Не способный ни на что

1 (1)Кто такой антихрист? Надо ли бояться и ждать его? Что делать, чтобы не получить его печать? Все больше людей беспокоят сегодня эти вопросы. Обратимся к Священному Писанию Нового Завета и церковному Преданию, чтобы попробовать разобраться в этой проблеме.

Нет, наверное, человека, который не знал бы слова «антихрист». И хотя в Священном Писании оно встречается только четыре раза, и всегда в посланиях св. апостола Иоанна (1 Ин. 2, 18, 22; 4, 3; 2 Ин. 1, 7), но запоминается как-то сразу. В посланиях святого апостола Иоанна образ антихриста собирательный: «Апостол, предостерегая верующих от соблазнов со стороны лжеучителей, отмечает, что лжеучители прежде принадлежали к Церкви, но затем отделились от нее как не имевшие с ней внутренних связей… Он указывает сущность их пагубного лжеучения… Суть антихристианского учения, по Апостолу, заключается в отрицании того, что Иисус есть Мессия—Христос, пришедший для спасения людей. Всякий лжеучитель, отрицающий эту основную истину христианства, есть лжец (pseustes) в преимущественном смысле, истинный антихрист, вместе с непризнанием Сына, лишающий Себя и всякого Богопознания: «всякий, отвергающий Сына, отвергает и Отца» (23 ст.)—так как только из познания свойств и действия Сына можно узнать свойства и действия Бога Отца, по слову Самого Господа: «Видевший Меня, видел Отца… Я во Отце и Отец во Мне (Ин. 14, 9, 10)» . Значит, апостол Иоанн под образом антихриста имеет в виду только тех, кто отрицает воплощение Сына Божия и далее не идет.

Так же думает и блаженный Феофилакт Болгарский (ок. +1107): «Апостол говорит, что антихрист уже в мире; разумеется, не самолично, а в лице лжепророков, лжеапостолов и еретиков, предваряющих и приготовляющих его пришествие» (Феофилакт, архиепископ Болгарский. Толкование на деяния и соборные послания святых апостолов. М.,?1993. С. 258).

Слово «антихрист»—греческое и состоит из двух частей. Предлог anti—взамен, против, и Сhristos—Христос, Мессия, т.е. ложный Христос или ложный Мессия.

Сам Христос, правда, не говорит об антихристе, а лишь о лжехристах и лжепророках (Мф. 24, 11, 24). Но эти ловкие самозванцы, выдающие себя за Христа, еще не являются врагами христианства,—они всего лишь обольстители, «умножающие беззакония». Преследовать же и уничтожать христиан будут, по Евангелию, какие-то враждебные народы. «В Новом Завете нет единого и связного учения об антихристе. Можно сказать, что антихрист как таковой, антихрист в его позднейшем понимании, в священных книгах христианства еще отсутствует. В различных эсхатологических пророчествах Нового Завета возникают фигуры и образы неких экстраординарных противников Христа и христианской Церкви, но связь между этими фигурами достаточно условна. Почти у каждого автора, затрагивающего эту тему, есть свой отдельный взгляд на вещи и свои собственные критерии, которые не только отличаются от критериев других авторов, но нередко вступают с ними в противоречие» ( Деревенский Б. Г. Учение об антихристе в древности и средневековье. СПб., 2000. С. 119).

Ученые видят два основных источника происхождения учения об антихристе в христианстве. «В новозаветных канонических писаниях, а также в апокрифическом Послании Варнавы мы находим, по крайней мере, два различных взгляда на грядущего анти-Мессию, бытовавших в различных раннехристианских общинах. Одна традиция непосредственно следовала еврейским апокалипсисам и популярным на Востоке оракулам. Ее можно назвать иудео-христианской традицией. Ей принадлежит «зверь» и «восьмой царь» Откровения Иоанна Богослова и отчасти «короткий рог» Послания Варнавы. Другая традиция во многом является собственно христианской, родившейся в самой Церкви и имевшей теологические религиозно-нравственные основания. Ее персонажи: «человек греха», и «беззаконник» Второго послания к Фессалоникийцам апостола Павла, а также антихристы соборных посланий апостола Иоанна. Традиции эти по мере сплочения христианских общин и образования Вселенской Церкви имели тенденцию к сближению, взаимопроникновению и, наконец, к слиянию, когда и возникло, собственно говоря, учение об антихристе».

