Идти к Богу через дружбу

2Молодежное Братство при Минских Духовных Школах занимается миссионерской деятельностью среди детей, в основном — в детских домах и интернатах. За шесть лет трудов у Братства накопился свой богатый опыт и методы работы. С тонкостями миссии среди детей братчики и знакомят наших читателей.

Часто ли приходилось тебе, дорогой читатель, идти по свежезаснеженному полю? Или, может быть, тебе знакомо — каково это, — без подсказки, самому и впервые собирать документы на получение кредита? А может быть, позавчера тебе пришлось впервые перебирать врезной дверной замок, в котором заедает «собачка»? А если даже ничего из этого тебе пока не знакомо, то, мы думаем, ты согласишься, что все эти вещи удобнее делать вслед за кем-то. Впрочем, как и многие другие.

Однако, нередко бывает так, что нескольким людям, делающим одно и то же дело, приходится пробивать себе дорогу по отдельности и самостоятельно, учиться на одних и тех же ошибках, набивать шишки в одних и тех же местах об одни и те же дверные косяки, вновь и вновь приобретая один и тот же опыт… В конце концов получается, что вместо одного десятикилометрового пути, мы имеем сто десятиметровых дорожек…

К великому сожалению, именно такая ситуация складывается на сегодняшний день в Православной Церкви с работой миссионеров. И основная проблема заключается в том, что большинство современных миссионеров — это энтузиасты, напоминающие маленькие искорки, которые светят сами по себе. Многие из этих подвижников даже не знают о работе друг друга, не говоря уже о накоплении какого-то общего опыта. Конечно же, именно поэтому общий КПД всей миссионерской работы значительно меньше возможного. А ведь как ярко засиял бы свет общего миссионерского костра, если объединить усилия и опыт всех пламенеющих душ и сердец! Первым шагом на этом нужном пути вполне может стать следующий: каждому миссионеру надо постараться сделать свои знания и опыт как можно более доступными.

Рассуждая таким образом, мы решили подать пример выполнения собственного предложения и чаще помещать на страницах журнала «Ступеней» те практические знания о духовно-просветительской работе с детьми и молодежью, которые накопились в нашем Братстве почти за шесть лет его работы.

Любить и быть любимым

Первый и очень важный момент в деле миссии — это осознание тех принципов, которые служат побуждением к нелегкой работе миссионера. Ну, во-первых, это может быть желание неофита «просветить» больше людей. Во-вторых, это вполне может быть потребность верующего человека в самореализации и самоутверждении. Дальше можно упомянуть желание общаться и т. д. Для нас, студентов Семинарии, можно добавить еще и стремление развеяться и хотя бы ненадолго сменить обстановку. Однако человек, который занимается делом миссионерства по одной из этих причин, не станет, на наш взгляд, настоящим мастером, если не изменит мотивации своего служения. Вы спросите: почему? Да просто потому, что все эти желания не имеют прочного основания и твердого фундамента, потому, что они — «мелочно-обычные» да и «просто человеческие». Но что же, что же тогда должно руководить миссионером? Что может стать по-настоящему прочной основой его работы?

Ответ прост — этой самой основой может и должна стать любовь: ведь все христианство насквозь пропитано ею, ей дышит, на ней одной держится. И именно любовь обладает прекрасным и очень важным свойством — изливаться на других людей и при этом менять их в лучшую сторону. В методических наработках нашего Братства этот принцип стоит на первом месте и звучит так: «Чтобы воспитывать и учить, надо любить и быть любимым». О любви же, как основе работы каждого педагога, говорил и Василий Александрович Сухомлинский: «Что самое главное было в моей жизни? Без раздумий отвечаю: любовь к детям».

