Столетие «Белой церкви»

1В течение всей своей жизни православный христианин постоянно стремится в храм, чтобы через участие в таинствах очистить свою душу и сделать её способной к восприятию Божественной благодати. Для многих бобруйчан таким приходом является Свято-Георгиевский храм, столетний юбилей которого отмечается в этом году.

Храмы с древних времен составляли неотъемлемую часть панорамы города. Как невозможно себе представить Нью-Йорк без Статуи Свободы или Париж без Эйфелевой башни, трудно вообразить Рим без собора святого Петра, а Москву без церквей Кремля, так и любой бобруйчанин не представляет свой родной город без Свято-Георгиевского храма.

Еще в детстве мне приходилось часто проходить мимо этой церкви, и моя пытливая душа ощущала, что передо мной находится что-то необычное. Но что именно, я тогда не знал. В один из дней, когда мы с мамой проходили мимо храма, я, не сдержавшись, спросил у нее: «Мам, а что это такое?». «Это церковь, сынок». «А для чего она?». «Там люди молятся!». На этом разговор не закончился, и я в очередной раз задал вопрос, на который уже и сама мама не знала, что ответить: «А зачем они молятся?». На него я получил ответ только через 12 лет, когда сам пришел к Богу.

Свято-Георгиевский храм занимает видное место в городском ландшафте и, расположенный в центре города, является своего рода «пророком», говорящим о вечности, чей зов касается сердца каждого человека, ищущего Божественной любви.

Проект церкви был составлен в начале XX века. Строительство храма началось в 1905 году в непосредственной близости от главного входа в Бобруйскую крепость. Благодаря участию военных строителей церковь быстро строится. При отделке ее стены красят в белый цвет—цвет непорочности и чистоты (это обстоятельство послужило со временем народному именованию храма—«Белая церковь»). Уже в 1907 году происходит освящение храма.

Однако, гонения, обрушившиеся на Церковь, в короткие сроки перечеркнули былое благолепие Свято-Георгиевского храма. Мог ли кто подумать сто лет тому назад, этот храм спустя два десятилетия будет закрыт, а в бывшем храмовом здании устроят производство по изготовлению конской упряжи? Перед войной швейное производство приостановили, и храм использовался под склад. В годы немецкой оккупации в церкви располагалась авторемонтная мастерская. В послевоенное время о восстановлении храма не могло идти и речи, и после некоторого времени запустения в 60-х годах церковь перестраивается, и в ней на первом этаже располагается столовая, а на втором—библиотека (конечно же, имени Ленина!).

Возрождение церкви начинается с 1990 года (именно в этом году верующим было возвращено храмовое здание). В то время оно было обезображено перестройками, неухоженностью и опустошением. В августе 1991 года настоятелем храма становится протоиерей Геннадий Вейго. Благодаря трудам молодого, энергичного священника церковь со временем приобретает былое благолепие. В 1992 году начато строительство колокольни, и уже в сентябре приобретаются колокола. В марте 1993 года на колокольню водружается увенчанная золотым крестом шатровая кровля с куполом. В 1995 году храм полностью оштукатурен, а также были установлены двери и окна. В этом же году в храме монтируется резной иконостас с иконами работы мастеров Московской иконописной школы. Много трудов было потрачено и на восстановление благолепия церковных служб, пения, внутреннего убранства, и, прежде всего, традиции духовного образования и просвещения.

В 1998 году при храме завершилось строительство здания Духовно-просветительского центра. Под чутким руководством отца настоятеля на данный момент на его базе действует воскресная школа, сестричество в честь праведной Иулиании Лазаревской, православный молодежный Центр святого апостола Иоанна Богослова, а также методический кабинет и церковная библиотека. При храме организованы лектории, которые проводятся в двух формах—лекции для воцерковляющихся (образовательный лекторий) и для прихожан (вероучительный лекторий).

Вот уже более 8 лет Свято-Георгиевский приход готовит православные странички в четырех городских газетах, суммарный тираж которых составляет в месяц 2.000.000 экземпляров. Также настоятель храма протоиерей Геннадий Вейго регулярно принимает участие в радиопередачах, посвященных церковным праздникам и памятным датам.

1Будучи изначально построен как военный собор, Свято-Георгиевский храм в настоящее время является единственным преемником духовного и исторического наследия Бобруйской крепости. Поэтому клирики церкви окормляют военнослужащих воинских частей и соединений города. Дважды в год священнослужители Георгиевского прихода участвуют в церемонии принятия присяги молодыми воинами, а также освящают технику, строения, боевые знамена. В одной из частей устроена молитвенная комната, где находятся иконы, духовная литература, проводятся беседы с военнослужащими. Регулярно по воскресным дням в здании Духовно-просветительского центра проходят беседы, демонстрируются православные видеофильмы, военнослужащие по желанию имеют возможность посещать богослужения.

Ярким событием в истории Свято-Георгиевского храма явились торжества, посвященные столетию его основания, которые проходили 9 сентября 2007 года. В этот день Митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси возглавил праздничную Божественную Литургию в сослужении епископа Могилевского и Мстиславского Софрония и епископа Бобруйского и Быховского Серафима, а также многочисленных клириков как Бобруйской, так и близлежащих епархий. После богослужения состоялось освящение семи новых колоколов для храма-юбиляра.

Одним из пунктов праздничной программы явилось также освящение Дома православной культуры, в котором кроме учебных аудиторий разместились помещения для игр, работы различных кружков, а также актовый и спортивный залы. В планах на ближайшее будущее—открытие музея предметов церковного искусства.

На прилегающей к Дому православной культуры территории было устроено угощение горячей кашей, чаепитие, игры, конкурсы, сценки, а также исполнение стихов и песен. На помосте под открытым небом выступили участники театра-студии «Родничок» при воскресной школе прихода, а также актеры городского театра и хор ветеранов Дворца искусств.

Сто лет—символический срок. Его также называют веком, и часто в разговоре о человеке можно услышать: «много поведал на своем веку». Храмы Божии—уделы Царства Небесного на земле, и они не так подвластны времени, как люди. Храм—это небо на земле, где люди насыщаются благодатью Божией и отдыхают от тяжкой юдоли мира сего, где человек набирается духовных сил, чтобы нести свой крест. В храме происходит встреча и разговор со Христом. Здесь мы всей душой ощущаем любящую нас руку Божию. Именно в храме происходит духовное возрождение человека, ведь тут невидимо действует спасительная благодать Святого Духа. И тот свет проповеди о Христе, который воссиял в Свято-Георгиевском приходе уже в наши дни, не подвластен времени.

 Сергей Гриняк,
студент 4-го курса МинДС

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.