Богословие в гласах. Глас восьмой

1В последний раз мы обращаем свое пристальное внимание к песнопениям Октоиха-Осмогласника. Хотя восьмой глас—последний по счету, но далеко не последний по богатству богословского содержания, духовно питающего наши души и умы. Он—венец всех гласов, самый возвышенный и непревзойденный по красоте звучания.

В субботу вечером, в воскресенье утром

Стихира на Господи воззвах:

«Вечернюю песнь и словесную службу Тебе, Христе, приносим, яко благоволил еси помиловати нас Воскресением». Что значит выражение «словесная служба»? Слова—главное видимое содержание православного богослужения, внешнее выражение наших чувств и мыслей. А что мы хотим выразить в этих словах—нашу благодарность Богу, что Он «благоволил помиловать нас Своим Воскресением». Вот эту то словесную благодарность, моление, хваление мы и приносим Богу и называем это «словесной службой».

Богородичен догматик:

«Царь Небесный за человеколюбие на земли явися и с человеки поживе; от Девы бо чистыя плоть приемый, и из Нея прошедый с восприятием, един есть Сын, сугуб естеством, но не ипостасию. Темже совершенна того Бога и совершенна Человека воистину проповедающе, исповедуем Христа Бога нашего; Егоже моли, Мати Безневестная, помиловатися душам нашим». — Небесный Царь по Своему человеколюбию пришел на землю и жил вместе с людьми; Он принял плоть от Чистой Девы, произошел от Нее, восприняв человеческую плоть, Он—единственный и единый Бог Сын, Он обладает двумя природами—Божественной и Человеческой, но в Нем не две ипостаси (лица), а одна. Поэтому мы исповедуем Христа нашим Богом—проповедуем Его, как совершенного Бога (не потерявшего по воплощении Божественной природы) и совершенного Человека (т.е. ставшего человеком полностью, а не призрачно). Моли Его, Матерь Безневестная, помиловать наши души.

Слово «ипостась»—греческого происхождения. Этим термином в православном богословии обозначаются Лица Святой Троицы, имеющие общее Божественное достоинство и личные, индивидуальные качества—Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой. Бог Сын (Господь Иисус Христос) обладает Божественной и человеческой природами и предвечно рождается от Отца.

Тропарь воскресный:

«С высоты снизшел еси, Благоутробне, погребение приял еси тридневное, да нас свободиши страстей, Животе и Воскресение наше, Господи, слава Тебе!». — Ты сошел с высоты, Благоутробный, и принял трехдневное погребение (Иисус Христос находился в гробу 3 дня) для того, чтобы нас освободить от греховных страстей, Жизнь и Воскресение наше, Господи, слава Тебе!

Степенный антифон:

«От юности моея враг мя искушает, сластьми палит мя: аз же надеяся на Тя, Господи, побеждаю сего. Ненавидящие Сиона да будут убо прежде исторжения, яко трава: ссечет бо Христос выя их усечением мук. Слава и ныне: Святым духом еже жити всяческим, Свет от Света, Бог велик, со Отцем поем ему и с Словом». — От юности моей враг (т.е. диавол) искушает меня, жжет страстями, но я побеждаю его, надеясь на Тебя, Господи. Ненавидящие Сиона (т.е. Бога и Церковь) да будут, как трава, перед тем, как ее скосят, ибо Христос посечет шеи их мучениями. Духом Святым все живет, Он—Свет от Света, Бог Великий, мы воспеваем Его с Отцом и Сыном.

Канон на утрени

Ирмос 1-й песни:

«Колесницегонителя фараоня погрузи, чудотворяй иногда, моисейский жезл крестообразно поразив и разделив море, Израиля же беглеца пешеходца спасе, песнь Богови воспевающа». — Когда-то жезл Моисея потопил колесницы фараона, совершив это чудо через крестообразное начертание и разделив этим море, спас Израиля (еврейский народ) беженца, ступавшего ногами по дну моря и воспевающего песнь Богу. В этом ирмосе вспоминается событие перехода евреев под предводительством Моисея через Красное море во время исхода из Египта. Эти события описаны в Священном Писании в Книге Исход.

Ирмос 3-й песни:

«Утверждей в начале небеса разумом и землю на водах основавый, на камени мя, Христе, заповедей Твоих утверди, яко несть свят, паче тебе, Едине Человеколюбче». — Ты премудро утвердил в начале истории небеса и укрепил землю на водах (Библия, Книга Бытия, глава 1, стихи 6-10); укрепи и меня на камне Твоих заповедей, ибо нет святого, более Тебя, Человеколюбец!

