В ожидании конца света

1Как вычислить время окончания земной истории и предсказать дату конца света? Очень многие люди пытались в прошлом и пытаются сегодня дать ответ на этот вопрос. История показывает нам бесполезность всех таких попыток. Никто из людей, и даже ангелов, не знает и никогда не узнает этой даты.

Ни одному человеку неизвестна дата окончания земной истории, и всякий, пытающийся предсказывать конец мира либо же утверждающий о его близости, неотложности в самое ближайшее время, тем самым идет против Священного Писания. Сам Господь наш Иисус Христос сказал: «О дне же том, или часе, никто не знает, ни ангелы небесные, ни Сын, но только Отец» (Мк. 13. 32). Тем не менее, на протяжении всей истории христианской Церкви находились люди, которые ожидали скорого конца света, и сотни раз назначали его точную дату, однако, ни одна из них не оказалась верной.

Ожидание кончины мира особенно усиливались в связи с какими-нибудь природными или политическими потрясениями в истории государств и народов. Например, солнечные затмения, приближения комет, голод или эпидемии якобы подтверждали усиление деятельности сатаны перед ожидаемым пришествием Иисуса Христа. Конец света ожидался и при приближении круглых дат. В Европе особенно активно ждали окончания земной истории в тысячном году от Р. Х. По мере приближения этого года увеличивалась раздача подаяний и умножалось количество паломников, а также отлучений от Церкви. Вместе с тем многие люди в разных странах впадали в состояние самого настоящего безумия: одни становились сверх меры религиозными, другие—наоборот.

В ХV веке в Греции и России было общераспространенным мнение, что с окончанием седьмой тысячи лет от сотворения мира должен произойти конец света и явится Всемирный Судия. Окончание же седьмой тысячи падало на 1492 год. До этого года была доведена на Руси пасхалия и далее не продолжена. Эти предсказания вызвали на Руси величайшую панику. Люди бросали все, что нажили, переставали пасти скот и засевать поля. Между тем, роковой год наступил, а конца истории не последовало. И вот, в самом начале восьмого тысячелетия, в сентябре 1492 года в Москве собрался Собор, на котором решили написать пасхалию на восьмую тысячу лет. Но осуществить это решение не спешили. Не ранее, как через год и три месяца митрополит Зосима изложил на Московском Соборе пасхалию на двадцать лет.

О скором Втором Пришествии Спасителя говорил и один из основателей протестантской церкви Мартин Лютер. Он утверждал, что это произойдет в ближайшем столетии, и его призывы религиозно очиститься были в какой-то степени побуждениями к покаянию перед близко предстоящим концом для того, чтобы достойно встретить Страшный Суд.

В семнадцатом столетии были распространены чаяния конца света в старообрядческой среде. Представители одного из его ответвлений, федосеевцы, ожидая близкой кончины мира, заканчивали жизнь самоубийством. Некоторые из них, обнявшись, прыгали с крыш изб в пламя костров. Обхватив друг друга, девушки с разбегу бросались в огонь, дети тянули в пламя родных, отцы и матери шли на сожжение с младенцами в руках; некоторые целыми семьями бросались в реки. Многие, ожидая с часу на час, особенно в 1666 и 1692 годах, окончания земной истории, ложились в гробы, чтобы встретить Страшный Суд на смертном ложе.

Эти описания по своей трагичности напоминают ужасные картины танца смерти позднего западного средневековья, когда во время чумы все население ждало последнего часа. Нередко перед самоубийством несчастные кандидаты на сжигание или уморение голодом старались урвать последние радости жизни, так как смерть во имя веры, по их мнению, все равно должна была очистить и покрыть все грехи.

Однако минул злополучный 1666 год, не принеся никаких видимых свидетельств прекращения существования вселенной или Русского царства. Тогда проповедники стали указывать другие сроки. По сложным расчетам инока Авраамия, окончание истории должно было произойти в 1691 году. Другие относили конец света к 7197 или 7200 году от сотворения мира, то есть, по их счету, на 1692 год. Однако после того, как этот год минул, эсхатологические ожидания начали быстро проходить. Неоднократно кончина мира предсказывалась и в XIX веке. Среди многочисленных провозвестников окончания земной истории и скорого пришествия Христа выделяются члены христианской протестантской церкви, в названии которой отражена вера во Второе Его Пришествие—адвентисты (от лат. adventus—пришествие). Ее основатель, Уильям Миллер, назначил год прихода Спасителя—1843. Обоснованию этой даты Уильям посвятил целый трактат, озаглавленный как «Свидетельства из Священного Писания и истории о Втором Пришествии Христовом в 1843 году и Его Личном царствовании в продолжение тысячи лет».

