Просто о депрессии

1В последние годы заметно повысился интерес людей к психическому здоровью и к таким наукам, как психиатрия, психотерапия и психология. Вместе с тем, множество людей с душевными проблемами и расстройствами, людей, имеющих нужду в исцелении, обращают свои взоры к Православной Церкви, где ищут помощи и ответов на свои вопросы.

Сказать, что мы живем в сложное время—значит не сказать ничего. По слову блаженного Августина, «мы и есть времена». Именно от нас зависит, каким будет наше время, и какими будем мы. Слово «депрессия» теперь на слуху у многих—его знают даже дети. Главы с одноименным названием есть в справочниках по первой медицинской помощи и соседствуют с такими разделами, как ушибы, ссадины, носовые кровотечения. Люди же верующие часто говорят о депрессии, как о грехе уныния, и пытаются бороться с ним постом и молитвой.

Для человека нормально и естественно ощущать подавленность, грусть или окрыленность и радость; как, впрочем, и другие чувства (в зависимости от субъективного переживания своего бытия, событий жизни и отношения к ним). Кроме того, учитывая наличие тела, настроение также зависит от физиологических процессов и может меняться при различных заболеваниях или изменениях физиологии. Таким образом, условно можно разделить депрессию на «болезнь от естества», связанную в большей степени с изменениями физиологических процессов в теле (в головном мозге в частности) и на «невротическую депрессию», связанную с «душевными движениями», с особенностями привычного хода мыслей, чувств, поступков, способствующих сворачиванию активности личности и снижению настроения.

Личность (personality)—«душевное устройство человека» в понимании современной психиатрии—это устоявшиеся стереотипы (привычки) мышления, чувствования и поведения, которые характеризуют уникальный образ жизни и способ адаптации (приспособления) человека к миру, способ отношений и взаимодействия с миром. Уникальные особенности личности определяются конституциональными факторами (наследственностью, физиологией) и жизненным опытом (раннее развитие, воспитание, социальный опыт).

Формированию депрессивных тенденций в личности способствует: 1)Переживание преждевременной потери (преждевременная самостоятельность, «оставленность» ребенка) реальной (мама бросила) или эмоциональной (мама есть, но уделяет мало внимания). Ребенок переживает чувство одиночества, разочарования, обиды, оставленности, отвержения, безнадежности. Здоровой реакцией (для взрослого) здесь могла бы быть злость, но ребенок не может в полной мере злиться на родителей, т.к. он зависим от них—формируется страх. Кроме того, родители часто не позволяют детям проявлять агрессию по отношению к себе. Злость разворачивается на себя, и вместо здорового гнева появляется преувеличенная и несоизмеримая с реальностью вина: «я недостаточно хорош». Переживание собственной плохости (сниженная самооценка)—это одно из основных переживаний депрессивной личности; 2)Переживание чрезмерного сближения (чрезмерная забота тревожных родителей)—родители «привязывают» к себе ребенка, оберегая его от всего, а часто—«спасаясь с помощью ребенка от собственной внутренней пустоты и одиночества». При здоровой попытке ребенка становиться самостоятельным, а родители формируют у него чувство страха—«там страшный мир»—и чувство вины и плохости—«хорошие дети не бросают родителей». Человек надолго остается зависимым и постоянно нуждается в опоре; 3)Негативное отношение в семье к плачу или трауру (запрет на переживание горя) по разным причинам; например, убеждение, что «плакать и горевать—это слабость» или ситуация развода в семье—«нам без папы будет лучше». Ребенок все равно будет переживать горе, но для сохранения отношений с родителем будет подавлять свои чувства и придет к переживанию вины и снижению самооценки—«я делаю то, что родители запрещают—значит, я виноват и я поэтому—плохой».

Беда в том, что пустота в душе от «аномалий родительской любви» всегда будет требовать наполнения. Люди с «депрессивной структурой личности» будут испытывать проблемы с близостью, т.к. будут склонны чрезмерно требовать от другого того, чего недополучил или чего получил много и хочет опять; будут чрезмерно болезненно бояться и переживать отвержение, «требовать любви», и эти личностные особенности будут затруднять построение равных отношений. Кроме «депрессивных чувств» формируется также «депрессивное мышление», которое характеризуется склонностью думать таким образом, чтобы подтверждать сниженную самооценку: замечать плохое—«стакан, наполовину пустой», относиться скептически к любому успеху—«это случайно и временно»; обобщать и преувеличивать даже мелкие неудачи—«ничего у меня не получается», стремиться сделать любую работу идеально—«я всем докажу, что я хорош» и, вследствие этого, чрезмерно расходовать силы.

