Автостопом по Европе

1 (1)Всегда интересно открывать для себя новые страны, города, памятные места. Студент третьего курса Минской Духовной Семинарии Олег Приставко на летних каникулах побывал в шести центрально-европейских странах и даже там открыл для себя Православие. Своими открытиями он решил поделиться с Вами, дорогие читатели.

Грандиозное паломничество, маршрут которого пролегал через шесть столиц, я начал в Минске. В этом мегаполисе я наслаждался большим количеством людей, слушал городской шум и дышал прорезиненным воздухом метро.

«Взбодрившись», я поехал на Полесье, в город Кобрин, а оттуда с другом Алексеем направился в Украину. Перебравшись в земли Киевской Руси, мы заехали в город Луцк, где и остановились в семинарии. Нам было очень приятно, когда простых семинаристов-паломников принял митрополит Луцкий и Волынский Нифонт. Он же и разрешил нам остановиться на ночлег в семинарском корпусе. Естественно, мы познакомились с украинскими семинаристами. Воскресное утро началось с Божественной литургии, на которую нас пригласил молиться в алтарь сам владыка. Как раз в этот день возводили в священнический сан семинариста. Лично на меня это церковное таинство произвело сильное впечатление. После службы, разделив трапезу с украинскими «братьями по оружию», продолжили свой путь, во время которого одна замечательная женщина из Минска, узнав, что мы семинаристы, завезла нас на источник святой Анны. Мы очень сильно взбодрились, окунувшись в его холодной воде. День близился к концу, когда мы настигли в городе Яремча группу студентов БГСХА.

Причем здесь слон?

Если боитесь опоздать на встречу, то поезжайте поездом, а если время над вами не властно, то на попутках, тем более настоящие друзья будут вас ждать с утра до вечера…

И поэтому нам было очень приятно видеть друзей из исторического клуба «Клио» в условленном месте. Хочется сказать, что эти же студенты буквально за несколько недель до поездки трудились по своей специальности в Жировицком монастыре: возводили необычные клумбы, засаживали их цветами и, конечно же, совершенствовали свое искусство борьбы с сорняками…

Так вот, ребята из клуба во главе с Татьяной Владимировной Лосевой занимаются изучением истории, этнографии и фольклора родной Беларуси. Но в этот раз их экспедиция, в которой мы приняли участие, была посвящена изучению культуры и истории братской Украины. Пересекали поля и равнины, леса и горы. Всю дорогу не отрывали глаз от местных красот, особенно гор, одна из которых называлась Слон. Будто первобытные люди, мы жили в горах без электричества, лишь изредка сползая в цивилизацию за покупками. Члены экспедиции были разделены по графику на дежурных и отдыхающих; нас не трогали. И вообще, мы приехали на все готовое: палатки были поставлены, костер горел непрестанно и на нем постоянно что-то готовилось.

Дни пребывания в Карпатах были наполнены многими новыми впечатлениями. Однажды, мы поехали в Ворохту кататься на фуникулерах, с которых открывается прекрасный вид гор. А вечера! Вечера были особой частью отдыха. Сидя возле уютного огня, мы делились впечатлениями, которые получили в дороге. Ведь путешествие чаще всего проходит интереснее, когда ты в пути, движении, а не тогда, когда ты на стоянке: «Вот, новый поворот, что он нам несет?».

Подходил к концу наш поход на Карпаты, в результате которого мы многим обогатились и сильно запылились. По этому поводу энтузиасты соорудили «одноразовую» баню. Попарившись в ней, надо было заскакивать в холодные воды горной речки. Все бы ничего, но вдруг терма начала разваливаться в разные стороны. Так что сильной половине человечества пришлось держать ее до тех пор, пока все вдоволь не попарятся. Вечер прощально-банного дня закончился шашлыками с песнями под гитару!

1 (1)«Подъем!» и сбор в дорогу

В ночь с 25 на 26 июля, а это день памяти святых Виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия, я решил ехать в «продвинутую» Европу. Мы думаем, что за рубежом цивилизация и красота, а они считают, что у нас по улицам медведи ходят. Поверьте, это—не выдумка. Вот я и решил совершить ознакомительный вояж: «Если не сейчас, то никогда». Перед стартом отправил сообщение маме: ехать мне или нет? Это был последний и решающий вопрос. Ответ оказался положительным! И будучи уверенным в том, что со мною мой Господь, Ангел Хранитель и материнское благословение, я отправился в путь.

Куда податься?

Чтобы путешествие было полезным и приятным, позаботьтесь немного о разработке маршрута. Я, к примеру, кое-что почитал о городах и странах. Достал адреса православных храмов в Европе. Даже удалось разыскать адреса эмигрировавших друзей и знакомых.