Он начал активно проповедовать это. Так как Миллер был человеком харизматическим и убежденным, то у него появлялось все больше сторонников. Народ в истерике ждал Второго Пришествия. И вот пришел 1843 год, но ничего не случилось. Миллер снова стал считать в надежде найти ошибку, и она, разумеется, нашлась: дату Второго Пришествия пришлось отложить до 21 марта 1844 года—дня весеннего равноденствия, когда все и должно было произойти. Но и тогда ничего не случилось. Уильям впал в депрессию, но фанатичные последователи убедили его, что считать надо по еврейскому календарю, по которому новый год наступал 21 октября 1844 года. Уильям Миллер поверил, что именно эта дата уже точно безошибочна. Эта уверенность передалась и людям, которые, перестав сеять и пахать, собрались в белых одеждах у горы в штате Нью-Йорк в ожидании восхищения на небо. Но назначенный срок прошел, и опять ничего не случилось. Этот день стал днем «Великого разочарования», которое привело к образованию самостоятельных адвентистских общин. Однако нужно было как-то выходить из неприятного положения. И вот, после недолгих раздумий, выход был найден. Миллер объявил, что суд Божий уже начался. И начался он в 1844 году в небесном святилище. Этот процесс он назвал очищением святилища.

С тех пор прошло много лет. Современные адвентисты уже не предсказывают время Второго Пришествия Христа, а лишь указывают, что Спаситель человечества близок, что Он «при дверях». Но точное время этого события не предсказано. Конец мира и Второе Пришествие пропагандировало учение и другой протестантской церкви—Свидетели Иеговы. Основоположник этой секты Чарльз Тейз Рассел в своих сочинениях, особенно в шести томах «Исследования священных писаний», посвятил вычислению времени конца света сотни страниц. Указывал он там и конкретные сроки различных эсхатологических событий. Например, в третьем томе было написано: «Время конца, или день подготовки Иеговы, считается с 1799 по 1914 год». В другом месте: «Второе Пришетвие Мессии состоялось точно в октябре 1874 года… с этого времени в полной гармонии с раскрывающимся планом Божиим проходит подготовительная кампания к битве великого дня, которая произойдет в 1914 году». В третьем томе он называл уже иную дату: «Считаем хорошо установленным правдивым фактом, что окончательный конец царства этого мира и установление Царства Божия на земле начнется около 1915 года». От неминуемого краха «пророка» спасла Первая мировая война, которая навела на мысль об Армагеддоне. В 1916 году было объявлено: «Наши разумеющие глаза должны ясно различать, что Битва Великого Дня Всемогущего Бога уже идет».

1

Руководство секты призывало молодежь отказаться от высшего образования: «Не давайте им промывать вам мозги сатанинской пропагандой о желании чего-то достичь в этом мире. У этого мира осталось очень мало времени!». Кроме того, за год до намеченной кончины мира пропагандисты советовали продавать свои дома, чтобы отдать остающиеся месяцы распространению учения «Свидетели Иеговы». Опять поверили бруклинским учителям. Часть верующих стала воздерживаться от строительства жилья и приобретения домашних вещей. В СССР в 1975 году некоторые из членов секты, проживающие в сельской местности, памятуя об уверениях заокеанских наставников, что в Царстве Божием обо всем побеспокоится сам Иегова, не стали заготавливать на зиму продукты для себя и корм для домашних животных, продавали имущество. Но, как известно, все это оказалось напрасным.

Среди тех, кто назначил конец света и приход Спасителя в XIX веке, выделяется миссионерская организация «Епифания». Вслед за Расселом члены этого движения считали 1874 год датой незримого пришествия Христа на землю. По уверениям епифанистов, сегодня приближается конец тысячелетнего заточения сатаны, после которого он будет на короткое время освобожден, но проиграет последнее сражение и будет раз и навсегда уничтожен. Затем исчезнут все людские невзгоды и страдания, и каждый, кто успешно пройдет все испытания, обретет бессмертие.

