Коты Жировицкого монастыря

1 В жизни любой обители коты играют особую роль. Они являют собой своеобразное «утешение братии», так как всегда приятно остановиться, полюбоваться котиком, почесать у него за ушком и услышать в ответ благодарное мурлыканье… Но это далеко не всё. Жизнь котов загадочна и не так уж проста, как может показаться на первый взгляд.

Коты уже по самой своей природе имеют некую мистическую экзистенциальную общность с монахами: кот, как и монах, всегда — «монос». Аксиоматичным и вполне расхожим является мнение, что «кошка гуляет сама по себе». Днем кот выглядит совсем невзрачным, неинтересным — кажется, что он равнодушен ко всему, кроме еды. Однако ночью для кота настает время подвигов. Также и у монахов — жизнь внешне ничем не примечательная и даже, можно сказать, очень скучная, однообразная, но внутри — «невидимая брань» и «мильон терзаний»!..

Как и в любом большом и известном монастыре, в Жировицкой обители бывает много котов. Бывать-то они бывают, но, увы! — долго не задерживаются. Наш монастырь — довольно строгий,и это обстоятельство имеет серьезные последствия для котов: среди них прослеживается большая «текучка» — остаются единицы, особо себя зарекомендовавшие. Об этих-то местных котах-старожилах и хотелось бы поведать снисходительному (будем надеяться) читателю.

Кузьма-исихаст

Глядя на него, вспоминаешь далекое детство и любимую сказку «Дзед і каток — шэры лабок». Кузьма — огромный серый котяра, который отличается особой любовью к созерцательности. Он может стать посреди дороги и застыть на несколько минут, а то и на полчаса. Вполне возможно, что в это время Кузьма находится — говоря аскетическим языком — «в состоянии восхищения». Автору данной статьи певчие архиерейского хора рассказывали, что они как-то не могли проехать через монастырские ворота, так как Кузьма ушел «во области заочны», стоя прямо в воротах. Водитель, конечно, сигналил, но это ничего не дало. Пришлось выйти из «бусика» и передвинуть кота на обочину.

Семинаристы называют его… Тайсоном (по имени всемирно известного боксера Майка Тайсона). Дело в том, что у Кузьмы перебитый, сплющенный нос, как это бывает у боксеров. «Никто не знает – когда и откуда он появился, но по всему видно, что этот парень много повидал в жизни… — сказал мне один брат-семинарист. — Пришел в монастырь уже побитый жизнью, поэтому и ценит свое положение… Заметь, он никогда не делает резких движений: голову поворачивает медленно и смотрит внимательно — медитативно».

Кузьма имеет «дар слез» — глаза у него постоянно слезятся, и некоторые распускают слухи, что он, дескать, больной, заразный… Но тот факт, что он — долгожитель, никем не оспаривается; вполне вероятно, что Кузьма, как кот с подлинно монашеским устроением, страдает за грехи всего кошачьего мира… К тому же, монастырь — лечебница по определению. Можно вспомнить замечательную историю об одном коте, попавшему в обитель с перебитой лапой. В конце концов, лапу пришлось удалить хирургическим путем с помощью ветеринара. Кота отправили поправляться на монастырскую ферму, где он и остался.

Как любой кот-одиночка, Кузьма никогда не напрашивается на человеческое внимание, однако и не бегает от последнего: он смиренно позирует туристам-фотографам и снисходительно позволяет угощать себя сердобольным тетенькам-паломницам. Конечно, он любит хорошо покушать, ибо мыслительно-созерцательная деятельность требует много калорий, но заниматься тайноядением на глазах у всего монастыря как-то неудобно. К тому же, паломники — паломниками, а обед — по расписанию. Кузьма в этом плане строго соблюдает монастырский устав, и после братских трапез его всегда можно увидеть возле кухни. Во время постов Кузьма, как и все монахи, заметно худеет.

2Пятнистая

А вот и представительница кошачьего прекрасного пола. Кошка — легенда. Известна своей чистоплотностью и некой артистичной грациозностью. Есть в ней что-то драматическое, какой-то внутренний надлом и широта натуры, чем отличаются героини произведений Федора Михайловича Достоевского.

