Богословие в гласах. Глас четвертый
Не переставая вдохновляться православным богослужением, мы продолжаем наши размышления над песнопениями восьми гласов. Богословское содержание четвертого гласа—радость о воскресшем Господе и исповедание Его всесильного участия в нашей повседневной жизни.
В субботу вечером, в воскресенье утром
Богородичен догматик:
«Иже Тебе ради богоотец пророк Давид песненно о Тебе провозг?ла?си, величия Тебе Сотворшему: предста царица одесную Тебе. Тя бо Матерь, ходатаицу живота показа, без отца из Тебе вочеловечитися благоволивый Бог, да Свой паки обновит образ, истлевший страстьми, и заблуждшее горохищное обрет овча, на рамо восприим, ко Отцу принесет, и Своему хотению, с небесными совокупит силами, и спасет, Богородице, мир, Христос имеяй велию и богатую милость».—Пророк Давид, ставший через Тебя, Богородица, богоотцом (т.е. предком Спасителя, т.к. Дева Мария происходила из рода Давида), возвеличил Тебя и песненно (греч. «мелодикос») провозгласил (в 44-м псалме) о Тебе: «стала Царица одесную Тебя» (Пс. 44: 10). Ибо Тебя явил ходатаицей жизни Бог, Который изволил без отца вочеловечиться от Тебя, чтобы обновить Свой образ (т.е. человека, который создан по образу и подобию Бога), истлевший (букв. «разложившийся») страстями, и потерявшуюся, похищенную в горах (т.е. украденную или съеденную дикими хищниками в горах, где на Востоке нередко пасли домашний скот) овцу (т.е. человека, отпавшего от Бога из-за грехов), взяв на плечи, принесет к Отцу и к Себе, соединит с небесными силами (ангелами), и спасет, Богородице, мир, Христос, обладающий огромным богатством милости.
Стихира на стиховне:
«Господи, восшед на Крест, прадеднюю нашу клятву потребил еси, и сошед во ад, вечныя узники свободил еси, нетление даруя человеческому роду, сего ради поюще славим животворящее и спасительное Твое востание».—Господи, взойдя на Крест, Ты уничтожил проклятие наших прародителей (Адама и Евы), а сойдя в ад, Ты освободил заключенных там навечно, даруя человечеству нетление, поэтому мы, поя, славим Твое спасительное востание (Воскресение).
Тропарь воскресный:
«Светлую воскресения проповедь от ангела уведевша Господни ученицы, и прадеднее осуждение отвергша, апостолом хвалящеся глаголаху: испровержеся смерть, воскресе Христос Бог, даруяй мирови велию милость».—Светлую (блистательную) проповедь (весть—греч. «киригма») о Воскресении, ученицы Господа (жены-мироносицы), узнав от ангела и отвергнув праотеческое осуждение, возвестили апостолам: уничтожена смерть, воскрес Христос Бог, дарующий миру великую милость.
Канон на утрени. Ирмос 1-й песни:
«Моря чермную пучину невлажными стопами, древний пешешествовав Израиль, крестообразныма Моисеовыма рукама амаликову силу в пустыни победил есть».—Древние израильтяне перешли по суху пучину Красного моря и тем, что Моисей сложил крестообразно руки, победили силу амаликитян в пустыни. В этом ирмосе вспоминается сражение евреев под предводительством Моисея с племенем амаликитян в Рефедиме (Исх. 17: 8-16) во время сорокалетнего странствования в пустыне. Во время этой битвы Моисей взошел на вершину холма; и когда он поднимал руки, «одолевал Израиль, а когда опускал руки свои, одолевал Амалик» (Исх. 17: 11). Тропарь 2-й: «Во гробе плотски, во аде же с душею, яко Бог, в раи же с разбойником, и на престоле был еси Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй неописанный».—В этом тропаре исповедуется тайна вездеприсутствия Бога и Богочеловечества Спасителя. Господь Иисус Христос страдал на Кресте и был погребен как Человек; как Бог пребывал в вечности как Второе Лицо Святой Троицы с Богом Отцом и Святым Духом; сошел в ад для освобождения всех прежде умерших праведников.
Тропарь 3-й песни:
«Змей вонзил в меня свои зубы, исполненные яда, но Ты, Вседержитель Владыка, сокрушил их Своими ранами от гвоздей распятия, потому что нет святого среди святых более Тебя, Человеколюбец».