Еще одно интересное пророчество принадлежит пятидесятникам. По их учению, будущая жизнь будет представлена двумя царствами—Иисуса Христа и Бога Отца. Иисус Христос создаст Свое царство в Палестине, на горе Сион, в Иерусалиме. А царство Бога Отца будет находиться на небе. Различаться они будут не только по расположению, но и по времени своего существования: царство Христа на Сионе будет длиться тысячу лет, а царство Бога Отца на небе—вечно. Относительно того, кто их наследует, среди пятидесятников существуют различные мнения. Так, одни из них (христиане веры евангельской, а также евангельские христиане в духе апостольском) считают, что в тысячелетнее царство войдут все пятидесятники—избранники Божии и те, которых Христос застанет в живых, и мертвые, которые с Его приходом воскреснут. А вечную жизнь наследуют не только пятидесятники, но и все христиане.

Другие же (так называемые пятидесятники-сионисты) считают, что в тысячелетнее царство Христа на земле попадут лишь оказавшиеся в живых члены их общины, а умерших там не будет. Что же касается умерших, то они тоже воскреснут через тысячу лет и обретут вечную жизнь в царстве Бога Отца на небе. Остальные же христиане спастись не смогут (они будут очень сожалеть, что вовремя не присоединились к пятидесятникам) и в небесное царство не попадут. Более того, они обречены на вечные мучения в аду. Что же касается нехристиан, а также неверующих, то они все до единого будут уничтожены сатаной.

В 20-х годах XX века в Советской России возникла «церковь истинно православных христиан». Она также не избежала соблазна объявить скорое наступление конца света и даже назвать его точную дату—1921 год. Намеченный срок кончины мира совпал с переписью населения. Восприняв ее как начертание антихристово, наиболее фанатичные представители этой секты приняли данное мероприятие в штыки. Отмечалось много случаев, когда люди скрывались от переписчиков в лесах, закрывали двери и ставни, выходили с иконами, стараясь помешать бесовской хитрости. Однако, не дождавшись окончания истории в 1921 году, они назначили его на 1973 или 1974 год. Нужно заметить, что «церковь истинно православных христиан» не отличается единством взглядов. Так, среди них есть группа так называемых николаевцев, или, как их называли в Молдавии, «верноподданных Николая II». Их немногочисленные последователи встречаются в Рязанской, Тамбовской и Липецкой областях. По их представлениям, Второе Пришествие Христа на землю уже свершилось—в этом они согласны со «Свидетелями Иеговы». Поскольку, как считают николаевцы, Второе Пришествие Спасителя уже свершилось, значит, сбудутся и другие предсказанные события, в частности, Страшный Суд. Они верят, что уже началось незримое разделение народов на грешников и праведников. Остается только вынести окончательный приговор, по которому грешники попадут в ад, а праведники наследуют жизнь вечную и будут царствовать с Николаем II на обновленной земле.

К истинно православным христианам относят себя и михайловцы. И по их представлениям, Второе Пришествие Иисуса Христа уже свершилось. Но Христос пришел не в облике Николая II, а в образе великого князя Михаила. В пятидесятые годы прошлого века по Татарии, Куйбышевской и ряду других областей под видом Христа бродил некий Михаил Ершов.

О конце света говорят и проповедники так называемой «церкви унификации», относящей себя к христианским церквам и возглавляемой ее создателем Сан Мон Муном. Но у них своя точка зрения. За основу понимания Второго Пришествия последователи нового «пророка» берут грядущее второе пришествие Илии. Кроме того, они считают, что по примеру его Второе Пришествие Иисуса Христа может произойти посредством рождения Господа на земле. Но самое главное для мунистов—ссылка на Откровение Иоанна (7, 2-4), где сказано, что ангел поднимется от страны восходящего солнца и отметит печатью 144 тысячи избранных слуг Божих. Они также полагают, что Христос явится на землю в Корее. Более того, он уже пришел в Корею и предстал перед верующими в облике преподобного Сан Мон Муна и уже строит царство небесное на земле.