Ирмос 4-й песни:

«Ты моя крепость, Господи, Ты моя и сила, Ты мой Бог, Ты—мое радование, не оставль недра Отца и нашу нищету посетив. Тем с пророком Аввакумом зову Ти: силе Твоей слава, Человеколюбче». — Господи, Ты—моя крепость, Ты—моя сила, Ты—мой Бог, Ты—моя радость. Не оставив недра Отца, Ты посетил нашу нищету. Поэтому я зову с пророком Аввакумом: силе Твоей слава, Человеколюбец!—Нищими люди являлись до воплощения Христа, поскольку были лишены общения с Богом и связанных с этим духовных сокровищ, которые нам действительно подарил Христос Своим вочеловечением, смертью и Воскресением. В этом ирмосе вспоминается и цитируется молитва пророка Аввакума, помещенная в одноименной книге Священного Писания—Книге пророка Аввакума—в 3-й главе.

Ирмос 5-й песни:

«Вскую мя отринул еси от лица Твоего, Свете незаходимый, и покрыла мя есть чуждая тьма окаяннаго; но обрати мя и к свету заповедей Твоих пути моя направи, молюся». — Окаянный—значит бедный, достойный сожаления, а также—робкий, трусливый. В этом молитвенном ирмосе человек сетует и недоумевает: почему Бог отвергает меня, почему покрыла человека греховная тьма? И тут же он находит ответ на этот вопрос: человек сам отвернулся от света заповедей Божиих и оказался в греховной тьме. Это понимание рождает молитву: верни меня к свету Твоих заповедей, Господи, и исправь мой жизненный путь так, чтобы он вел к Тебе.

Ирмос 6-й песни:

«Очисти мя, Спасе, многа бо беззакония моя, и из глубины зол возведи, молюся: к Тебе бо возопих, и услыши мя, Боже спасения моего». — Очисти, меня, Спаситель, много моих беззаконий, и выведи меня из глубины зол, молюсь, к Тебе взываю, услыши меня, Бог спасения моего.

Воскресный кондак:

«Воскрес из гроба, умершыя воздвигл еси, и Адама воскресил еси, и Ева ликует во Твоем Воскресении, и мирстии концы торжествуют, еже из мертвых востанием Твоим, Многомилостиве». — Воскрес из гроба и умерших восставил, воскресил Адама, и Ева ликует о Твоем Воскресении, и весь мир празднует Твое восстание, Многомилостивый!

Ирмос 7-й песни:

«Божия снисхождения огнь устыдеся в Вавилоне иногда, сего ради отроцы в пещи радованною ногою, яко во цветнице, ликующе пояху: благословен еси Боже отец наших».—Когда-то в Вавилоне огонь устыдился схождения Бога (и погас), поэтому юноши в печи радостно, как в саду, ликовали и пели: благословен Бог отец наших! Эти события описаны в Библии в Книге пророка Даниила (3-я глава).

Ирмос 8-й песни:

«Седмерицею пещь халдейский мучитель богочестивым неистовно разжже, силою же лучшею спасены сия видев, Творцу и Избавителю вопияше: отроцы благословите, священницы воспойте, людие превозносите во вся веки».—В семь раз жарче обычного разжег печь мучитель—вавилонский царь—чтущим Бога юношам, но, видев их спасенными лучшей силой, воззвал ко Творцу и Избавителю: юноши, благословите! священники, воспойте! люди, превозносите во все века!

Ирмос 9-й песни:

«Ужасеся о сем небо и земли удивишася концы, яко Бог явися человеком плотски, и чрево Твое бысть пространнейшее небес, тем Тя, Богородицу, ангелов и человек чиноначалия величают».—Ужаснулось об этом небо и удивилась вся земля, что Бог явился людям во плоти, и Твое чрево стало шире небес, поэтому Тебя, Богородицу, величают начальства людей и ангелов.

На литургии тропарь на блаженных:

«Слыши Адаме и радуйся со Евою: яко обнаживый прежде обоя и прелестию взем вас пленники Крестом Христовым упразднися». — Слушай, Адам, и радуйся с Евой: обнаживший прежде вас обоих и большим обманом (прелесть—сверхложь, большой обман) сделавший вас пленниками упразднен Христовым Крестом.

В воскресенье вечером, в понедельник утром

Тропарь мученикам девятой песни канона на утрени:

«Светила восток невечерний просветивше явистеся и нощь безбожия потребисте, премудрии, и лучами священными всех озаряете, светоносный ваш, страстоносцы, праздник величающих». При сравнении с греческим текстом оказывается, что в церковно-славянском переводе этого тропаря допущена неточность. Более точен следующий перевод: «Вы стали светилами востока (т.е. подобны солнцу, которое встает на востоке), навсегда просветившими мир и уничтожившими ночь безбожия и озаряющими своими лучами всех, светоносный ваш праздник величающих».

В понедельник вечером, во вторник утром

Тропарь седьмой песни канона святому Иоанну Предтече:

«Неплодныя изращение плодовитое сый, моего сердца неплодие во благоплодие претвори твоими молитвами, мудре Крестителю Христов!». — Ты, сын неплодной, твоими молитвами преврати неплодие моего ума в благоплодие, мудрый Креститель Христа!

