Пою Богу моему, дондеже есмь

1 (1)Участие диакона в богослужении украшает его и делает более торжественным. На диаконское служение обычно избираются лица, имеющие музыкальный слух и вокальные данные. Сегодня у нас в гостях выпускник нашей Семинарии, клирик Александро–Невского храма города Минска, протодиакон Георгий Коляда, которому в этом году исполняется 50 лет.

Впервые я встретилась с протодиаконом Георгием в Александро-Невском храме лет десять назад. Услышав мощный бархатный бас, я буквально «застыла» на месте. Голос просительно призывал: «Миром Господу помолимся!». Слова каждого прошения великой ектении произносились отчетливо и благоговейно… Батюшка несёт послушание в Александро-Невском храме более 20 лет.За безупречную службу отец Георгий получил множество благодарностей, почетных грамот, был награжден орденом Креста преподобной Евфросинии Полоцкой и медалью святого благоверного князя Даниила Московского. В этом году протодиакону Георгию Коляде исполняется 50 лет.

—Отец Георгий, расскажите, пожалуйста, о себе…

—Родился я 27 июня 1957 года в селе Радчицк Столинского района Брестской области в семье священника. Нас было четверо детей: три сестры и я, младший. Жили, как все в послевоенное время. Особого достатка не было. Воспитание получил достойное, христианское. С раннего детства—в алтаре, рядом с отцом. Все родственники—священнослужители. Отец мой, митрофорный протоиерей Андрей Коляда, прослужил у престола Божия около полувека, из которых почти сорок лет (с 1956 года до самой кончины) в Рождество-Богородичном храме села Радчицк. Мама, Ольга Павловна—регент церковного хора. Она была и чтец, и швея, и главный воспитатель. Мама гордилась мною и благодарила Бога за то, что даровал ей сына. Всю свою жизнь после моего рождения она несла дополнительный пост в понедельник.

В 1974 году, закончив среднюю школу, я поступил в Минский радиотехнический техникум. Затем была служба в Советской Армии, работа в МПО «Горизонт». Одним словом, типичная биография молодого советского человека.

—Скажите, есть что-нибудь общее между армейской и церковной службой?

—В любом государстве служат только военные и священнослужители, остальные работают. Это уже объединяет. Священники служат Богу и людям, военные—Отечеству и, опять же, своему народу. Служение—это самопожертвование Богу, Отечеству, ближнему, то есть высшая степень человеческого бытия. Верность присяге и долгу, дисциплина и единоначалие, честь и благородство, ношение чина и братство объединяют духовенство и воинство. Конечно, армия была советской, с соответствующей идеологией, но в тоже время она была народной. Я служил Отечеству и считал это священной обязанностью, как этому учит государство и Церковь. Служил в бронетанковых войсках в военном городке Печи, что под Борисовом. Мое «поповское» происхождение не мешало мне быть отличным солдатом, трижды побывавшим дома во время службы. Мой отец служил рядовым целых шесть лет и мне дал наказ послужить Отчизне. Он приезжал ко мне в часть, встречался с командованием. Наши командиры, вроде бы неверующие люди на первый взгляд, нашли общий язык со священником. По своему опыту утверждаю, что в стране «победившего социализма» атеистов было мало, особенно в Вооруженных Силах. Потом была служба в запасе, многократные офицерские сборы. Последнее воинское звание я получил в 1990 году, уже давно будучи диаконом.

По воле Божией, сейчас я служу в бывшем храме 119-ого пехотного Коломенского полка. Почти весь наш клир—военнообязанные. Возглавляет наш «экипаж военных капелланов» протоиерей Сергий Куракевич—офицер запаса, специалист в области гражданской и военной техники, имеющий соответствующее высшее образование. Отец Василий Литвинко—напористый танкист (такие побеждали на Курской дуге). Отец Петр Демьянчук—военный связист. Отец Геннадий Журавский—военный водитель, служивший в знаменитой Минской бригаде связи. Наш алтарник Иван Шишов также прошел через Печи, он—военный музыкант. Хотя наш храм уже давно не принадлежит военному ведомству, мы все считаем его военным и хорошо знаем его историю. Слава Богу, что в наше время мы уже не гости в воинских частях. Плодотворно сотрудничаем с нашими Вооруженными Силами. В нашей Александро-Невской церкви собрались однополчане. Нынешний епископ Гродненский и Волковысский Артемий (с 1982 по 1996 гг.—священник Александр Кищенко), отец Алексей Галицкий и я служили в одной и той же части, только в разное время. Отец Александр всегда любил повторять: «кто в армии не служил, тому в храме делать нечего». В армии даже существовало понятие «церковный порядок». А что касается идеологии, то православному человеку она не мешала служить. Правда, крест мы открыто не носили, но и карманы гимнастерок у нас никто не выворачивал. Достаточно было быть честным, добросовестным и дисциплинированным солдатом, уметь хорошо стрелять, водить, да еще при всем этом хорошо петь.

1 (1)—Несколько слов о Вашей семье…

—У меня хорошая, крепкая и дружная семья. Со своей матушкой я познакомился в 1979 году, мы вместе работали на «Горизонте». Открытая, добрая, душевная и веселая девушка Вера Усачева стала объектом моего внимания. У нас были очень хорошие дружеские отношения, мы хорошо знали друг друга, но любовь пришла не сразу. Когда мы решили пожениться, Вера уже знала, за кого выходит замуж. Оказалось, что у нее дедушка тоже был священником и служил в благочинии моего дяди в Витебской области, так что долго объяснять ничего не надо было. А сейчас это матушка Вера Владимировна, с которой мы прожили более 25 лет. Господь послал нам тяжелые испытания—супруга после рождения дочери долго и тяжело болела. Только по молитвам наших родителей и ближних Господь исцелил ее. Мы вырастили и воспитали двоих детей—сына Виталия и дочь Надежду. Сын женился, и у нас появилась еще одна дочь—Анастасия. Надежда—студентка 4 курса БГУ. Анастасия закончила Минское Духовное училище с квалификацией «регент церковного хора» и работает преподавателем гласового пения там же. Виталий пошел по стопам своих дедов, отца и многочисленных родственников. Закончив Институт Теологии при БГУ, он стал диаконом. Мне отрадно отметить, что свое служение он совершает рядом со мной в нашем храме. В 2005 году у нас родилась внучка Варвара—самый главный и любимый член семейства.