Похожее мнение высказывают и авторы Оксфордского словаря христианской Церкви: «Некоторые утверждают, что христиане адаптировали иудейское предание об антихристе и развили его. Другие не связывают антихриста с в какой-либо личностью, но видят в нем обобщенное зло. Третьи хотят видеть в антихристе указание на исторические персонажи—Калигулу (император с 37 по 41г. по Р. Хр.), Симона волхва (Деян. 8, 9-24) или Нерона (императора с 54 по 68 г.). Попытка Калигулы установить свою статую в Иерусалимском храме и культ римского императора наводили на мысль, что антихрист грядет из имперского Рима. Последствия гонения при Нероне, отголоски которых находятся в Откровении Иоанна Богослова (17, 8), и слухи о том, что Нерон не умер, способствовали слухам о его возвращении. Согласно Блаженным Иерониму (+420) и Августину (+430), бытовало верование о том, что сам Иоанн Богослов не умер, а погрузился в сон и явится, чтобы свидетельствовать о Нероне как об антихристе. В четвертом веке антихриста отождествляли с арианами, а святитель Кирилл Иерусалимский (+386) утверждал, что антихрист будет волхвом, который захватит власть над Римской империей, объявит себя Христом, обманет евреев, выдавая себя за сына Давида, восстановит Храм и развяжет преследования христиан, но затем во Второе Пришествие Сына Божия будет убит».

Кратко, но ярко время антихриста описал апостол Павел во Втором послании к Фессалоникийцам (2, 1-17). Правда, он называет его человеком греха, сыном погибели, беззаконником, но уже древние комментаторы видели в нем самого антихриста. Вот это место: «Молим вас, братия, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании к Нему, не спешить колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания, как бы нами посланного, будто уже наступает день Христов. Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога… Тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь. И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения».

Наиболее же полно явление антихриста и сил зла, его борьба с Церковью и поражение представлено в книге «Откровение (Апокалипсис) святого Иоанна Богослова».

«Содержание Апокалипсиса представляет собой ряд таинственных видений, которые созерцал святой апостол Иоанн в состоянии пророческого восхищения. После вступления в нем изображаются: 1) видение Сына Человеческого среди золотых светильников с указанием их достоинств и недостатков и указанием их будущей судьбы; 2) видение семи таинственных печатей, разрешаемых Агнцем; 3) видение семи ангелов с семью трубами под седьмой печатью; 4) несколько видений после звука седьмой трубы, именно: а) видение жены, облеченной в солнце и красного дракона, б) видение зверя из моря и зверя от земли, в) видение Агнца на Сионе, трех ангелов, парящих посреди неба, Сына Человеческого с серпом в руке и ангела с тем же орудием, г) видение семи чаш гнева Господня, д) видение блудницы, сидящей посреди моря на семиглавом звере, е) видение последнего суда над Вавилоном, зверем и лживым пророком; брак Агнца и торжество истинного победителя; 5) видение тысячелетнего Царствия Христова и последующего за ним страшного суда Господня; видение нового неба и новой земли и нового Иерусалима, сходящего с небес» (Апокалипсис святого Иоанна Богослова. Сборник святоотеческих и богословских истолкований. Составитель М. Барсов. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2000. С. 9-10).

Самым авторитетным комментарием является «Толкование на Апокалипсис святого Андрея, архиепископа Кесарийского» (М., 1901), который жил во второй половине 5-го века. Русский перевод этой книги многократно переиздавался.

Кстати, преподобный Иоанн Дамаскин, резюмировавший учение об антихристе, практически не упоминает Откровение Иоанна Богослова, а основывается почти исключительно на Втором послании апостола Павла к Фессалоникийцам.

Святитель Феофан Затворник собрал все авторитетные толкования и составил из них связанный рассказ.

Ключевая мысль у него—отступление. Какое? Конечно, то, которое совершится перед Вторым Пришествием Христа. И вот как это произойдет.

