Новая встреча с Афоном. Часть вторая

1В прошлом номере мы начали рассказ о поездке небольшой группы белорусских паломников на Святую Гору Афон. Это путешествие принесло всем множество дорожных неожиданностей. Из продолжения повествования вы узнаете, как Господь помогал преодолевать все трудности долгого пути и не лишил нас большой духовной радости.

Путь к монастырю Симона Петра оказался особенно приятным, так как перед нашими глазами постоянно был величественный вид этой удивительной обители. Мы то и дело останавливались, чтобы сфотографироваться на фоне монастыря. Перекрестившись у святых врат, мы вошли внутрь — было около семнадцати часов. На наше удивление мы никак не могли встретить кого-либо из монахов, ни найти архондарик — место, где встречают паломников. После долгих скитаний по старинным запутанным монастырским помещениям мы наткнулись на сидящего монаха. «Идите быстрее на трапезу», — гостеприимно пригласил он. «А мы бы хотели зайти в храм, поклониться святыням», — начали было сопротивляться мы. «Это все после трапезы, сейчас идите кушать». Оказалось ,что мы прибыли как раз к трапезе (во всех афонских монастырях паломники кушают вместе с монахами). Несмотря на наш «нетрапезный» вид (после 12-часового перехода по горам), мы вошли в трапезную, приобщились к вкуснейшей монастырской пище, а потом с другими паломниками вошли в монастырский храм, расположенный прямо напротив трапезной, где приложились к монастырским святыням. Еще на подходе к монастырю Симона Петра мы не раз встречали объявления такого содержания: «Монастырь Симона Петра имеет ограниченные возможности по приему паломников на ночь. Если вы желаете остановиться в монастыре, бронируйте места заранее». Осведомленные и предупрежденные, мы даже и не планировали ночевать здесь. Выйдя из храма, мы все же нашли архондарик и узнали номер такси, на котором мы решили добраться до Кареи — столицы Афона. В архондарике плохо работала мобильная связь, поэтому мне пришлось выйти на улицу, за ворота обители. С трудом объяснив неговорившему по-английски диспетчеру, что нам нужно такси в монастырь Симона Петра, я вдруг заметил подъехавший к воротам обители огромный черный джип (основной тип легкового автомобиля на Афоне). Быстро подбежав к водителю, я на ломаном греческом изложил нашу проблему. О, чудо! Он ехал в нашу сторону и согласился взять всех нас — четыре человека. «Пойдемте быстрее!», — окликнул я своих спутников, подхватывая вещи. «Что, так быстро вызвал такси?», — удивились они. Поскольку все мы бурно и громко выражали нашу радость о таком явлении помощи Божией нам, наш водитель понял,что мы русские ,и тоже обрадовался: он оказался русским парнем Иваном, который уже 11 лет живет на Афоне. Мощный двигатель, комфортабельный салон с кондиционером — и через 40 минут мы уже находились в 100 метрах от Андреевского скита.

2Именно Андреевский скит, а не Пантелеимонов монастырь — первая русская обитель на Афоне. В 20-е годы XIX века после неудачного греческого восстания Афон заняли турецкие войска ,и на Афоне не было ни одного русского монаха. Скит был основан в 1848 г. двумя русскими монахами — Виссарионом и Варсонофием. Тогда же в нем началось активное строительство храмов и жилых помещений для разраставшейся братии. В этом деле участвовали многие русские предприниматели, обильно благотворившие обители. В 1867 г. был заложен собор в честь небесного покровителя скита — святого апостола Андрея Первозванного. В феврале 1879 года, тридцать лет спустя после образования скита, он был переименован по соглашению с кириархиальным Ватопедским монастырем из Новорусского Ватопедского скита в Русский Свято-Андреевский общежительный скит. Это было не просто изменение названия, а получение скитом нового статуса. 1 января 1887 года Свято-Андреевским скитом начато издание журнала «Наставления и утешения святой веры христианской», которое продолжалось до самой революции. К этому времени здесь подвизалось около 300 человек братии. В 1863 году прославилась скитская икона Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение», от которой происходили чудеса и в скиту, и во время ее путешествий по России. Где сейчас находится икона — неизвестно.