—Что побудило Вас к диаконскому служению?

—Стать диаконом я мечтал с раннего детства. Когда мне было 8 лет, отец взял меня с собой в Пинск на встречу с Владыкой архиепископом Антонием (Мельниковым). Мне впервые пришлось увидеть архиерея и совсем молодых диаконов—отца Леонида Божко и отца Вадима Шульмина. В советское время поступить сразу в Духовную Семинарию было проблематично, поэтому пришлось приобретать гражданскую специальность—проектирование и производство радиотелевизионой аппаратуры, что мне очень нравилось и пригодилось в дальнейшей жизни. А служба в армии для меня была одним из самых важных дел. В нашем роду служили все и даже защищали Отечество с оружием в руках.

Во время учебы и работы я никогда не покидал храм—был прихожанином Свято-Духова кафедрального собора г.Минска. В то время в соборе служили диакона отец Георгий Мокрицкий, отец Петр Лешкевич и отец Леонид Божко. Я был в восторге от их служения: как они читали и пели, какие отточенные были их движения, выходы, повороты, поклоны, каждения. Глядя на них, мне хотелось быть таким же. Несколько лет спустя я был принят в малый хор собора, которым руководил протодиакон Николай Авсиевич. Там пели нынешние протоиереи Игорь Корестелев и Андрей Лемешонок, диакона Александр Курко и Александр Васильев. После женитьбы в 1981 году я вместе с молодой супругой Верой получил аудиенцию у Митрополита Филарета. Я откровенно признался: «Хочу быть диаконом». Одобрив мое стремление, Владыка сказал: «Весьма похвально, молодой человек, что у Вас такое желание».

В наш храм я пришел в 1985 году. Покойный протоиерей Виктор Бекаревич принял меня алтарником. Через год Высокопреосвященнейшим Митрополитом Филаретом я был рукоположен во диакона. Я прошел хорошую школу. Воспитателем и духовным отцом всем нам был старейший клирик Белорусской Православной Церкви—отец Виктор Бекаревич. Он учил нас и уму-разуму, и всем премудростям нашей нелегкой жизни, передавал свой богатый опыт и всесторонние знания. Тепло приняли меня и многому научили молодые тогда священники Павел Латушко и Александр Кищенко (ныне—Преосвященнейший Артемий, епископ Гродненский и Волковысский), с которыми я служил продолжительное время. Я не говорю о пережитых трудностях советского времени, которых было предостаточно (сейчас модно об этом вспоминать). Одно отмечу: очень уважаю тех людей, которые стали священнослужителями в советское время. В 1990 году я поступил в Минскую Духовную Семинарию, где закреплял свои практические богослужебные навыки богословским образованием.

1 (1)—Отец Георгий, какие чувства Вы испытываете во время богослужения?

—Святые Отцы мудро составили годичный круг богослужения. Я душевно переживаю все евангельские события. Ежегодно увеличивается тот духовный трепет, возрастает та духовная радость от Рождения Богомладенца. Во время Великого поста ощущается свое греховное ничтожество, скорбь о страданиях Спасителя. И, наконец, наступает ни с чем несравнимый восторг и великий духовный подъем в день Светлого Христова Воскресения. Это происходит во время службы, когда ты отдаешь Богу все, на что способен. Ты отслужил, ты знаешь, что Христос Воскрес, ты сам стал свидетелем этого, и только тогда ты несешь эту радость домой, возвещаешь ее своим близким за праздничной трапезой радостным восклицанием: «Христос Воскресе! Воистину воскресе!». Затем после ночного богослужения ты долго не можешь заснуть. В ушах звучат голоса духовенства, пение хора. Ты заново переживаешь и осмысливаешь все произошедшее и, вздремнув часок-другой, торопишься уже к Пасхальной вечерне, чтобы в очередной раз утвердиться: «Кто Бог велий, яко Бог наш? Ты еси Бог, творяй чудеса!». Вот оно, духовное счастье…

—Ваши пожелания студентам Минской Духовной Семинарии?

—Я радуюсь Вам, нашей молодой духовной смене. Вы—интеллектуалы, всесторонне развитые и образованные люди. Помните, что Вам придется вести более активную и упорную борьбу за утверждение Православной веры. Служите с достоинством и честью, не роняйте лица доброго православного пастыря при любых условиях нашей греховной жизни. Сохраняйте традиции дедов и отцов, чтобы наша Церковь через многие десятилетия была такой же Православной и Единой. Мы, старое поколение, не для того пишем статьи и даем интервью, чтобы похвалить себя, а для того, чтобы из опыта нашей жизни, нашего служения, из арсеналов многих поколений духовенства Вы выбрали для себя самое важное, доброе и богоспасаемое для трудов на благо Церкви и нашей родной Беларуси.

—Дорогой отец Георгий! Поздравляем Вас с 50-летием! Желаем крепости духовной, здоровья и обильной помощи Божией в Вашем служении.

 Беседовала Алина Ракитина,
прихожанка Александро-Невского храма
г. Минска

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.