Право на улыбку

1Однажды, рассуждая о значении юмора, я задал себе вопрос: а Христос смеялся? Ведь зачастую у людей церковных отношение к смеху отрицательное. И получается, что чувство юмора — это плохой «талант», данный Богом? Интервью с диаконом Андреем Кураевым помогло мне разрешить эти, на первый взгляд, неразрешимые противоречия.

—Отец Андрей, какое место чувство юмора, по-вашему, занимает в духовной жизни человека?

—Мне кажется, что это некий балансир — чтобы не относиться к самому себе слишком серьезно. Чтобы не раствориться в своем сане, статусе церковном, в катехизисах, которые читаешь. Мы сегодня — это Церковь неофитов. Именно к нам относится строчка Андрея Вознесенского: «расформированное поколение: мы в одиночку к истине бредем». В таких условиях особенно важно, прийдя в Церковь, сохранить чувство юмора. Мы не несем в себе органической православной традиции. Большинство из нас не впитало в себя Православия «с молоком матери» или на бабушкиных коленях. Для нас это был некий выбор, зачастую очень трудный, мучительный.

К Православию мы приходим по книжкам. А книжки ( пусть даже святоотеческие книжки) — это очень важный срез православной мысли, но это только часть Православия. А сам опыт жизни в Православии — он гораздо богаче. Люди, которые в Церковь пришли именно по книжкам, не имея опыта реальной жизни: в священнической среде, семинарской, монашеской; люди, которые не знают, например, как общаются между собой епископы, когда остаются наедине, — бывают смущены. Они считают, что, войдя в Церковь, они отреклись от права на улыбку. Это не так. Более того, улыбка просто необходима, когда это самоирония. Очень важно уметь смотреть на себя, улыбаясь. Иногда с горькой улыбкой — это форма юродства и покаяния.

Кроме того, хорошие анекдоты — это миссионерские патроны. Например, когда я отвечаю на вопрос о том, почему православные такие упертые, почему Церковь так консервативна и так медленно меняется, я привожу армейскую мудрость: «саперы ходят очень медленно». Но обгонять их не стоит.

—Но все-таки, каждый на собственном опыте знает, что после некоторых, даже очень «удачных» шуток, бывает как-то не по себе…

—А вот чего не должно быть у любого человека, не только православного, — не должно быть злой иронии, издевательства над другим человеком. Привычный в светском, студенческом мире «стебный» стиль общения, с бесконечными подколками и подначками — на самом деле верный способ разрушить товарищеские, дружеские отношения с другими людьми. Вот этот стиль, мне кажется, не стоит приносить в нашу церковную жизнь.

С другой стороны, я очень благодарен этому стилю за то, что сам когда-то через него прошел в студенческие годы. Потому что вижу по семинаристам: ребята, у которых нет опыта такого общения, теряют «спортивную форму». Когда ты живешь в молодежной среде и понимаешь, что любой твой жест, любое слово будет тут же перетолковано в возможно худшую сторону и с максимальным ущербом для твоей репутации. Это заставляет держать себя в форме и постоянно думать, как твое слово будет принято недружественным ухом. В современном мире, где православные оказываются сверхобстреливаемым меньшинством, мире, где популярен «Код да Винчи», я думаю, что стоит об этом помнить.

—Главный аргумент поборников «сугубой печали» — Священное Писание не содержит ни единой шутки, нельзя представить себе смеющихся святых, а в Евангелии ни разу не сказано, что Христос улыбался.

—Знаете, я не могу не высказать одного, неожиданного тезиса: я со Златоустом не соглашаюсь. Я очень люблю и почитаю его, это один из любимейших мною святых! Но именно Иоанн Златоуст первым сказал, что Христос никогда не улыбался.

Всё-таки Иоанн Златоуст не был апостолом. Он не ходил с Христом по Палестине, и потому биографические данные о Христе, которые впервые высказываются спустя 400 лет после жизни нашего Спасителя, не имеют канонической непререкаемости. Я думаю, что Христос, когда играл с детьми, обращался к ним, место для улыбки у него было.

Святые, кстати говоря, могут быть улыбчивыми. Я недавно нашел удивительную икону. Это сербская афонская икона XII века, где изображен святой Симеон Богоприимец. Знаете, это единственная икона, которую я в своей жизни встречал, где святой улыбается. На ней святой Симеон Богоприимец держит на руках Младенца Иисуса и улыбается. Так что и святые имеют право на улыбку. Мне очень дорога фотография преподобного Амвросия Оптинского, где он улыбается.

Вообще, там, где святость, там радостность. Там, где человеку хорошо, — а душе ведь с Богом хорошо, — там будет радость, будет и смех.

—Отец Андрей, а святые шутили?

—Я напомню знаменитый рассказ об Антонии Великом, который смутил одного православного охотника. Тот услышал, что старец рассказывает ученикам смешные истории. Старец попросил этого охотника: «Ты сними лук, и натяни его. Натяни, натяни еще больше!». «Не могу, — сказал охотник. — Тетива порвется!». «Вот видишь, — говорит Антоний. — Ты свой лук пожалел. А за что же ты осудил меня, когда я дал послабление своим братьям?».

Юмор есть у Святых Отцов. Иногда он даже очень жесткий, иронический и сатирический.

Был такой жанр античной риторики — псогос. Это искусство риторического поношения оппонента. Например, Василий Великий пишет об одном из своих оппонентов-еретиков: «Ну как могут быть прямые мысли у того, чьи ноги кривы?!». Конечно, у Святых Отцов бывают и другие виды юмора, и самоирония.

Юмор встречается даже на страницах Библии. Преподобный Ефрем Сирин предполагал, что когда Бог произносит в Книге Бытия фразу над согрешившим Адамом: «Вот, он стал как один из Нас, знающий добро и зло», это некая Божия ирония. Так же считает и преподобный Максим Исповедник.

В Библии есть место и для горькой иронической улыбки, и для доброй, сочувственной. Поэтому православному человеку не стоит этого стесняться.

Не надо всю свою жизнь превращать в сплошное юмористическое шоу. Любой из нас знает, что когда смех длится больше минуты, почему-то он оказывает такое разряжающее, опустошающее воздействие на душу.

Поэтому впадать в хохот, а тем более без причины, а уж тем более из-за какого-то юмориста, наверное, не стоит. А разрешить себе право на улыбку — почему бы и нет?

 Сергей Канев

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.