Наше единство

В день Вознесения Господня 17 мая в Москве в Храме Христа Спасителя состоялось торжественное подписание Акта о каноническом общении между двумя частями Русской Православной Церкви, доселе пребывавшими вне молитвенного и евхаристического единения.

Духовное воссоединение русского народа, которое произошло в этот день, стало главным церковным событием не только этого месяца, но, быть может, и всего 2007 года. Позади осталось более 80 лет вынужденного разделения. Многие долгое время не верили, что такое в принципе сможет произойти. Казалось, слишком много непониманий, обид и трудностей стояло на пути к воссоединению. Но невозможное людям возможно Богу. Остается только возблагодарить Его и выразить искреннюю благодарность архипастырям и пастырям Русской Зарубежной Церкви, которые смогли, не устрашившись всех выпавших соблазнов и давления со стороны противников единства, сделать этот исторический шаг. О том, какой интерес это событие вызвало у русских эмигрантов и их потомков, говорит тот факт, что многие пожелали приехать в Россию, чтобы стать очевидцами подписания Акта (вместе со священнослужителями в Москву прибыло более 600 русских из Америки, Европы и Австралии).

111

По прибытии в Храм Христа Спасителя Святейшего Патриарха Алексия II и Митрополита Лавра были совершены молитвы на начало благого дела. Затем секретари комиссии по переговорам огласили тексты постановления Священного Синода Московского Патриархата и Архиерейского Синода РПЦЗ.

Предстоятель Русской Православной Церкви и Председатель Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей подписали два экземпляра Акта и обменялись папками с подписанными текстами, приветствуя друг друга братским лобзанием и словами: «Христос посреди нас—и есть, и будет», после чего было возглашено многолетие. Сразу после подписания Акта Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II и Митрополитом Восточно-Американским и Нью-Йоркским Лавром, а также иерархами и клириками Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви было совершено первое совместное богослужение.

Этим событием был положен окончательный конец расколу, длившемуся почти 90 лет. Первым и, может быть, самым главным итогом произошедшего явилось то, что теперь верующие с двух сторон имеют возможность вместе участвовать в таинствах.

В торжественных заявлениях первых лиц Церкви и государства была подчеркнута вселенская значимость события. «Этот день войдет в историю нашего народа как день собирания воедино рассеянных чад Отечества и Церкви, которые в результате трагических событий были разделены. Преодолевается церковный раздел, преодолевается унаследованное со времен революции и гражданской войны противостояние в обществе, укрепляется Церковь»,—сказал Патриарх Алексий II. В выступлении специально приглашенного на церемонию Президента России Владимира Путина основной акцент был сделан на то, что «возрождение церковного единства—важнейшее условие для восстановления утраченного единства всего русского мира».

Для преодоления последствий разрыва требовалось время. Необходимо было пережить эту драму, нужно было осознать всю пагубность раскола. Все исторические причины, которые породили разделение, ушли в прошлое: нет больше безбожной власти, нет несвободы Церкви, нет больше стесненных обстоятельств во взаимоотношениях православных людей в России и за рубежом. Русская Православная Церковь органически, естественным путем, преодолела трагическое разделение.

Воссоединение двух частей Русской Церкви стало возможным благодаря совместным консультациям комиссий по диалогу, которые были созданы с обеих сторон. Все пришли к мнению, что работа завершена в той мере, в какой в настоящий момент это возможно: «Есть вопросы, которые мы будем и дальше обсуждать. У нас разный жизненный и церковный опыт и, сливаясь в единое целое, мы будем многое черпать из этого опыта»,—заявил архиепископ Берлинский Марк (РПЦЗ).

Согласно подписанному Акту, Зарубежная Церковь «пребывает неотъемлемой самоуправляемой частью Поместной Русской Православной Церкви». Она «самостоятельна в делах пастырских, просветительных, административных, хозяйственных, имущественных и гражданских, состоя при этом в каноническом единстве со всей полнотой Русской Православной Церкви». Канонические акты, принятые в период разделения и препятствовавшие полноте канонического общения, «признаются недействительными либо утратившими силу».

В настоящее время Русская Зарубежная Церковь насчитывает 8 епархий и более 300 приходов.Для урегулирования положения приходов Русской Зарубежной Церкви, находящихся на территории Московского Патриархата, предусмотрено вхождение последних в юрисдикцию местных архиереев в течение пяти лет. До этого времени таким приходам предоставляется возможность находиться под окормлением викария Святейшего Патриарха.

