностях виднеется одна, две церкви, по своим масштабам не уступающие нашим городским храмам. Среди таких церквей и монастырей есть не только построенные совсем недавно, но также известнейшие древние памятники христианства, которым уже целые столетия.

Одним из таких памятников является особо почитаемая невысокая каменная колонна св. ап. Павла в городе Пафос. По преданию, в первом столетии по Рождеству Христову здесь римляне истязали плетью из 39-ти шнуров привязанного к колонне апостола Павла, который вместе с апостолом Варнавой основал на Кипре первую христианскую общину.

Немалый интерес представляют находящиеся неподалеку катакомбы св. Соломона с великолепными фресками XII-го века. Неплохое представление о раннехристианском искусстве Кипра дает церковь Божий Матери называемой Ангелоктиста, построенная в XI-м веке и находящаяся вблизи курортного города Ларнака. Она была воздвигнута на месте древней базилики, от которой до настоящих дней хранится апсида с мозаикой VI-го века, изображающей Богородицу с Младенцем на руках между архангелами Михаилом и Гавриилом, которая по своей красоте по праву соперничает с мозаиками Равенны.

IX-м веком датируется одна из известнейших церквей в христианском мире, освященная в честь св. Лазаря, который когда-то был воскрешен из мертвых Спасителем и являлся Его ближайшим учеником, став позже епископом на Кипре. По преданию святой Лазарь был захоронен в этой церкви, что подтверждают археологические раскопки, проводившиеся здесь в 1972 году, во время которых под алтарем храма были обнаружены находившиеся в мраморном саркофаге мощи, датируемые I-м веком. Глава святого Лазаря сегодня бережно хранится в этом храме и почитается верующими как величайшая святыня. Также в склепе под алтарем храма находится тот самый саркофаг, в котором был погребен Лазарь. Там же, в склепе, можно увидеть странное явление, которое представляют громадные свечи в виде людей разного возраста и роста. Это еще одна интересная традиция киприотов—благодарить Господа и Его святых, которые помогли исцелиться людям от различных болезней. Каким был исцеленный, по его виду жертвуется и свеча храму св. Лазаря.

В XI-XII веке в горах западной части острова было основано немало монастырей, которые служили не только оплотом духовной жизни острова, но также несли оборонительную функцию, защищая население острова в случае опасности. В 40 километрах от Ларнаки на вершине горы, на высоте 750 метров над уровнем моря находится один из древнейших монастырей Кипра под названием Ставровуни, что в переводе с греческого значит гора креста. Такое название монастырь приобрел благодаря тому, что ему была пожертвована в IV-м веке, по указанию св. Елены, матери императора Константина Палеолога, частица от древа креста, на котором был распят Иисус Христос. Монастырь Ставровуни отличается тем, что в нем совершенно закрыт доступ для женщин, и живет братия монастыря по довольно суровому уставу, что, впрочем, не препятствует гостеприимству монахов, которые с удовольствием принимают посетителей, угощая их фруктами и известной сладостью Кипра лукумом. Но главной особенностью кипрских монахов являются их ясные, приветливо улыбающиеся лица, в которых можно увидеть отпечаток того света, который служители Христовы приобретают, проводя истинно христианскую жизнь. В ясную погоду с террасы монастыря Ставровуни можно увидеть большую часть острова и ярко-голубое Средиземное море, которое виднеется в дымке, подобно некоему таинственному миражу.

К юго-западу от Никосии, в горах Троодоса находится самый крупный и значимый на Кипре монастырь, названный в честь Киккской иконы Божией Матери. Монастырь известен тем, что в нем находится одна из трех икон, написанных, по преданию, апостолом Лукой. История появления монастыря непрерывно связана с этой чудесной иконой. Как гласит предание, в одной из пещер в горах Киккоса жил добродетельный монах Исаия. Однажды византийский правитель острова Мануил Вутомитис отправился в горы на охоту. Но, сбившись с дороги, он заблудился в лесу и таким образом набрел на пещеру монаха-отшельника. Попросив монаха указать обратный путь, правитель, однако, не услышал ответа, что, естественно, задело его самолюбие и тот, обругав Исаию, ударил его.