С хребтов Карпат на меня «смотрели» три дороги: на Румынию (до которой рукой подать), Венгрию и Словакию. И первые попутки в направлении Европы домчали меня до Мукачево. Этот городок своей дремотой и мощеными улочками напомнил мне старый Вильнюс. Большой Свято-Никольский монастырь распахнул гостеприимные врата. И насельники этого монашеского уголка оказали мне, совершенно незнакомому человеку, очень теплый прием. Там же мне все рассказали о близлежащих странах, и я понял, что надо ехать в Словакию: как-никак, славяне!

Забегая вперед, хочется сказать, что словаки показались мне самыми добрыми людьми, которые мне встречались в дороге. Самыми же веселыми оказались итальянцы (к этому времени они стали чемпионами мира по футболу).

Спальник не пригодился

На то она и заграница, чтобы видеть в ней что-то новое. Поначалу даже чувствуешь себя неуютно.

Хотя бы потому, что нет рядом гида какого-нибудь, или автобуса с гостиницей, в которые можно спрятаться, если что. Все не то: другой язык, магазинные вывески, да и сами люди вроде бы другие.

Но когда осознаешь то, что вся Земля создана Богом для людей, и что за всеми Он следит, о каждом заботится, начинаешь себя уютнее чувствовать в любом государстве. Люди-то везде одинаковые. Везде есть влюбленные и нищие. Везде есть добрые и приветливые попутчики, готовые, не боясь жены-протестантки, принять на ночлег православного семинариста. И тогда чувство того, что тебя никто не ждет, исчезает! Где бы мы ни были, везде нас ждет Бог! С собою я взял рюкзак с теплой одеждой (думал—замерзну). Но во время путешествия всю ее раздарил нищим. А за это Господь каждый раз посылал мне друзей, которые с удовольствием принимали меня на ночлег, так что спал я в разных странах как у себя дома.

Разноцветная страна Словакия

1 (1)Почти вся она усеяна желтыми подсолнухами и зеленой кукурузой. А Братислава соперничает с полевой акварелью черепичными крышами и голубыми водами Дуная.

Эта столица поразила меня большим количеством костелов, причудливой архитектурой домов и улиц. Было много интересного, так что весь день я гулял по городу. Слушал уличных музыкантов, бродил по музеям. В одном из храмов мое внимание привлекла проповедь на славянском языке, которую я послушал. Налюбовавшись красотами Братиславы, решил ехать в Вену (а что там ехать—100 км).

Но вдруг я начал переживать по поводу того, где и как остановиться мне в культурной столице. Но Господь обо мне позаботился. Представляете, прямо в центре Братиславы я наткнулся на группу людей с бейджами, на которых был изображен литовский флаг. В таких случаях нельзя тормозить! И я, не медля, обратился к юным «лабусам», которые оказались католическими министрантами, т.е. пономарями. Узнав, что я путешествую в одиночку, земляки с радостью пригласили меня поехать с ними, но только утром. Поэтому, мне было необходимо найти ночлег. И его я нашел в том храме, где слышал проповедь о милосердии.

Это был капуцинский монастырь, в котором мне любезно предоставили апартаменты, накормили и позволили прийти в обитель поздно вечером, чтобы у меня была еще одна возможность осмотреть город. Утром старший брат Милош подвез меня к месту встречи с литовцами. Откуда мы и направились к Альпам.

Родина Моцарта

Приехав в Вену, мы в первую очередь направились на площадь святого первомученника архидиакона Стефана. Рядом с величественным храмом в его честь во время строительства метро была обнаружена крохотная церковь в честь Марии Магдалины. Эту церквушку можно рассмотреть через толстое стекло, спустившись в метро.

Пожалуй, Вена самая красивая столица Западной Европы. Но что мне в ней не понравилось, так это ужасная дороговизна на все, да еще то, что кругом одни туристы!

И при всем этом складывалось впечатление, будто местное население специально одевается не как все люди—они разгуливают во фраках, платьях и пенсне.

Осмотрев некоторые достопримечательности с литовцами, я отправился на поиски родного, православного храма. И вы знаете, нашел его быстро! Достаточно быть приветливым и хотя бы немного уметь объясняться на английском или немецком языках, и вам охотно все подскажут.