Особенно важную роль играет любовь, если вы работаете с детьми-сиротами. Чаще всего от пришедшего миссионера им не надо ничего, кроме тепла и любви. И даже, если подросток считается трудным и неисправимым, его сердце, пусть и далеко не сразу, но все равно отзовется на доброту. Иногда ужасаешься, видя окаменевшее сердце уже взрослого душой десятилетнего человечка, повидавшего такое, что многим взрослым даже и не снилось в страшных кошмарах. И если ты не сможешь полюбить этого малыша всем сердцем, то никогда не увидишь, как сквозь каменную оболочку его сердечка пробиваются ростки ответной любви, а рядом с ними — росточки света, радости и заботы о ком-то близком.

«Дружба крепкая не сломается…»

На второе место в своей деятельности мы поставили самое естественное проявление любви к человеку — дружбу. Она же является еще и единственным по-настоящему надежным способом воспитания. По словам одного великого педагога, «воспитание без дружбы с ребенком, без духовной общности с ним можно сравнить с блужданием в потемках». И весь опыт работы нашего Братства говорит о том же самом.

Вспоминается случай из нашей воспитательной практики, когда к нам на весенние каникулы попали несколько ребят с довольно непростыми судьбами из N-ской школы-интерната. Нас, как бы это сказать… м-м-м…э-э-э… весьма впечатлили слова одного из приехавших парней: «Загнали нас сюда в тюрьму… Перерезать бы всех этих попов…» («попы» — это, значит, были мы и, вообще, все представители Церкви). Да-а-а… Непросто было: все братчики разъехались, а остались только основатели Братства — Сергей и Игорь. Вот как вспоминают они о тех событиях: «Приехавшие ребята никого не желали слушаться, кроме нас (да и нас они по-началу не очень-то слушали). Один парень так, вообще, заявил: «Если что будет не по мне, так я, вообще, повешусь!». И он все-таки попробовал это сделать — чтоб доказать нам, что ничего не боится… К счастью, все обошлось (ну, или почти все — этот паренек после описанного случая и нашего с ним… разговора… дня три садиться не мог). Признаться, через несколько сумасшедших дней, наполненных побегами, погонями, выяснением отношений и многим другим, — через те несколько дней, во время которых мы не могли расслабиться буквально ни на минуту, нам с Игорем очень захотелось вернуть ребят в интернат. И уже почти решившись на это, мы вдруг поняли, что такое решение было бы поражением не только нас, но и всего того доброго, что стоит за нашими спинами. Мы поняли, что эти ребята вовсе не виноваты в том, что они такие: просто в своей жизни они видели неизмеримо больше зла, чем добра. Да, те правила и законы, которыми, бывает, руководствуются в жизни дети из крайне неблагополучных семей, похожи больше на законы звериной стаи, чем на человеческие… Но выбирают дети такие законы не сами — так их научили жить дома.

Конечно же, только с Божьей помощью мы смогли выдержать те десять дней, но расставались мы с этими ребятами уже друзьями. При этом никто из нас не стремился насильно ворваться в души этих детей, не пытался грубо растоптать их внутренний мир и сделать из них послушных «парнишек»… Мы просто жили рядом с ними, старались сопереживать их трудностям и радостям, радоваться их взлетам и прощать их падения. Единственное, чего мы старались придерживаться неукоснительно — это быть во всем предельно искренними.

Таким образом, именно дружба является основным методом работы нашего Братства с детьми, особенно с сиротами и теми, которых называют «трудными». Причем, дружба настоящая, искренняя и не вынужденная. После того, как вы подружитесь с подростком, уже нет надобности ломать голову над тем, как сказать ему о Христе, как донести до его сердца те или иные нравственные истины… Нет необходимости придумывать какие-то особые слова о Православии: на этом этапе все слова о Боге, о вере и нравственности приобретают характер естественного совета старшего — младшему. И уже нет какого-либо поучения о жизни, которого так не любят подростки, а есть просто сама жизнь, в которой есть дружба, есть любовь, а, значит, присутствует Сам Христос.