1 (1)Прошло некоторое время и Мануил, возвращаясь в Никосию, заболел неизлечимой болезнью, летаргией. Изнемогая от боли, он вспомнил о своем бесчеловечном поступке по отношению к монаху, и тут же стал просить у Бога прощения, пообещав лично просить прощения и перед смиренным отшельником. Исаие Господь поведал, что все случившееся с ним является промыслительным действием Божьим, и у правителя Мануила Исаия должен потребовать икону Божией Матери, написанную апостолом Лукой, которая хранится во дворце императора в Константинополе. Желание Исаии заставило содрогнуться Мануила, поскольку показалось ему неосуществимым. Но все же Мануил пообещал исполнить просьбу монаха и спустя некоторое время вместе с ним отправился во дворец к императору в Константинополь. Но долгое время ему не предоставлялась возможность встречи с императором, что заставило Исаию отправиться обратно на остров. В это время дочь императора внезапно заболела неизвестной тяжелой болезнью, подобной на ту, от которой исцелился Мануил Вутомитис. Эта болезнь и предоставила ему возможность встретиться с императором и рассказать о своей истории знакомства с монахом, а также попросить икону, после передачи которой отшельнику дочь императора обязательно должна выздороветь, как в этом заверил Мануил. Но император не желал расставаться с иконой и пригласил во дворец лучшего иконописца, для того, чтобы тот написал копию иконы Киккской Божией Матери, которая должна будет отправиться на Кипр вместо подлинника.

Но иная была воля Богородицы, которая явилась вечером императору и поведала о том, что саму икону необходимо отправить на остров, а копию император может оставить себе. На следующий день корабль со святыней отправился к острову, где икона была передана Исаие. Народная молва Кипра гласит, что когда монах нес икону, перед ней склоняли свои ветви деревья, а над островом летала какая-то птица и человеческим голосом пела: «На горе работа споро, монастырь здесь будет скоро, злата Госпожа взойдет, Свое место там займет». Если верить этой истории, то птица сказала правду, поскольку по сей день в горах Киккос располагается самый известный и великолепный монастырь Кипра, который славится своей чудотворной иконой Богородицы, а также благими делами братии монастыря. Именно трудами монахов этой обители в столице Кипра, городе Никосия, были построены за счет монастыря и переданы государству два колледжа. В самой обители монахи открыли один из богатейших и известнейших музеев, в котором выставлены на экспозицию древнейшие шедевры, знакомящие нас с богатой культурой и величием Эллинизма и Православия. Здесь хранятся и интересные образцы церковной утвари. Некоторые из них были привезены сюда из России, где Киккский монастырь имел широкую известность, поскольку в Грузии находилось одно из его подворий.

Еще одним монастырем, хранящим свою первоначальную архитектуру, является монастырь Махерас, который располагается в 40 километрах от Никосии. По своему внешнему виду обитель напоминает крепость. Здесь во второй половине XVIII-го века во время богослужений читали довольно необыкновенную для Кипра молитву «за великую госпожу нашу императрицу Российскую Екатерину и ея царский дом». Эта молитва являлась воззванием к России о помощи в борьбе против турецкого владычества. На сегодняшний день турками оккупировано 30% территории острова Кипр, с которой были насильно изгнаны коренные жители, а их дома до настоящего времени заняты турецкими солдатами и прибывшими на эту часть острова турками. Подобные действия со стороны турок-мусульман привели к безвозвратному исчезновению десятков древнейших православных храмов и монастырей, хранивших некогда ценнейшие фрески, иконы и различные древние церковные ценности, которые сегодня нелегально продаются в разных концах света за огромные деньги. Сами же храмы и монастырские комплексы на оккупированной территории превращены мусульманами в мечети или стойбища для скота.

Таким образом, церковная история Кипра, представленная в виде многочисленных древних храмов и монастырей, хранящих в себе величайшие святыни христианского мира, свидетельствует нам о том, что этот дивный остров по праву можно назвать частицей средиземноморья, хранящей в себе доказательства того, какие благодатные плоды принесла проповедь святых апостолов. Этими духовными плодами монастыри и храмы Кипра способны напитать сегодня сполна души тех, кто ищет доказательства правдивости истории христианства и миссионерских подвигов первых учеников Христовых. Их нынешние последователи на Кипре с достоинством проходят поприще духовной брани, подвизаясь в нелегких трудах монашеской жизни. Они подают нам пример того, как должен жить истинный христианин, исполняя заповеди Господни, которые объединяются одним простым словом: любовь.

 Сергей Шейко,
студент III курса МинДС

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.