В 1892 году игуменом скита стал отец Иосиф (Беляев), возведенный в 1894 г. в сан архимандрита. Главный его труд — это завершение строительства Андреевского собора. В 1893 году он активно принимается за строительство этого храма. Любопытно, что собор был заложен ещё в 1867 году — буквально за несколько дней до прибытия отца Иосифа на Афон. Но с тех пор были заложены только фундамент и своды. В это время в Петербурге обращает свои взоры в сторону русской святыни на греческой земле знаменитый предприниматель и меценат, золотопромышленник и миллионер И.М. Сибиряков, ставший через несколько лет монахом Андреевского скита и после недолгой монашеской жизни почивший в сорокалетнем возрасте на афонской земле. Он благотворил многим храмам и обителям в России, жертвовал на медицину и образование, обеспечил всех рабочих своих золотых приисков пожизненной пенсией. Настоятелю подворья Андреевского скита в Петербурге архимандриту Давиду он пожертвовал астрономическую по тем временам сумму — 2.400.000 рублей, предоставив ему распоряжаться ей по своему усмотрению. Часть этих денег была истрачена отцом Давидом на строительство самого подворья, а половина этой суммы была передана отцу Иосифу и израсходована на строительство собора. К 15 октября 1897 году храм был в основном закончен. Собор был оштукатурен снаружи и внутри, покрыт кровлей, были сняты леса и установлены всё четырнадцать крестов на главках. В 1898 была закончена настилка полов. В этом же году из Петербурга доставили изготовленный мастером Кондратьевым иконостас. В знак особого благоговения к святыне он был перенесён с пристани Дафни в монастырь (12 верст по гористой местности) на руках монахами скита и келиотами. Сегодня скитом эту обитель можно называть лишь относительно.

16 июня 1900 года Свято-Андревский собор был освящён Константинопольским патриархом Иоакимом III в сослужении епископа Волоколамского Арсения (Стадницкого), ректора Московской Духовной Академии. Собор стали называть «Кремль Востока», как самый большой православный храм на Балканах и в Греции.

3После революции скит постепенно пустел, и в настоящее время в нем подвизаются греческие монахи. Скит, как и ранее, подчиняется греческому монастырю Ватопед.

В огромном скиту мы все же быстро нашли архондарик, который был закрыт — шла служба, точнее, она уже заканчивалась. Я подошел к дверям домовой церкви. Служба закончилась, и монахи стали выходить из храма. Один из них подходил ко всем паломникам с одним вопросом: «Do you have a room?» (У вас есть комната? — англ.). Я с радостью ответил ему : «Нет, нет, нас четверо!» Мы записались в книгу регистрации паломников и разместились в компактной четырехместной комнате, которая после многочасовых горных переходов показалась нам царским чертогом. В три часа утра мы проснулись. Вскоре началось богослужение: полунощница, утреня, часы и Божественная литургия — до 8 часов утра. Затем великолепный завтрак в многонациональной компании паломников (русских, болгар, румын, греков), и мы уже собираемся в Карею — столицу Афона(до неё — около 500 м).

В Карее находится храм Божией Матери XII века, монашеское правительство — Протат, состоящее из представителей каждого из 20 монастырей, и монастырские лавки — магазины, торгующие церковными товарами, а также продуктами питания, промтоварами и т.д. Карея — это еще и узловой пункт скопления потока паломников: больше всего их сходит в порту Дафнии, откуда на автобусе по широкой горной дороге они доезжают до Кареи, а отсюда на микроавтобусах — по разным окрестным монастырям, до которых есть автомобильная дорога. Несколько часов хождения по магазинам, посещение булочной, где работает молодой минчанин, чай в кафе и отправление на микроавтобусе в монастырь Ксенофонт, не доезжая до которого, мы выходим и по горной тропе идем к русскому Свято-Пантелеимонову монастырю. Здесь мы еще раз помолились за богослужениями суточного круга и после Божественной литургии и трапезы сели на корабль, отплывавший в Уранополь. Наше афонское паломничество завершилось.

