Глас пятый

1Наши размышления над православными церковными песнопениями лишь приоткрывают богатство богословия, рожденное в молитвенном предстоянии. Его настоящее познание начинается в храме, в животворной стихии богослужебной жизнь.

В субботу вечером, в воскресенье утром

Богородичен догматик:

«В Чермнем мори Неискусобрачныя Невесты образ написася иногда: тамо Моисей, разделитель воды, зде же Гавриил, служитель чудесе. Тогда глубину шествова немокренно Израиль, ныне же Христа роди безсеменно Дева. Море по прошествии Израилеве пребысть непроходно, Непорочная по рождестве Эммануилеве пребысть нетленна. Сый, и прежде Сый, явлейся яко человек, Боже, помилуй нас». — Чудом перехода евреев по дну Красного моря (Исх.14)) была прообразована Божия Матерь — Неискусобрачная Невеста: там Моисей разделял воду моря, здесь же (Архангел) Гавриил, возвестивший Деве Марии о том, что она родит Сына. Тогда еврейский народ перешел дно моря сухим, а сейчас Дева родила Христа без отца. После перехода евреев (Красное) море снова сомкнулось и стало непроходимым, и Непорочная (Дева Мария) по рождении Эммануила (что значит «с нами Бог» — одно из наименований Спасителя в Священном Писании) осталась Девой. Сущий, и прежде Сущий, явившийся как человек, Боже, помилуй нас!

Стихира на стиховне:

«Тебе воплощеннаго Спаса Христа и небес не разлучившася, во гласех пений величаем, яко крест и смерть приял еси за род наш, яко Человеколюбец Господь, испровергий адова врата, тридневно воскресл еси, спасая души наша». — В словах песнопений мы величаем Тебя, Спаса Христа Воплотившегося (ставшего совершенным Человеком) и не разлучившегося небес (продолжавшего оставаться совершенным Богом), потому что Ты, как Человеколюбивый Господь, принял за наш род распятие и смерть, и этим уничтожил врата ада, воскрес в третий день, спасая души наши.

Тропарь воскресный:

«Собезначальное Слово Отцу и Духови, от Девы рождшееся на спасение наше, воспоим вернии и поклонимся: яко благоволи плотию взыти на Крест и смерть претерпети, и воскресити умершия славным Воскресением Своим». — Слово (Иисус Христос,Сын Божий), собезначальное Богу Отцу и Богу Духу Святому, родившееся от Девы для нашего спасения, воспоем верные (верующие в Бога и верные Богу в своей жизни и делах) и поклонимся: ибо Он благоволил плотью взойти на Крест и претерпеть смерть и воскресить умерших Своим славным Воскресением.

Ипакои (о значении этого слова и самого песнопения см. в «Ступени» № 3 (23) 2006) на утрени:

«Ангельским зраком ум смущающа, и Божественным Восстанием душею просвещаемы, мироносицы апостолом благовествоваху: возвестите во языцех Воскресение, Господу содействующу чудесы, подающему нам велию милость». — Явление ангелов смутило ум мироносиц, пришедших на гроб Христа, но весть о Воскресении просветила их души. Мироносицы благовествовали апостолам: возвестите во всех народах Воскресение (Христово), имея содействие в деле проповеди от Самого Господа посредством чудес, подающего нам великую милость.

Степенный антифон:

«Внегда скорбети мне, давидски пою тебе Спасе мой: избави душу мою от языка льстиваго. Пустынным живот блажен есть, Божественным рачением воскриляющимся. Слава и ныне: Святым Духом одержатся вся, видимая же с невидимыми: самодержавен бо сый, Троицы Един есть неложно». — Когда я скорблю, то, как Давид, пою Тебе, Спасе мой: избавь душу мою от языка лукавого (Пс.119:2). Тем, кто живет в пустыне, жизнь блаженна, они вдохновляются заботой о Божественном. Святым Духом содержится все: видимый мир (природа, космос) и невидимый (ангельский мир), Ибо Он владеет всем, Одно из Лиц Святой Троицы.

