Два мнения

1Что делать с богатством? Как пережить бедность, лишения? В православном церковном предании мы встречаем множество разнообразных мнений о том, как верно обращаться с имуществом и спастись. Наиболее интересные мнения мы встречаем в произведениях святителя Иоанна Златоуста и Климента Александрийского.

Климент

«Продай имение твое. Но что значит это? Не это повелевает Господь, о чем некоторые слишком поспешно думают, что необходимо со своими богатствами расстаться; нет, нужно только ложные мнения относительно богатства из своей души выкинуть, алчность и жажду их, беспокоиться о них перестать, устранить со своего пути эти терния жизни, заглушающие собой семена Слова».

«Можешь ты владеть богатством… Возможно и при богатстве получить спасение».

«Недостижимо и неосущест-вимо, чтобы лишающийся необходимого для жизни не был в духе разбит и, с лучшим расставшись, не обеспокаиваем был бы постоянными попытками и усилиями откуда бы то ни было раздобыть необходимые для жизни средства».

«Чем же может наделять другого тот, кто сам ничего не имеет?»

«Пользование внешними вещами Господь даже поощряет».

«Не на внешнем чем-либо утверждается спасение, …а на душевной добродетели. Может равным образом и человек бедный и без средств упиваться пожеланиями, и может трезвиться и свободным быть от них человек богатый».

«Есть бедняки неложные и есть, с другой стороны, бедняки неистинные и ложные».

Златоуст

«Тогда только ты можешь иметь извинение, когда сам не имеешь, когда сам ничем не обладаешь. Доколе же у тебя чего-нибудь есть, то хотя бы ты подал и тысячам нищих, но пока еще есть другие алчущие, тебе нет извинения».

«Не о богатых упоминай мне, но о тех, которые раболепствовали богатству. Иов был богат, но не служил мамоне. Но ныне не таковы богатые; они, будучи несчастнее всякого пленника, платят дань мамоне, как некоему жестокому тирану».

«Немалая награда ожидает тех, кто при богатстве умеет жить благоразумно. Потому Христос называет такой образ жизни делом Божиим, чтобы показать, что много нужно благодати тому, кто хочет так жить».

«Ничто так не возбуждает страсти к богатству, как обладание им».

«Добродетель гораздо удобнее совершается при бедности».

«Мы видим, что многие собирают великое богатство хищением…отвечай мне: можно ли сказать, что это богатство от Бога? Нет. Откуда же? От греха».

«Невозможно разбогатеть тому, кто не делает несправедливости».

«Владение существует только по имени, а на самом деле мы все владетели чужого. Господни все богатства, откуда бы мы их не собрали».

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.