В храм Николая Чудотворца я успел к началу всенощного бдения. Следует заметить, что этот приход принадлежит РПЦ и является кафедрой епископа Венского и Австрийского Илариона (Алфеева). Помолившись за богослужением, уже по знакомой улице я пришел в условленное место. И, несмотря на темноту, автобус помчал нас в «город на воде»…

Встреча—это радость

Проснулись мы, когда в окна автобуса уже заглядывало Адриатическое море. Венеция… Казалось бы—вот она! Но что мне помешало попасть туда? Ответ прост: студенческий лимит. Двухчасовое плавание стоило очень дорого. И поэтому остался я у моря. Раскинулся на теплом песке, загорал, купался, в общем, хорошо отдохнул от постоянных передвижений.

Потом подошел к сербам с расспросами: что да как у них дома. Они мне поведали, что их страна понемногу восстанавливается от косовских погромов и натовских бомбежек. Но в глазах сербов все-таки была видна боль, когда они рассказывали о своей родине.

Сербы уехали, я остался один со своими мыслями. На память пришли слова митрополита Антония Сурожского. Он говорил, что слово «встреча» с сербского означает «радость».

И действительно, мне хотелось, чтобы все встречи становились радостью. Не успел я оглянуться, как нагрянули мои попутчики. Они рассказывали о том, где были, что видели…

Еще они узнали, что в последнее время горожане покидают Венецию. Все из-за того, что море отвоевывает у них сушу по сантиметру в год—жить им негде.

В Равенне дороги с земляками разошлись. Мой путь лежал во Флоренцию, они же направлялись в Сан-Марино.

Другие горы

1 (1)Что я там делал? Я отправился в Пистою к своим друзьям, которых не видел со школьной скамьи. Как потом оказалось, они жили на высоте 800 метров над уровнем моря. И была это итальянская деревня Гранн Буронн, о существовании которой не говорил ни один дорожный указатель. Добирался я до нее долго. Около получаса кружил на автобусе по серпантину, а потом час стирал подошвы по каменной дорожке.

Кстати, в тех горах мне встретилась косуля, а на утро следующего дня мне пришлось «разбегаться» в разные стороны с диким кабаном! Признаться честно, друзья мои были не просто удивлены; они были шокированы, когда увидели меня. Приняли скромно, но с размахом: вино, итальянские спагетти!

Погостив немного в Италии, я направился в Чехию, а точнее—в Брно. В этом городе была православная церковь, но она была закрыта. Через Интернет я нашел телефон местного священника, позвонил ему и напросился в гости… Этого доброго пастыря зовут отец Иосиф Фейсак. С батюшкой мы говорили долго, а вечером я пошел гулять по городу. Забрался на гору, на которой был замок под названием «Шпильберг». В замке звучала живая музыка, огромнейший оркестр играл что-то минорное и очень знакомое. Честно говоря, тогда мне очень сильно захотелось домой: «Домой, сладкое слово—домой».

И уже на следующий день оказался я в Праге, где гостил два дня у старого друга Георгия из Вильнюса и его невесты Ольги из Казахстана. Кстати, они познакомились через Интернет.

Прага—город красивый, с обилием церквей. Я побывал в храме мученика Вита, который был построен при святом князе Вячеславе Чешском, а также в храме в честь святой Людмилы, бабушки князя. Мы прогулялись с друзьями по Карлову мосту и исторической части города.

Вы знаете, несмотря на религиозный антураж, если можно так сказать, который рисует пражская архитектура, в этом застроенном церквами и монастырями городе я не встретил ни одного священнослужителя или монаха. За видимой красотой Европы кроется что-то бездуховное. Все будто бы бутафорное, не настоящее…

Берлин

Я бы назвал его «городом велосипедов». В нем весь люд от мала до велика крутит педали. И еще мне бросилось в глаза поведение горожан в общественном транспорте. Все пассажиры вдруг как по команде достают чего-нибудь почитать и совершенно не смотрят в окна, а ведь читать в транспорте вредно для здоровья!

Скажу вам честно: в Варшаве я не задерживался. Меня, будто лунатика, влекла за собой дорога в Вильно.

Выводы

Одному путешествовать трудновато. Порой не с кем поделиться впечатлениями и переживаниями—это с одной стороны. Но с другой, побывать наедине с самим собой полезно, хотя бы для того, чтоб подумать о многом основательней. А еще бывает такое—ты стоишь на трассе один и очень одиноко тебе, но вдруг останавливается машина. Что происходит внутри? Вспыхивает радость, это здорово! Да, трудно мое путешествие назвать одиночным—я подружился с половиной Европы. Нелегкое это дело—общение, для него нужен положительный заряд, без него механизм автостопа и дружбы не работает. А источник всех наших сил—это вера в Бога и верность Ему.

Что не говори: везде хорошо, а дома лучше. Поздно вечером родная столица раскрыла объятья освещенных улиц, ведущих к дому. К дому, в котором ждала мама.