Евангелие будет всем известно. Но одни люди не захотят ему верить, другие предпочтут перетолковывать Священное Писание по-своему и полагаться на свои измышления. Таких «вер» и теперь уже очень много, а тогда станет еще больше. Что ни голова, то свое исповедание. И все будут называть себя христианами.

И хотя повсюду видны будут храмы, и в них будут совершаться богослужения, но это только видимость, внутри же—отступление истинное. В общем, самая лучшая почва для появления антихриста.

1 (1)Смотрите, какая здесь удивительная мысль. Антихрист родится в разложившейся христианской среде и усвоит себе худшие черты отступления—лицемерие, ложь и уже через это легко воспримет всю силу и энергию сатаны. Этим концепция святителя Феофана Затворника отличается от традиционного воззрения древних христианских писателей, которые настаивали на еврейском происхождении антихриста из колена Данова.

«Предполагаемое еврейское происхождение будущего врага,—комментирует Б. Г. Деревенский,—заставляло вносить сюда необходимые коррективы. По мысли Феодорита (+ок. 466), антихрист будет поначалу царем Иудеи и, только победив трех царей, завоевав три царства, станет римским царем и достигнет мировой гегемонии. Практически никто из отцов Церкви не отрицал, что антихрист будет особенно благоволить евреям, вернет их из изгнания, восстановит Иерусалимский храм и даже, возможно, сделает Иерусалим своей столицей…»

Преподобный Ефрем Сирин (+373) предполагал, что антихрист придет из того же колена, что и Христос, т. е. из колена Иудина: «Человеком же греха,—пишет он в толковании Второго послания апостола Павла к Фессалоникийцам,—назвал его, чтобы указать на то, что как человек придет он, а не в образе только человека, ибо пришествию Господа нашего подражает,—человеком придет он не из язычников, но из самого народа израильского и из колена Иудина,—не в необрезании, а в обрезании, чтобы под предлогом своего происхождения и обрезания пленить народ Израильский, который ожидает его пришествия именно в таком виде».

Исследователи отмечают, что он также не исключал происхождения антихриста и из среды христиан. «Следуя Ефрему,—пишет Б. Г. Деревенский,—«змий» выступит из среды народа, возможно, даже из числа христиан, притязая на роль «истинного пастыря» и обольщая всех притворными добродетелями, так что в скором времени «с величайшей радостью воцарят его, говоря друг другу: «Найдется ли еще человек столь добрый и правдивый».

Потому-то и станет человеком беззакония, пропитанным беззаконием, сущность которого беззаконие. Беззаконно родится, беззаконно будет жить, и расширять беззаконие всюду, в беззаконии и погибнет. Он будет полное осуществление беззакония, и ничего в нем не будет, кроме беззакония. Но чтобы привлечь к себе людей, он попытается подражать Христу, а скорее—пародировать Его.

Об этом говорили уже древние комментаторы, например, Ипполит Римский (+236): «Христос—лев, лев и антихрист, Христос—царь, царь и антихрист, хотя и земной. Явился Спаситель как Агнец; подобным же образом и тот покажется как агнец, хотя внутри будет волком. Обрезанным (т.е. евреем) пришел Спаситель в мир, подобным же образом явится и тот. Послал Господь апостолов ко всем народам, так и он пошлет своих лжеапостолов. Дал Господь печать верующим в Него, подобным же образом даст и тот. Воскресил и показал Спаситель святую плоть Свою как храм, и он восстановит каменный Храм в Иерусалиме».