Ирмос 6-й песни:
«Пожру Ти со гласом хваления Господи, Церковь вопиет Ти, от бесовския крове очищшися, ради милости от ребр Твоих истекшею Кровию».—«Я принесу Тебе жертву с гласом хваления, Господи»,—взывает Тебе Церковь, очистившаяся от демонской крови (букв. “кровь из раны, зараженная кровь”),—милостью истекшей из Твоих ребр Крови» (после смерти Спасителя на Кресте один из воинов пронзил Его копьем, и из раны истекла кровь и вода).
Ирмос 8-й песни:
«Руце распро?стер Даниил, львов зияния в рове затче, огненную же силу угасиша добродетелию препоясавшеся, благочестия рачители отроцы, взывающе: благословите вся дела Господня Господа».—Во рву Даниил движением руки заткнул пасти львов, а отроки, рачители благочестия, препоясавшись добродетелью, угасили силу огня, взывая: благословите все дела Господня Господа.—Здесь вспоминаются события, описанные в книге пророка Даниила (третья глава).
Ирмос 9-й песни:
«Камень нерукосечный, от несекомыя горы, Тебе Дево, краеугольный отсечеся, Христос, совокупивый разстоящаяся естества. Тем веселящеся Тя Богородице величаем».—От неделимой горы (т.е. от Девы Марии; «несекомая гора»—метафора, указывающая на невозможность деторождения для девы) отделился нерукот?вор?ный (указание на безмужное рождение Спасителя) и краеугольный (т.е. самый важный) Камень—Христос, соединивший в Своей Богочеловеческой личности прежде далекие (в духовном смысле) человеческое и Божественное естества. Поэтому мы, веселясь, величаем Тебя, Богородица!»
В воскресенье вечером, в понедельник утром
Ирмос 1-й песни канона на утрени:
«Тристаты крепкия, рождейся от Девы, безстрастия во глубине, души тричастное потопи, молюся, да Тебе яко в тимпане, во умерщвлении телесе победное воспою пение».—«Тристаты»—слово из греческого перевода Библии, вошедшее и в ее церковнославянский перевод. Этим словом обозначались команды боевых колесниц, состоявших из трех бойцов: кучера, стрелка и щитоносца. Именно такие колесницы гнались за евреями и были потоплены Божественной силой на дне Красного моря (Исх. 15). В данном ирмосе события перехода евреев через Красное море лишь подразумеваются. С «крепкими тристатами» здесь сравниваются недуги души—«тричастное души»; очевидно, намек на мысль святого апостола Иоанна Богослова о трех главных пороках души: похоти плоти, похоти очей и гордости житейской (1 Ин. 2: 16). В этом ирмосе мы призываем «Рожденного от Девы» (т.е. Господа Иисуса Христа) утопить наши пороки души в «глубине бесстрастия», чтобы, имея умерщвленную плоть (и похоть плоти), как на тимпане (музыкальный инструмент), мы воспели Богу песнь.
В понедельник вечером, во вторник утром
Покаянная стихира на Господи воззвах:
«Душа моя! Поревнуй хананеянке, прикоснись Христу и часто взывай: помилуй меня, о, Владыка! Имею детище—бесчинную беснующуюся плоть. Отними от нее разжение, молюсь, и, утолив бесчинные взыграния, соделай мертвой Твоим страхом молитвами пречисто Родившей Тебя, Христе, и всех святых, Многомилостивый Благодетель!
Во вторник вечером, в среду утром
На утрени тропарь 6-й песни канона Божией Матери:
«Поле, возрастившее Божественный Колос, не презри мою душу, ослабленную и изнемогшую от голода по Божественным делам, но напитай Божественной благодатью Твоего Сына».
В среду вечером, в четверг утром
На утрени тропарь 6-й песни канона святым апостолам:
«Доброго пастыря Богоизбранные овечки, рассеянные по миру, верой всякое зверство волков претворили в кротость агнцев».
В четверг вечером, в пятницу утром
На утрени тропарь 8-й песни канона мученикам:
«Всекрасные мученики! Как на колесницу, вы воссели на кровь свою, и были взяты в премирные (обители), принимая от Христа достойные почести, «Господа пойте»,—вопиюще,—«и превозносите во все века!»
В пятницу вечером, в субботу утром
На утрени стихира на стиховне:
«Для верующих в Тебя смерть—это сон, потому что Ты, положен в гробе, Владеющий всем, разорил власть смерти и упразднил ее многолетнее насилие. Мы молимся Тебе: умерших учини в радости Твоих святых и в светлости праведных!»
Бубнов П. В.,
кандидат богословия