Нужно заметить, что в обоих частях доселе разделенной Церкви находились иерархи, стремившиеся к преодолению раскола. Архиепископ Шанхайский и Сан-Францискский Иоанн (Максимович), известный подвижник благочестия, в 1994 году канонизированный Архиерейским Собором Русской Зарубежной Церкви в лике святителей, говорил: «Я каждый день на проскомидии поминаю Патриарха Алексия (имеется в виду Святейший Патриарх Алексий I (Симанский)—авт.). Он—Патриарх. И наша молитва всё-таки остается. В силу обстоятельств мы оказались отрезаны, но литургически мы едины. Русская Церковь, как и вся Православная Церковь, соединена евхаристически, и мы с ней и в ней. А административно нам приходится, ради нашей паствы и ради известных принципов, идти этим путем, но это нисколько не нарушает таинственного единства всей Церкви». В середине 1960-х годов святитель Иоанн (Максимович) пророчески писал: «Русская Зарубежная Церковь духовно не отделяется от страждущей Матери. Она возносит за нее молитвы, хранит ее духовные и вещественные богатства и в свое время соединится с нею, когда исчезнут причины, разъединяющие их». Этот выдающийся иерарх в годы Великой Отечественной войны проводил денежные сборы на нужды Красной Армии и открыто служил благодарственные молебны после очередных побед Советского Союза над гитлеровцами. Категорически отказывался благословлять русских эмигрантов на борьбу против России архиепископ Богучарский Серафим (Соболев), управлявший русскими приходами в Болгарии.

10 августа 1945 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I обратился с посланием к зарубежным архипастырям и клиру, где призывал их к единству. После этого в юрисдикцию Московского Патриархата были приняты митрополит Мелетий (Заборовский), архиепископы Димитрий (Вознесенский), Серафим (Соболев), Виктор (Святин), Нестор (Анисимов), Ювеналий (Килин) и Серафим (Лукьянов). Стоит отметить, что глава Русской Правосланой Церкви, находясь в Югославии в 1945 году, отслужил панихиду по приснопамятному митрополиту Антонию (Храповицкому)—первому Предстоятелю РПЦЗ.

В течение десятилетий Русская Зарубежная Церковь усердно хранила традиции православного благочестия, восходящие к дореволюционной России, активно занималась издательской и просветительской деятельностью. Сохранялась и монашеская жизнь. Новым воплощением иноческих традиций стал монастырь в честь преподобного Иова Почаевского в Ладомирове (Чехословакия), основанный в 1923 году. В 1946 году братия обители переехала в Соединенные Штаты Америки, где вошла в число насельников Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле (штат Нью-Йорк), основанного в 1930 году. Свято-Троицкая обитель надолго стала главным духовным центром Русской Зарубежной Церкви. Здесь возобновилось и начатое в Ладомировском монастыре издательское дело. Трудами братии было издано множество газет, журналов и книг. Часть этих изданий с большими затруднениями порой удавалось переправлять в Россию.

В России, где в то время издание духовной литературы было крайне ограничено, хорошо знали такие сочинения авторов из Русской Зарубежной Церкви как «Закон Божий» протоиерея Серафима Слободского, «Толкование на Четвероевангелие» и «Толкование на Апостол» архиепископа Аверкия (Таушева), «Догматическое богословие» протопресвитера Михаила Помазанского. Символом грядущего единства стал совместный проект Берлинско-Германской епархии Русской Зарубежной Церкви и Ставропольской и Владикавказской епархии Московского Патриархата по возведению монастыря и реабилитационного центра в Беслане.

Показательным событием стало освящение 19 мая этого года Митрополитом Лавром храма в честь Воскресения Христова и всех новомучеников и исповедников Российских на Бутовском полигоне—месте массовых расстрелов в годы сталинских репрессий, закладка которого состоялась в 2004 году с участием делегации Русской Зарубежной Церкви. 20 мая Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви и члены делегации сослужили Святейшему Патриарху Алексию за литургией в Успенском соборе Московского Кремля. Также делегация с официальным визитом посетила Украину. На российско-украинской границе ее встретил епископ Васильковский Лука, наместник Рождество-Богородичной Глинской Пустыни. Делегация в составе Митрополита Лавра и клириков РПЦЗ, а также архиепископа Курского и Рыльского Германа посетила известную обитель. «Теперь я чувствую, что попал на украинскую землю, к святыням которой раньше приезжал только инкогнито, без официоза,—сказал Митрополит Лавр.—Это действительно долгожданный визит».

Восстановление единства Русской Церкви нашло поддержку со стороны Поместных Православных Церквей. Святейший Патриарх Сербский Павел направил поздравление по случаю этого события. На торжественном приеме с поздравлениями от других братских Поместных Православных Церквей выступил представитель Антиохийского Патриархата. Также прозвучали поздравления представителей Болгарской Православной Церкви и Православной Церкви в Америке.

 Сергей Гриняк,
студент 3-го курса МинДС

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.