Преподобный Ефрем Сирин так описывает антихриста как карикатуру на Христа: «Поскольку Спаситель, вознамерившись спасти род человеческий, родился от Девы…, то и он (антихрист) умыслил воспринять образ Его пришествия и прельстить нас. От скверной девы родится он, но это не значит, что он воплотится. Придет же всескверный, как вор, в таком образе, чтобы прельстить всех. Придет смиренный, кроткий, ненавистник, как скажет о себе, неправды, отвращающийся идолов, предпочитающий благочестие, добрый, нищелюбивый, благообразный, постоянный, ко всем ласковый, уважающий особенно народ иудейский, потому что иудеи будут ожидать его пришествия. А при этом всем, с великой властью совершит он знамения и чудеса и примет хитрые меры всем угодить, чтобы в скором времени полюбил его народ. Не будет брать даров, говорить гневно, показывать пасмурного вида, но благочинной наружностью станет обольщать мир, пока не воцарится…Потом вознесется сердцем и изрыгнет горечь свою тот змий, смятет вселенную…, всех притеснит и станет осквернять души, не благоговение уже в себе показывая, но во всяком случае поступая, как человек суровый, жестокий, гневливый, раздражительный, стремительный, беспорядочный, страшный, отвратительный, ненавистный, мерзкий, лютый, губительный, бесстыдный, который старается весь род человеческий вринуть в пучину нечестия. Многочисленные произведет он знамения, но ложно, а не действительно».

А что значит: «Сядет в храме Божием как Бог»? Сам Феофан думает, что будет какое-то центральное место действий антихриста, и там-то, в главном храме, он и воссядет как Бог, а затем будет садиться и в других храмах, которые встретит лично. А, может быть, в храмах просто будут ставить его образы. В Апокалипсисе есть намек и на это. Здесь у комментаторов нет единого мнения. Одни, как святитель Иоанн Златоуст (+407), думают, что это будет Иерусалимский храм и все прочие храмы; другие, как блаженный Феофилакт, считают, что это будет не Иерусалимский храм, а просто Церкви Божии и всякий храм Божий.

Сам Апостол Павел не останавливается подробно на деятельности Антихриста, но об этом символически рассказывает Апокалипсис. Из всех его таинственных символов многих людей наиболее устрашают печать антихриста и число 666.

Классическое толкование печати дал святой Андрей Кессарийский. Предтеча антихриста, сделав изображение зверя, ложно покажет его говорящим, повелит избивать ему непокланяющихся и постарается наложить у всех начертание пагубного имени отступника и обольстителя на правых руках ради пресечения правых и добрых дел, а также на челе, чтобы научить прельщенных быть дерзновенными в обольщении и тьме».

У диакона Андрея Кураева есть хорошая подборка материалов, объясняющих смысл печати. Приведем кратко некоторые из приведенных им мыслей: «Печать антихристова будет знаменовать тех людей, которые уже задолго перед ее внешним приятием потеряли желание искать Христа… Некоторые святые отцы, не опровергая традиционного понимания начертания зверя на правую руку и чело, давали нравственное толкование: правая рука—деятельная жизнь по заповедям Божиим, чело—познание истины Божией. Принявший на правую руку и чело начертание зверя, не может совершать куплю, т.е. выкуп Царства Небесного за земную жизнь».

Или: «Злопомнение есть печать антихриста, и сердце злопамятного запечатлено печатью его. И когда антихрист (то есть дух антихристов, действующий в мире) кладет эту печать, то от этой печати злопамятства обмирает сердце человеческое… так обмирает человек, когда сердце его бывает запечатлено ненавистью. Это проклятое злопамятство делает человека столь бесчувственным, что люди сами умерщвляют себя разными смертями—из «Посмертных поучений преподобного отца нашего Нила Мироточивого»

Это число зверя или имени зверя не есть знак чисто буквальный, но символический, таинственный, вероятно, выражает характер исповедания веры или превратный образ мыслей и жизни того общества людей, которое здесь называется зверем. Иметь имя зверя или число имени его в таинственном смысле значит исповедать то учение, которое проповедует зверь, и тем отличаться от прочих».

К сожалению (и позору нашему), не антихрист своей магической властью лишит людей свободы и тем самым навяжет нам свою власть, но сами люди примут такой образ жизни и такую систему ценностей, что изгонят из своей жизни Христа. И когда в их мыслях не будет места для стремления к Спасителю, тогда и появится на их челе «печать зверя».