В поведении «депрессивный характер» может проявляться заполнением душевной пустоты путем зависимости от алкоголя, никотина, может маскироваться враждебностью (контрзависимость—демонстрация независимости при переживании никчемности и одиночества). Характерная черта—это нехватка энергичности, т.к. энергию мы берем из среды, но мало агрессии; агрессия запрещена, сдерживается и нечем «отгрызнуть» что-то от среды. Также есть проблемы с осознанием собственных желаний—все время хочется «заглянуть в голову другого» и убедиться, что не бросят, не отвергнут, «накормят».

Даже из этого небольшого экскурса в психологию мы можем сделать вывод, что формирование характера, личности и самооценки ребенка в значительной степени зависит от «полноты личности» родителей и наличия или отсутствия депрессивных тенденций у них самих. Процесс же лечения невротической депрессии включает в себя осознание и принятие собственного душевного устроения, принятие ответственности за свой «способ жизни», различные способы повышения самооценки, уменьшения чувства вины, осознания собственных желаний, стимулирования здоровой агрессивности, изменения мышления, чувствования и поведения.

А сейчас взглянем на проблему шире. Депрессивный синдром—это только один из множества (тревожные, истерические, соматоформные) невротических синдромов, возникающих при взаимодействии человека с миром. А общей причиной невротических «душевных» расстройств является внутренний конфликт—субъективно неразрешимое внутреннее противоречие, которое имеет в своей основе некие непройденные этапы развития, нерешенные внутренние вопросы. Процесс же лечения представляет собой «залатывание» тех «дыр» в личности, которые образовались в результате «застревания», неполноты тех или иных этапов развития, перепроживание и формулировка ответов на эти вопросы.

Какие это вопросы и ответы, формирование каких навыков жизни? В подростковом возрасте, например, это умение занимать определенное место в своей группе, умение общаться, свободно и естественно делиться впечатлениями и чувствами, умение сохранять баланс между собственными интересами и интересами своей группы, умение строить значимые отношения с представителями противоположного пола, способность управлять своими эмоциями и др. В других возрастах—другие навыки, и здесь бесконечное множество вопросов и ответов, проблем и решений. Множество теорий личности, множество «рабочих инструментов» психотерапевта, методик и подходов к лечению. Есть свои «гениальные терапевты» в каждой психотерапевтической школе, постоянно происходят какие-то открытия. Эта область научного знания востребована и быстро развивается. Вы скажите: «несколько страниц текста и ни слова о Христе, ни слова о ценности Жизни, о ценности Человека в очах Божьих!». Да, согласен, но современная наука об этом и не рассуждает. И эти вопросы задают обычно только христиане и «сочувствующие», интересующиеся. Здесь мне вспоминается одна детская сказка о невоспитанном принце, которого отец вздумал женить и захотел научить его правилам этикета. Пробовали знаменитые и талантливые, успешные учителя, но принц не мог за несколько дней усвоить множество правил, которые обычно дети усваивают в течение всего детства и юности. И тогда нашелся мудрец, который пообещал научить принца этикету за один час. Он рассказал ему сказку о том, что в каждом человеке живет заколдованный принц и к каждому нужно относиться так, как ты хотел бы, чтобы люди относились к тебе. В этой связи история закончилась хорошо, на удивление быстро и без существенного труда со стороны принца. Ну, а в жизни все, конечно, сложнее.

Так и мы, христиане, знаем, что дорога к счастью (она же—ко спасению) заключается в стяжании Духа Святого, в уподоблении Христу, в исполнении заповеди «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим» и второй, подобной ей, «возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22:37-39). И можно с дерзновением сказать, что именно Христос есть Тот Мудрец, Который учит по-настоящему ценить и Жизнь, и Человека. Конечно, это утрированное трактование Евангелия, только для примера, что делал Христос, как оценивал человека, когда говорил простолюдинам: «Вы—свет мира» (Мф. 5:14), «Вы—соль земли» (Мф. 5:13).

Что сказал Господь (о чем говорит и апостол Павел) о том, как нужно поступать с чувством вины: «Прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас» (Еф. 4:32). И какое настроение было у апостолов: «Иаков, раб Бога и Господа Иисуса Христа, двенадцати коленам, находящимся в рассеянии,—радоваться». Но Евангелие написано не для того, чтобы с его помощью лечить депрессию. Гармоничное, красивое, «здоровое» внутреннее устроение—скорее, побочный эффект, чем цель Богообщения. Поэтому, в нашей жизни есть место специалистам по душевному здоровью, и они востребованы для решения прикладных житейских задач. Однако, исходя из собственного терапевтического опыта, могу сказать, что христиане гораздо более склонны к принятию себя, как источника собственных проблем, и к осознанной перестройке своего внутреннего мира.

 Бутько А.В., врач-психиатр,
член Свято-Никольского молодежного братства 
при Петро-Павловском соборе г. Минска

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.