Рожать она предпочитает в печках старинного (XVIII века) бывшего братского корпуса, где сейчас живут семинарские преподаватели. Пятнистая всегда зорко следит, чтобы на территории обители не гуляли бродячие собаки — она тут же пантерой бросается на них и изгоняет на «страну далече» — за территорию монастыря…

Однажды она даже помогла расправиться с сумасшедшей лисой. Дело было ночью. Эта лиса уже не раз наведывалась в монастырь, но на этот раз она вела себя совершенно необъяснимым образом: рвалась в сторону трапезной, хотя там стояли уже двое дежурных с рогатинами. Но болящая лиса, не взирая ни на какой звериный «здравый смысл», все норовила как-то проскользнуть. Пятнистая до поры до времени флегматично наблюдала за этой сценой. Наконец, ее кошачье терпение лопнуло: она стремглав бросилась на лису, которая, не вступая в схватку, поспешно ретировалась.

Летом воскресная полунощница проходит в Явленском храме, двери которого в это время не закрывают. Пятнистая частенько сидит на ступеньках храма, отгоняя заспанных ежей и ласок (маленьких коварных полуенотов-полубелок).

Самый замечательный случай из копилки добродетелей Пятнистой: усыновление подброшенного котенка.

Дымок

3Породистый, пушистый, благородный — на всех он производил весьма приятное впечатление. Очевидно, именно благодаря своей красоте он и стал жертвой похищения — такова официальная версия исчезновения Дымка из монастыря. Жил он на пасеке у иеромонаха Евсевия, поэтому имел, в отличие от других котов, постоянную прописку и уверенность в завтрашнем дне. Это был кот-загадка… Старший дежурный по монастырю уверял меня, что если сказать проходящему мимо Дымку: «ДЫМКА!», то кот, подпрыгнув на месте, начинает радостно кататься на спинке. «Похоже на эпилепсию!» — подумал я, однако, решил все же как-нибудь это проверить. И вот однажды, когда никого рядом не было, я елейным голоском пропел проходящему мимо коту: «ДЫ-Ы-ЫМКА!»… О, с каким холодным равнодушием и даже презрением взглянул он на меня. Это был подлинно монастырский кот, исполненный внутреннего благородства, чуждый всякой дерзости и свободного обращения, столь порицаемого Святыми Отцами!.. Мне было очень стыдно.

Была у Дымка и своя страсть — обычная мужская слабость к винопитию, правда в кошачьем варианте вместо вина была валерьянка. В кризисные периоды Дымок нервно крутился возле монастырского фельдшерского пункта, и беда, если кто по неведению пропускал его туда… В эти, поистине скорбные, минуты Дымок не владел собой — им владела страсть.

Необходимое послесловие. Автор данной статьи ни в коей мере не хотел подать повод для того, чтобы в образах котов читатель увидел каких-либо насельников монастыря. По этой причине пришлось даже опустить кое-какие факты из жизни наших любимцев. Увы и ах! — эта наша неискоренимая склонность во всем видеть только себя…

Коты действительно часто перенимают характеры своих хозяев — даже внешне становятся похожи на них. Однако монастырские коты — особая статья. Здесь они никому не принадлежат, а являются свободными членами общежительного братства.

Если быть до конца откровенным, необходимо отметить, что для того, чтобы приручить кота, необходимо много смирения — а где оно сейчас, и что это вообще такое? В житии преподобного Нектария Оптинского описан такой эпизод. У старца был кот, который очень любил его и во всем его слушался. Отец Нектарий по этому поводу говорил: «Вот святой Герасим Иорданский приручил льва, а мы — малы. У нас — кот».

Монахи последних времен не справляются даже с котами, поэтому наши коты не похожи на нас: у них — своя жизнь, свои проблемы… Их кошачье монашество в чем-то гораздо выше, идеальнее нашего — хотя бы потому, что, как говорят ученые люди, у животных нет души. Впрочем, глядя на заплаканные глаза Кузьмы-исихаста или на материнскую жертвенность Пятнистой, начинаешь в этом сомневаться…

 послушник Георгий (Халиманков)
Рисунки Сергея Волошина

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.