Что же касается числа 666, отметим только, что в самом Апокалипсисе оно обозначено буквами из греческого алфавита, а не арабскими цифрами, как сейчас: «Самый внешний вид этого числа производил подавляющее и таинственное впечатление. Первая буква была начальной буквой имени Христа (буква хи). Последняя буква была первой двойной буквой (стигма) в слове крест (stauros). Между этими буквами стояла, как бы змей, буква кси, известная своим извилистым начертанием и шипящим звуком (Откр. XII, 9; XX, 2). Вся эта группа составляла троякое повторение числа 6, символа бремени и несовершенства, и этот числовой символ антихриста—666 стоял в страшной противоположности к числу 888, состоявшему из трех совершенных 8,—имени Иисуса».

«Иоанн не назвал этого имени теперь, не потому, что хотел через это создать загадку, но потому, что знание этого имени теперь и не нужно, ибо бесполезно. Оно будет нужно и полезно только лишь в последнее время, когда появится тот человек, который и будет носить это имя… Личное имя антихриста намеренно скрыто по воле Божией с особенными премудрыми целями, и только будущие времена откроют имя этого чрезвычайного противника Иисуса Христа и св. Церкви».

И еще одна загадочная мысль: «Тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь». Кто этот удерживающий?

«Сам Христос,—отвечает святитель Феофан и продолжает,—Его воплощение еще не совершило своего дела… Мир стоит только затем, чтобы вложенная в наш род, как закваска в тесто, сила спасения произвела свое дело.

Сила спасения—Божественное Слово и благодать, принимаемые верой. Ходит Слово Божие по земле, возбуждает усыпленных и приводит их к источникам благодати. Этого рода явления повсюду—и среди неверных, и среди заблудших, и среди верующих… Из них-то Господь и строит Свое царство духовное. Они материал, готовящийся на земле для неба. Когда все эти силы выберут с земли весь гожий материал, и Царство Божие вполне созиждется, тогда и настоящему порядку вещей незачем будет оставаться. Когда совершится это, тогда конец, тогда же и явление антихриста». Он приводит и такую причину явления антихриста: «(В нем) Бог попустит раскрыться злу во всей широте и силе, чтобы обнаружились и сами себя изобличили те, которые суть его части. Таким образом, после того или вместе с тем, как Божиих всех уже произведет человеческий род и больше их ожидать нечего, и не Божии все выступят на лицо, сбросив личину; тогда жатва будет готова… Как он сам сын погибели, то и привлечь к себе успеет только погибающих. И погибающие эти погибнут не по определению Божию, а потому, что возлюбили пагубный образ жизни и нрав. Бог все употребляет к вразумлению и обращению грешников, и когда уже ничем их взять нельзя, и не предвидится, чтоб можно было, тогда предает их в руки произволения своего. И всякий в жизни своей встречает людей, которым, что ни говори, они все свое, как остолбенелые и окаменелые».

Обратите внимание, сатана в лице антихриста действует не сам по себе, а только по попущению Божию. Это подметил уже святитель Григорий Великий, папа Римский (+604): «Диавол знает, что сам по себе он не способен ни на что,—что как дух он сам по себе не существует. Надо знать, что воля сатаны всегда зла, но могущество его не вне закона. Ибо волю он имеет от себя, власть же—от Бога. То, что он хочет сделать по злобе, то Бог позволяет ему по правосудию. Не следует бояться того, кто ничего не может делать без разрешения. Надо трепетать только перед Той Силой, Которая, разрешая врагу буйствовать, заставляет неправую волю служить исполнению правых предопределений».

Так же думает и святитель Феофан Затворник. Его словами и закончим: «И тогда откроется беззаконник. И тогда, но не в то время, которое ему хотелось избрать, а какое назначено ему Божественным Промыслом. Он явится не против воли Божией. В Божиих планах мироправления стоит и он, и подготовка его, и последствия того. Не потому так, чтобы Бог хотел зла людям, а потому что люди сами себя до того доведут. Этот момент отодвинул Бог до последней возможности, ожидая, не явится ли кто еще желающий к Нему обратиться и служить Ему. Дал Бог свободу и не хочет отнимать ее, только окружает ее всегда такими указаниями, внимая которым, она может избрать доброе направление. Но не неволит, ждет, чтобы она сама избирала доброе. Если же она избирает злое, сама виновата».

 Доцент протоиерей Владимир Башкиров, 
магистр богословия

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.