Во вторник вечером, в среду утром

Тропарь пятой песни канона Кресту на утрени:

«Истлевшую страстьми душу мою, Слове, нову творя, душу предал еси Отцу, на древе вися, и не терпит бездушная земля, сия проразумевающи, но страхом колеблется, воспевающи Тя». — Мою истлевшую от страстей душу Ты, делая новой, предал Свою душу Отцу, вися на древе (крестном), и этого не может вытерпеть земля, но от страха трясется, воспевая Тебя!—В момент смерти Христа на кресте (по свидетельству евангелистов) произошло сильное землетрясение.

В среду вечером, в четверг утром

Седален святым апостолам по второй кафизме:

«Господня завещания в души, яко сокровище богатотворное, верою восприемше апостоли, явишася всем благодателие, нищету отгоняюще бесовскую и всех обогащающе богатством Божиим, к нимже вси возопим: обогатите и нас, добродетельными деянии ныне обнищавших, молимся!». — Апостолы, верою восприняв всей душой заветы Господа как прибыльное сокровище, (и сейчас) отгоняют бесовскую нищету и всех обогащают богатством Божиим. К ним все воскликнем: обогатите и нас, обедневших делами добродетелей, молимся!

Тропарь шестой песни канона святителю Николаю:

«Рай сердце твое явися, Николае, жизни древо посреде имея—Избавителя Христа: Егоже моли непрестанно рая сотворити жители вся ны, теплым заступником, тобою, обогащшиеся». — Твое сердце, святитель Николай, стало раем, имеющим посреди дерево жизни—Христа-Избавителя; моли Его непрестанно сделать всех нас, обогатившихся тобой—нашим теплым заступником—жителями рая. Выражение «теплый заступник» сродни фразе «теплая молитва» и более общим фразам—«теплая встреча», «теплое общение».

В четверг вечером, в пятницу утром

Седален Кресту по второй кафизме:

«Посреде Едема древо процвете смерть, посреде же всея земли древо прозябе живот: вкусивше бо первое, нетлении суще тленни быхом; получивше же второе, нетления напитахомся: Крестом бо спасаеши, яко Бог, род человеческий». — Посреди Едемского сада процвела смерть, а посреди всей земли произошла жизнь; вкусив первой, мы, до этого нетленные, стали смертными; получив же вторую—напитались нетления, ибо Ты, Господи, Крестом (Своим) спасаешь человеческий род! Посреди Эдемского сада росло дерево познания добра и зла, плод которого съели Адам и Ева, нарушив Божию заповедь и лишив этим себя и всех своих потомков бессмертия. Иисус Христос Своей смертью на Кресте (который, поэтому, стал центром, серединой всей земли) снова возвратил нам бессмертие.

В пятницу вечером, в субботу утром

Стихира на стиховне Кресту на утрени:

«Царское ми подписав свобождение, шары червлеными, персты Твоя окровавив, Владыко, и обагрив Твоею кровию. Темже Тя верою молим: с первородными Твоими причти и праведных Твоих радости сподоби улучити, пришедыя к Тебе благоутробному». — По-царски Ты подписал мне освобождение (от рабства греху) красной краской, Твоими окровавленными пальцами, обагренными Твоей Кровью. И теперь мы молим Тебя: с первородными (т.е. с первыми, вошедшими в рай) Твоими сосчитай и радость Твоих праведных удостой получить тех, кто уже перешел к Тебе, Благоутробному!

Составители греческого Октоиха так восхваляют восьмой глас:

«Глас—печать, ты—четвертый от побочных,

Ты несешь в себе всю красоту музыки.

Дважды называю тебя верхом красоты звучания,

Гласов венцом ты являешься и окончанием.

И как окончание звукам, умножаешь ты звучание песен».

Заканчивая серию статей о назидательном богословии песнопений восьми гласов, приведем слова архимандрита Киприана (Керна), для которого православное богослужение было одним из главных источников духовного вдохновения: «Предки наши черпали глаголы вечной жизни и единственно ценное в самом Источнике Знания, приобщались плодам истинного просвещения. И все это: духовная культура, богословская начитанность и византийца, и гражданина Святой Руси, кажущаяся сынам городской европейской культуры чем-то диким и мрачным,—приобреталось ими в храме, в богослужении, в литургическом богословии как живом опыте Церкви.

Не было тогда Семинарий, Академий и теологических факультетов. Боголюбивые иноки и благочестивые христиане пили живую воду боговедения из стихир, канонов, седальнов, прологов, Четьих-Миней. Церковный клирос и амвон заменяли тогда профессорскую кафедру. За время всенощных, заутреней, повечерий, под умилительное пение сладкогласных подобнов, под звуки древнего знаменного и греческого распевов воспитывалось благочестие крепкое, незыблемое, вырабатывалось православное мировоззрение, воплощаемое в жизнь, а не только остающееся туманной философской теорией. Собирали в храмах эти молитвенные крины и, переживая их благоговейно, строили по ним свой быт и уклад».

 Бубнов П.В.,
кандидат богословия

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.