По подсчетам основателя еще одной секты, носящей название «Всемирная церковь Бога», Герберта Армстронга, история нашего мира занимает шесть тысяч лет (по тысяче лет за каждый день творения); по этим же подсчетам, Бог сотворил мир в 4025 году до Р. Х. Следовательно, конец света должен произойти в 1975 году, когда наступит седьмой день—тысячелетнее правление Христово. Всю свою сознательную жизнь он проповедовал это. Наверное, Господь специально дал Армстронгу длинную жизнь, чтобы он убедился в ложности своих предсказаний.

1

На 1 сентября того же 1988 года был назначен конец истории отставным сотрудником НАСА Эдгаром Уайзенантом. Не претендуя на оригинальность, он заявил, что все истинные христиане (а не только члены какой-то одной церкви) попадут в рай. Это предсказание было изложено в брошюре, изданной под эгидой Всемирного библейского общества, что принесло ему 200000 долларов прибыли. Впоследствии многие разочарованные покупатели потребовали вернуть им деньги назад.

Проповедовали скорую кончину мира и руководители «Белого братства» Юрий Кривоногов и Марина Цвигун, называвшая себя Мария Дэви Христос. Они предсказывали, что окончание земной истории наступит 24 ноября 1993 года. По мере приближения этой даты представители секты стали хулиганить, нарываясь на мученичество: вламывались в православные храмы и пытались сорвать богослужения. Кривоногов объявил: «Вас будут мордовать и рубить вам головы. Но эта кровь нужна земле. На эту жертву согласны только истинные Христово-Богородичные братья и сестры». Но православные проявили достаточно выдержки и просто выводили разбушевавшихся сектантов под руки, так что мученичества не получилось. Напряженность и истеричность постепенно нагнетались. В листовках прославлялась смерть, так как те, которые претерпят все до конца и примут ее, спасутся и сразу же вознесутся на небеса. К назначенной дате конца света в Киеве собралось несколько тысяч молодых людей, ожидавших его. Однако кончины мира не произошло. Белобратчики похулиганили в Киевской Святой Софии, на этом все и кончилось.

В недавнее время идея близкой кончины мира приобрела множество сторонников в Южной Корее. Пастор Ли Янг Лин—руководитель одной из христианских сект предсказывал, например, что 28 октября 1992 года Иисус Христос вернется на землю, соберет 144 тысячи верующих и отправится с ними в рай. В ожидании судного дня эта фирма открыла бойкую торговлю билетами на небеса. Понятно, что верующие этого события не дождались. В этом же году напрасно ожидали появления мессии 200000 членов секты Дами на стадионе в Сеуле.

Призывы готовиться ко вселенской катастрофе усиливались по мере приближения 2000 года (как ранее они усиливались с приближением 1000 года). Только, в отличие от средневековья, на дух не переносившего науку, теперь пророки стараются на нее опереться и с ее помощью как-то обосновать свои выдумки. Известный российский астролог Павел Глоба в газете «Аномалия» предсказывал, что в 1999 году придет мессия, который родится в России и даст новой эпохе другой тип религии.

Нужно отметить, что в настоящее время в одних только США насчитывается около семисот различных сект, призывающих готовиться к кончине мира. Суть их учения в том, что спасутся только они, потому что только они являются истинными верующими, в то время как остальное грешное человечество будет обречено на вечные мучения в преисподней. В США есть даже специальный журнал «Сообщения о конце времени». Существует и специальная информационная служба, дающая справки о конце света по телефону. Пророчествовать скорый конец истории на Западе стало модным и доходным занятием. О кончине мира вещают сотни гадалок, хиромантов, астрологов и прочих «специалистов» в области черной и белой магии.

Что касается отношения Православной Церкви к вопросу о конце времен, то его можно выразить словами святителя Тихона Задонского, который говорит, что «христианин должен находится в непрестанном покаянии, подвиге веры и благочестия. Каким он хочет быть при исходе, таким должен стараться быть и во всякое время жития своего, ибо не знает с утра—дождется ли вечера, и с вечера—дождется ли утра».

 Александр Волков, 
студент IV курса МинДС

Рекомендуем

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.

Издательство Минской духовной семинарии выпустило сборник материалов XVIII Семинара студентов ВУЗов Беларуси

Форум проходил 13-14 декабря 2019 года на базе Минской духовной семинарии в Жировичах. Издание ориентировано на всех, кто интересуется вопросами белорусской конфессиональной истории и богословия.