Религия: свобода или рабство?

1Данная статья стала итогом поиска ответа на вопрос: что такое религия и каково ее значение для человека? Читая это исследование, можно приобщиться к проблеме, волнующей умы человечества на протяжении всей истории. Материал предоставляет право самостоятельного понимания религиозности.

Дух Божий на протяжении всей истории не перестает опекать тех, кого Создатель поставил выше всякой твари—людей. И даже те, кто до Христа назывались «язычниками» (сейчас это примерно две трети человечества), находятся под постоянным Божьим покровительством и попечением о спасении каждого. Все люди, независимо от их конфессиональной принадлежности или отсутствия таковой, остаются величайшим созданием Творца, о котором Господь непрестанно заботится и с одинаковой силой любит.Однако если все вышесказанное не—пустые слова, как же объяснить то, что каждая религия считает именно себя мерилом истинности и единственным источником спасения?

Для того, чтобы ответить на этот вопрос, попытаемся разобраться: что такое религия и вера? Религией мы можем назвать акт единения человека с Богом в молитве, живом общении, получении некоего Откровения свыше. Отсюда рождается и само определение веры как личного доверия Богу и Его слову, обращенному к человеку. Это легко представить на примере взаимоотношений ребенка со своими родителями, подчиненного—с начальствующим и т.д. Обращаясь к маме, ребенок питает доверие, любовь, а главное—надежду и твердую уверенность в том, что его просьба будет услышана, хотя и не обязательно исполнена. Все зависит от того, пойдет ли исполнение этой просьбы на пользу самому ребенку, что, несомненно, виднее именно родителям, как более опытным людям. Отсюда следует очень важный вывод: судить о религии может только тот, кто сам стал носителем Божьих даров—любви, радости, мира, долготерпения…(Гал.5:22-23).

Опыт общения каждого из нас с Богом неповторим, поскольку все люди индивидуальны, как индивидуальны первый крик у ребенка после рождения и последний вздох старика. Кто-то «кричит» к Богу всю свою жизнь в надежде, что его услышат, кто-то пребывает в тишине и молчании, видя Бога, что называется «лицом к лицу». Блаженный Августин рассказывает о своих сомнениях и терзаниях так: «А что же такое этот Бог? Я спросил землю, и она сказала: ,,Это не я,, , и все, живущее на ней, исповедало то же. Я спросил море, бездны и пресмыкающихся… и они ответили: ,,Мы не Бог твой; ищи над нами,, … Я спрашивал небо, солнце, луну и звезды. ,,Мы не бог, которого ты ищещь,,—говорили они. И я сказал всему, что обступает двери плоти моей: ,,Скажите мне о Боге моем—вы ведь не бог,—скажите мне что-нибудь о Нем,,. И они вскричали громким голосом: ,,Творец наш, вот кто Он,,. Мое созерцание было моим вопросом; их ответом—их красота». Бах взывал к Творцу своими музыкальными произведениями, святитель Феофан избрал путь затвора, где также творил свою молитву к Богу. Значит, если есть разные способы молитвы, то они могут быть действенны и в разных религиях?

С этим трудно согласиться так же, как и назвать все многообразие религиозных течений словом «религия». Ведь под этим понятием подразумевается нечто высокое, благородное: трезвение, очищение, ответственность, дисциплина… Из этих качеств становится понятным то, что ими могут, по словам философа И. А. Ильина, «располагать только исключительные натуры, и множество людей, не располагающих этими умениями и силами, будет легко становиться жертвой нечистой фантазии и неочищенного чувства». Отсюда и ответ на вопрос: почему в мире столько ложных откровений, видений, подлых и фальшивых учений, диких и извращенных обрядов, насилующих свободу и саму личность человека? Поэтому и религией можно назвать лишь то исповедание, которое дает человеку истинное видение Бога, не отнимая при этом свободу обращающегося и предоставляя право на личный опыт Богопознания. Но там, где религия начинает использоваться как случайный интерес, мода, развлечение или, что еще хуже, извлечение корысти, похоти, сладострастия, она низводится с религиозного уровня и перестает быть религией. Примером тому служит секта неохаризматов, неоднократно доказывавшая сугубо коммерческие интересы своей деятельности.