Канон на утрени. Ирмос 1-й песни:

«Коня и всадника в море Чермное, сокрушаяй брани мышцею высокою, Христос истрясе, Израиля же спасе, победную песнь поюща». — В этом ирмосе вспоминается чудесное событие перехода евреев через Красное (Чермное) море и потопление египтян, их преследователей. (Исх. 14).

Ирмос 3-й песни:

«Водрузивый на ничесомже Землю повелением Твоим, и повесивый неодержимо тяготеющую, на недвижимем, Христе, камени заповедей Твоих, Церковь Твою утверди, Едине Блаже и Человеколюбче». — Здесь исповедается премудрая целесообразность созданного Богом мира. – Поставивший ни на чем Землю Твоим повелением и сделавший так, что неудержимо тяжелая Земля висит и не падает, Христе, утверди на камне Твоих заповедей Твою Церковь, Один Благ и Человеколюбец.

Ирмос 4-й песни:

«Божественное Твое разумев истощание прозорливо Аввакум, Христе, со трепетом вопияше Тебе: во спасение людей Твоих, спасти помазанныя Твоя пришел еси». – Прозорливо пророчествуя о Твоем Божественном умалении (греч.«кеносис»), пророк Аввакум, Христе, с трепетом взывал Тебе: Ты пришел для спасения Твоих людей, чтобы спасти Твоих помазанных.

Ирмос 5-й песни:

«Одеяйся светом яко ризою, к Тебе утренюю и Тебе зову: душу мою просвети омраченную Христе, яко Един Благоутробен». — Одевающийся светом, как одеждой, к Тебе я обращаюсь с раннего утра и зову Тебе: Христе, просвети мою омраченную душу, как Один Благоутробный.

Ирмос 6-й песни:

«Неистовствующееся бурею душетленною, Владыко Христе, страстей море укроти, и от тли возведи мя яко Благоутробен». – Владыко Христос, укроти море моих страстей, неистовствующееся душетленной бурей и возведи меня от тления, как Благоутробный.

Ирмос 7-й песни:

«Превозносимый отцев Господь пламень угаси, отроки ороси, согласно поющия: Боже, благословен еси». — Здесь вспоминаются события, описанные в третьей главе Книги пророка Даниила. (См. «Ступени» № (2)10 2002). — Превозносимый Господь (наших) отцов, Ты угасил плам

Ирмос 8-й песни:

«Тебе Вседетелю, в пещи отроцы, всемирный лик сплетше пояху: дела всякая Господа пойте и превозносите во вся веки». — Тебе, Создатель всего, отроки в печи, представляя весь мир , пели: пойте все дела Господа и превозносите во все века!

Ирмос 9-й песни:

«Исаие ликуй, Дева име во чреве и роди Сына Эммануила, Бога же и Человека, Восток имя Ему, Егоже величающее, Деву ублажаем». — Ликуй, пророк Исайя! Дева зачала и родила Сына Эммануила, Бога и Человека, имя Ему — Восток. Величая Его, мы ублажаем Деву». — В этом ирмосе вспоминается слова пророка Исайи (Ис. 7:14): «Сам Господь даст вам знамение: се Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Эммануил». Мы видим исполнение этого пророчества, ликуем и призываем к ликованию пророка Исайю, предсказавшего это спасительное событие.

Стихира на хвалитех:

«Господи, гроб Твой был запечатан беззаконными, но Ты вышел из гроба как и родился от Богородицы: не поняли, как воплотился Ты, Твои бесплотные ангелы; не заметили, как Ты воскрес, охранявшие Тебя воины; но и то, и другое запечатлелось в уме тех, кто искал Тебя; явились и чудеса кланяющимся верой таинству (Твоего Воскресения);подай нам, воспевающим Его, радость и великую милость!».

В воскресенье вечером, в понедельник утром

Тропарь 1-й песни канона на утрени:

«Христе, отверзший уши глухого, молюсь, отверзи уши моей оглохшей души, чтобы я слышал Твои слова!».