В монастыре мы также познакомились с иеродиаконом из Троице-Сергиевой Лавры, который паломничал вместе со своими знакомыми. Мы подвезли их до Фессалоник, и по дороге наши новые попутчики показали нам, где свернуть, чтобы доехать до очень известного монастыря — обители великомученицы Анастасии Узорешительницы.

В древнем храме обители нас поразили огромные полутораметровые свечи, которые паломники ставили у чтимых икон в специальные подсвечники c высокими держателями.

4Следующая остановка по дороге к Салоникам – монастырь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова в местечке Суроти, основанный старцем Паисием (Эзнепидисом), книги которого очень популярны во всем православном мире, в том числе и в Беларуси. Мы поклонились могиле старца, постояли на службе, приложились к святыням и двинулись в дальнейший путь.

Небольшая остановка в Салониках — для пополнения дорожных запасов продовольствия — и вот мы уже движемся в сторону турецкой гостиницы. Наступил вечер, и мы вновь решили заночевать в приглянувшемся нам городке Комотини (где мы останавливались по дороге на Афон) в той же гостинице «Демокритос», где нам даже вернули забытые нами в прошлую ночевку вещи.

На следующий день, быстро добравшись до турецкой границы, мы вынуждены были ожидать своей очереди около 3 часов — в дневное время поток автомобилей и автобусов огромен. Это стало внешней причиной всех наших дальнейших беспокойств. Уже приближаясь к Стамбулу(было около 15 часов), мы решили связаться с представительством нашей судоходной компании, и с большим удивлением узнали, что наш автомобиль должен был быть в порту в 13:00.Следовательно, мы, во-первых, опоздали, а во-вторых, для автомобилей на судне свободных мест больше нет. Около десяти звонков разным авторитетным лицам никакого результата не дали. К Стамбулу мы приближались с большим беспокойством и в усиленной молитве. Непросто оказалось и проехать по городу к морскому порту. Мы взяли таксиста, не разговаривавшего по-английски, и следом за его автомобилем, пробираясь через бурный поток машин, все же добрались к 17:00 до морвокзалу. Поскольку мы были поставлены перед фактом, что машину на борт не возьмут, а попытки пристроить её на другие корабли не увенчались успехом, было принято решение: оставить микроавтобус в городе (платной стоянки тоже не нашли), а водителю вернуться за ним через две недели, когда из Стамбула будет рейс на Одессу. Забрав из машины самое необходимое и оставив большую часть покупок, мы поднялись на борт «Южной Пальмиры» — нашего корабля. Но поскольку надежды на лучший исход событий мы не оставляли, часть группы продолжала молиться, а батюшка и водитель пошли беседовать к капитану и его старшему помощнику. К нашему большому удивлению, разрешение на погрузку автомобиля было получено! Слава Богу! Оставалась лишь одна проблема — прохождение таможни. Всю ночь шла погрузка товара турецких и украинских челночников в трюм корабля. Более ста небольших грузовых автомобилей заполнили пирс. Погрузка продолжалась и утром, благодаря чему наш водитель успел спокойно пройти таможенное оформление. Наконец, в 14:00 корабль с нами и нашим автомобилем на борту отплыл. Это было очень сильное испытание для всех нас. Плавание прошло в глубоких духовных размышлениях.

Через 24 часа мы выгрузились в порту Одессы и взяли курс на Минск. На следующий день, 29 октября 2006 года, в 8 часов утра мы прибыли в столицу Беларуси.

 Бубнов П. В., кандидат богословия

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.