Только приобщаясь к высшему, человек начинает чувствовать себя вполне «взрослым», «самостоятельным», у него появляется чувство ответственности. А религиозность и есть источник духовного здоровья на все времена, без которого на земном шаре невозможна никакая добродетель, культура или общественная справедливость. Отрезок времени с 1917 по 1990 гг. отчетливо показал нам итог отсутствия религиозного чувства в сердцах. Русская нация «расшатала духовные основы своего бытия, заглушила в себе главную религиотворящую силу духа—сердечное созерцание—и растеряла свои святыни. Вследствие этого отмирает священная сердцевина ее культуры: ее жизнь становится бесцельна; ее творчество утрачивает свои высшие цели; ее благие цели становятся скудны и немощны; ее влечения—низменны, необузданны и злобны». Эти строки писались Иваном Ильиным в первой половине прошлого столетия, но с тех пор не многое изменилось. Все меньше людей продолжает обращать свой взор в мир духовный, многие же из тех, кто желает это сделать, направляются «слепыми вождями» на ложный путь, другие вовсе не знают, что есть еще что-то там, над нашими головами. Такого рода материализм, где бытие начинает определять само сознание человека, опустошает душу и со временем делает ее бессильной в сопротивлении злу. А что может быть лучше для порабощения человека со стороны дьявольских сил? Именно поэтому апостол Петр предупреждает нас: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1Пет.5:8).

Каждый человек, просыпаясь утром, убеждается в том, что солнце все еще не погасло и продолжает дарить свет и согревать нас своим теплом. Но как мы сможем объяснить слепцу, что это действительно так? «Человеку неверующему рассуждать о религии—все равно, что слепому рассуждать об особенностях живописи Рембрандта»,—говорит диакон Андрей Кураев. Подобное происходит и с теми, кто «ослепил» свою душу. Вместо того, чтобы обращаться к религии и «вкушать» ее «чистые плоды», человек-слепец предпочитает за счастье питаться полуразложившимися суррогатами, носящими форму наукообразия или религиозности: астрологией, магией, сектантством, обещающими тайные плоды при условии продажи им своей воли, совести (этого неотъемлемого голоса Божьего в человеке), а в итоге—и самой бессмертной души. Хочется напомнить, что «где сокровище ваше, там будет и сердце ваше (Мф.6:21)».

Если, по мнению Аристотеля, человек действительно есть раб от природы и должен относиться к себе заведомо неуважительно (как поступают те, кто предает себя во власть «слепых вождей»), то весьма сомнительно, что от такого человека можно ожидать высокой нравственности и тонкого ума. Ведь у него перестает присутствовать личностное начало, индивидуальность и неповторимость, вместо чего появляется лишь стадное чувство: «шаг вправо, шаг влево—бездна». Господь никогда не действует такими методами. Он зовет к Себе свободного и ответственного человека, содействуя Своей благодатью, но не насилуя его личность, не делая человека слепым и враждебным самому себе. Спаситель не «тащит» к Себе человека помимо его собственной воли: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр.3:20). Другими методами действуют нынешние «маги», «просветители» и «пророки», коверкая души и судьбы доверчивых людей, воруя их материальное имущество и неповторимую индивидуальность, делая человека «как все».

Таким образом, мы приходим к выводу, что право называться религией должно быть дано не каждой человеческой организации, а только Божией. Лишь то исповедание, которое сможет за длительный исторический промежуток времени доказать духовность своего искания, своей веры и религиозной деятельности, может претендовать на высокое звание «религии». Именно так исповедание может получить общественный и государственный гарант поддержки своего существования.

Главным условием деятельности той или иной религии должна оставаться свобода человека как личности, что, к сожалению, отсутствует в замкнутых сектантских сферах. Это и является их главной ошибкой, и даже преступлением. Всякая власть—будь она церковной или светской, Божьей или сатанинской—совершает преступление, когда пытается руководить людьми при помощи «огня и меча», направляя их к Богу или против Него. «Нелепо строить Церковь на врагах и на рабах. Погибельно утверждать государство на враждебном и на рабьем правосознании. Ибо враг есть вечный вредитель, а раб есть готовый предатель…»,—писал И. Ильин.

Каждый человек должен учиться идти самостоятельным деятельным путем, становиться со-творцом Богу, а не пассивным сторонним наблюдателем, у которого жизненным девизом является фраза «будь что будет». Такое жизненное кредо ведет к скорому угасанию цели существования и, как итог, затуханию самой религиозности. Люди в данной ситуации нередко становятся жертвами или религиозного фанатизма, или безбожия, в надежде обрести себя в тупиковом положении. Человек же, находящийся в состоянии одухотворения, ведет насыщенную интенсивную жизнь. И, глядя на таких людей, невольно задумываешься: откуда они черпают свои силы, из какого неведомого источника берут их? Давайте обратимся к житиям святых, лики которых сияли «фаворским светом», когда они становились свидетелями Господней благодати, получаемой через молитву! По словам Платона, такие люди испытывают сразу два чувства—лишенности и изобилия—а это дарит человеку возможность искания и радости. Тогда человек начинает идти верным путем к Богу, любя совершенство и своей любовью соединяясь в совершенстве с Творцом.

 Диакон Сергий Шейко,
студент 4-го курса МинДС

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.