В понедельник вечером, во вторник утром

Покаянная стихира на Господи воззвах:

«Спаситель, да не обладает мной греховный обычай, ни бес, всегда борющийся со мной и низводящий к своей воле, но извлеки меня из его власти крепкой Твоей рукой, Всесильный, и воцарись Ты во мне, Человеколюбец, всего меня сподоби быть Твоим, и жить по Твоей воле, Слове, иметь покой в Тебе, и найти мне очищение и спасение и великую милость».

Тропарь 1-й песни канона на утрени:

«Гной, который лежит на глазах моей души, не дающий мне видеть Твои лучи, которые Ты, явившись на земли ,простер, Незаходимое Солнце, очисти, Спасе, и подавай мне созерцать свет Твоих благодатей!».

Тропарь 3-й песни канона Предтече на утрени:

«Исцеляя верою приступающих к твоему храму, чудный Предтеча, исцели страсти моего сердца, молю тебя, которые выросли во мне от невнимания».

Во вторник вечером, в среду утром

Тропарь 9-й песни канона на утрени:

«Как агнец, вознесся Ты на древо, Владыка Христос, сокрушая челюсти мысленного волка, и из его уст вырывая Твоих словесных овец и приводя их Родителю (Богу Отцу)».

В среду вечером, в четверг утром

На стиховне стихира апостолам:

«Ученики Спасовы были свидетелями Божественных Таин, проповедали (Бога) невидимого и не имеющего начала, говоря: «Вначале было Слово». Вы не были созданы прежде ангел (чтобы видеть все это), не научились этому от человек, но от Вышней Премудрости. Поэтому имея (такое) дерзновение, молитесь о душах наших!».

Тропарь 6-й песни канона апостолам на утрени:

«Ты остановил распространяющуюся гниль злобы в душах язычников, Человеколюбец, солью учения священных Твоих учеников!».

В четверг вечером, в пятницу утром

Тропарь 6-й песни канона Кресту на утрени:

«Солнце погасло, когда Ты, как свечу, зажег Плоть Твою на Древе, Господи, а драхма, погребенная мрачными страстями (т.е. человечество), нашлась».

В пятницу вечером, в субботу утром

На утрени седален об усопших на утрени:

«Покой ,Спасе наш , с праведными рабы Твоя, и тех всели во дворы Твоя, якоже есть писано, презирая вся согрешения их, яко Благ, вольная и невольная, и вся яже в ведении и не в ведении, Человеколюбче».

В греческом Октоихе гласы, начиная с пятого, имеют специальную нумерацию и называются соответственно — «первый побочный», «второй побочный» и т.д. Прилагательное «плагион» — «побочный» — стало основой для такого всем известного понятия как «плагиат». Однако в богослужебной практике это наименование никак не уничижает духовную ценность песнопений пятого, шестого, седьмого и восьмого гласов, в чем мы с Вами, дорогие читатели, сможем убедиться, ознакомившись с новыми материалами рубрики «Богословие в гласах» в 2007 году. Составители греческого Октоиха так восхваляют пятый глас: «Плачевный ты и, вместе с тем, любощедрый. Во многом ты ликуешь благоритмично. Ты — музыкальный ум, который уразумел искусство. Кто причислил тебя к побочным? Пятый твой чин, но первым единственного имеем тебя и говорим тебе: первый побочный!».

В следующем номере читайте материал о шестом гласе

 Бубнов П.В., кандидат богословия

Просмотрено: 0 раз.

Рекомендуем

В Минской духовной семинарии прошли IV Чтения памяти священномученика митрополита Крутицкого Петра (Полянского)

В рамках мероприятия состолись выступления церковных и светских исследователей, обращенные на осмысление трагической истории Русской Православной Церкви в ХХ веке.

Открыт набор участников на Девятый республиканский обучающий семинар «Миссия и милосердие»

Семинар будет проходить в Минской духовной семинарии (Гродненская область, Слонимский район, а/г Жировичи) с 7 по 13 июля 2019 г.