Дар Божий человеку

1Материалистическое учение утверждает, что счастье человека зависит от избытка у него материальных благ. Господь же сказал, что «жизнь человека не зависит от изобилия его имения» (Лк. 12: 15). От чего же зависит наше благосостояние в этой жизни? Как правильно относиться к материальным благам?

На протяжении всей истории мы можем встретить различные мнения о том, как человек должен относиться к собственности. Мы видим царей, философов, религиозных лидеров, политиков, миллионеров, монахов и множество других личностей, которые по-разному истолковывают и показывают своим примером отношение к материальным благам.

В Евангелии мы читаем притчу о богатом благочестивом юноше, который пришел к Спасителю с вопросом: что следует делать, чтобы спастись? На что услышал ответ: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах» (Мф. 19: 21). В святоотеческих творениях можно выделить две позиции, два направления отношения к собственности: Климента Александрийского (II в.) и святителя Иоанна Златоуста (IVв.).

Климент и Иоанн

В своем произведении «Кто из богатых спасается» Климент Александрийский развивает мысль о том, что человек, в принципе, не может отказаться от материальных благ, и поэтому, чтобы спастись, необязательно раздавать все «свое имение», нужно только правильно распоряжаться им.

Богатство не должно владеть человеком, и он (человек) не должен прилепляться к нему (богатству) сердцем. Сами по себе материальные блага нейтральны, они не добры и не злы, а все зависит от человека, как он ими распоряжается. Поэтому, при правильном отношении человека к материальным благам, например, посредством благотворительности и памяти о том, что истинным обладателем всего является Бог, можно приблизиться ко Творцу.

Из этого следует, что путь на Небо не закрыт для богатых, а обладать богатством в таком случае даже нужно для того, чтобы можно было благотворить. Такую позицию поддер- жал Ориген, а после него—и протестантизм.

Совершенно иную позицию по отношению к богатству занимает святитель Иоанн Златоуст: «Я никогда не перестану повторять, что приращение богатства более и более возжигает пламя страсти и делает богачей беднее прежнего, возбуждая в них беспрестанно новые пожелания… Как огонь, чем больше получает пищи, тем более свирепствует, так и пристрастие к богатству, чем более получает золота, тем более усиливается».

Под истинной милостыней святитель подразумевает полную раздачу имения бедным. Мы только тогда оправдаемся, когда ничего не будем иметь, когда ничем не будем владеть.

А пока мы что-нибудь имеем, хотя бы мы дали тысячам людей, то остаются еще другие алчущие, и нет нам никакого оправдания. Конечно, нельзя сказать, что святитель отрицает полностью владение имуществом.

В своих произведениях он упоминает ветхозаветных праведников (Иова, Авраама), о которых говорит, что они получили сугубую благодать от Бога и спасение, оставаясь богатыми, но это удел лишь совершенных. Можно задуматься: кто из нас считает себя совершенным и может сравнить свою праведность с этими благочестивыми мужами?

Раздать или не раздать?

Такая позиция святителя Иоанна Златоуста ставит вопрос: «Если я истинный христианин и цель моей земной жизни приготовить себя к жизни будущего века, а богатство меня сдерживает, то что же: раздать все—и в монастырь или на паперть? А жена, дети, престарелые родители? Что делать?». Так, чего же хочет от нас Господь?

Как спастись, если мы и раздать свое имущество не можем, привязаны к нему, не можем жить без машины, квартиры, сотового телефона, компьютера и т.д.?

Может, Он хочет смирения и понимания того, что без помощи Бога мы ничто. «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю… тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха» (Рим. 7: 19-25),—говорит апостол Павел.

Человекам это невозможно, Богу же все возможно

Итак, спасение—только от Бога, и мы можем лишь стремиться приблизиться к правильному отношению к богатству: стараться довольствоваться тем, что у нас есть. Прислушаемся же к Богу: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга» (Ин. 13: 34).

Действительно, отношение православного христианина к собственности должно основываться на евангельском принципе любви к ближнему. Начнем с малого…

Милостыня

Хоть какое-то оправдание и утешение можно найти для себя в милостыне, но и здесь не так все просто: милостыня должна подаваться не напоказ, ради земной славы, и не для того, чтобы нам воздали и сделали благодарные глаза—мол, «как мы вам признательны».

Форм милостыни существует множество: милостыня деньгами, делами, словами, молитвой; милостыня не только для тех, кто просит. Не мешает также оглянуться и по сторонам, чтобы увидеть тех, кто нуждается, но стесняется об этом говорить.

Подавая милостыню, необходимо помнить о том, что враг рода человеческого диавол (греч. «клеветник»), может всячески «клеветать» на нас, и мы можем встретить даже вражду от тех, кому мы помогли, чтобы мы разгневались и потеряли пользу для своей души от сделанного добра.

Делая добрые дела, имейте всегда такое чувство, что вы обязаны их делать, и будьте готовы встретить искушение. Со смирением в сердце, не осуждая того, кто ругает нас, мы сможем избавиться от нашей внутренней гордости и тщеславия.

Милостыню можно подавать за усопших. Чем же она полезна? Паисий Святогорец говорит, что когда подается милостыня за усопших, принимающие ее говорят: «Бог простит и упокоит его».

Берущие милостыню совершают сердечную молитву за усопших—это весьма помогает последним. Кроме того, старец советует вдовам, равно как и остальным родственникам, кроме денежных подаяний стараться стать самим лучше, т.к. духовная связь между усопшим и его родственниками не прерывается, и через очищение души близкого человека умерший тоже получает утешение.

Собственность—дар Божий

Для того, чтобы проще относиться к богатству, нужно помнить, что люди получают все земные блага от Бога, Которому и принадлежит абсолютное право владения ими. Относительность права собственности для человека Спаситель многократно показывает в притчах: о винограднике, данном в пользование человеку (Мк. 12: 1-9), о талантах, распределенных между людьми (Мф. 25: 14-30), об имении, отданном во временное управление (Лк. 16: 1-13).

Греховное отношение к собственности, проявляющееся в забвении или сознательном отвержении этого духовного принципа, порождает разделение и отчуждение между людьми.

Скупой платит дважды

Платит нелюбовью ближних и вечными муками в будущей жизни. Дело все в том, что не Бог нас отправляет на вечные муки, и не Он лишает нас Своего Божественного присутствия, а мы сами своими страстями, привязанностями лишаем себя Его. Пристрастие к богатству действует точно так же, как и любая другая страсть: душа говорит: «ХОЧУ!»—и тело делает, и опять: «ХОЧУ!»—и делает…

Но приходит смерть, и вот душа по привычке (по страсти) говорит: «ХОЧУ!». И что же—тела уже нет, но вот это «хочу!» и начинает грызть нас, начинаются муки… Муки оттого, что наша душа привязана к земной славе, к земному богатству, которое нам было дано на время, а вечного Бога мы так и не пустили в свое сердце…

 Иерей Сергий Коровинский, преподаватель Минской
Духовной Академии и Семинарии

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.