Вот еще история: приехала в Жировичи в гости к нам девочка, с которой мы дружили, когда она еще училась в школе-интернате. А с ней вместе приехали и ее подружки, которые до этого нас не знали. И как-то в их компании завязался разговор, в котором чуть ли не через каждое слово проскакивали нецензурные слова. Наша же Наташа, раньше и сама любившая щегольнуть крепким словцом, в этот раз молчала. Позже, когда мы ее спросили — почему она не ругалась, как ее однокашницы, она ответила: «Чтобы не обидеть вас». Хотя года полтора назад мы ее просто попросили при нас не говорить плохих слов. Кому-то этот пример покажется, возможно, незначительным. Но кто знает психологию детей, с которыми работает наше Братство, знает об их привычках и «заморочках», тот сможет оценить ответ Наташи, и не только услышит слова, но усмотрит в них признак изменения ума и сердца человека. Конечно же, мы понимаем, что вначале дети стараются быть лучше только ради педагога, с которым они подружились. Но кроме знания этого факта, мы верим, что если сохраним дружбу с детьми, то эти разовые моменты превратятся в привычку, и ребята действительно изменятся к лучшему.

Преданность своему делу

Здесь самое время сказать о следующем принципе, которого, по нашей твердой убежденности, неукоснительно надо придерживаться всякому, кто работает с детьми и подростками. Это — «принцип постоянства и самоотдачи». Мы убеждены, что с детьми может работать только тот человек, который уверен в своих силах и который не охладеет через пару лет к делу. Только в таком случае есть вероятность получения так называемой «миссионерской прибыли» — то есть, сколько-нибудь значимых результатов духовно-просветительской работы. И наоборот — случай, когда миссионер оставляет свою работу, — как раз тот, когда лучше было бы и не начинать.

Мы убеждены, что миссионер должен воплотить в своей жизни образ зерна, падающего в землю. «Лишь то, что мы отдаем, навсегда остается с нами…». Или, как написала великая поэтэсса:

Солдаты! До неба один шаг:

Законом зерна — в землю.

Эти слова Анны Ахматовой можно отнести не только тем воинам, которые находятся в окопах, но и ко всем воинам Христовым. Важно помнить это при работе с детьми, которые очень чутко реагируют на внутреннюю настроенность человека, находящегося рядом с ними. Если для педагога его дело–не более чем работа (или, например, для миссионера его служение — своеобразное хобби), то очень скоро детское сердце это обнаружат и тогда перестанет по-настоящему серьезно воспринимать все поучения наставника. Это будет крахом всей работы.

Делу — час, потехе — время

Каждый педагог знает, что одним из самых эффективных методов работы с детьми является творческая игра. В ней ненавящиво и интересно можно научить детей очень многому. Заложить основы нравственности и культуры, веры, знаний и много другого. Именно этот принцип мы используем и при организации лагерей с походами, и при постановке наших сценок. Со сценками, кстати, связан один (забавный для нас) случай: как-то после очередных «гастролей» Братства мы просматривали видеозапись поставленной в детском доме сценки. Внезапно мы услышали слова нашего друга, который краем глаза уловил несколько кадров с монитора ноутбука: «И это православные семинаристы?! Опять один брейк-данс детям показываете! Где ваша проповедь о Христе? Так вы показываете Православие? Ужас! Кошмар!». Но не знал этот студент, что именно брейк-данс помог нам найти общий язык, очень быстро подружиться и приобрести необходимый авторитет у детишек одного из наших детских домов. Наверное, понадобилось бы месяца два-три постоянной работы, чтобы добиться такого же результата, который мы приобрели за несколько часов. И все благодаря пяти минутам «какого-то там никому не нужного брейк-данса». При написании сценок мы стараемся поместить поучительную часть в одно определенное действие, но стараемся делать его наиболее конкретным и понятным. Остальные же части сценки представляют собой просто развитие сюжета и повод придти к поучению.

Общаясь с нашими младшими товарищами, мы стараемся помочь им стать, в первую очередь, хорошими людьми, воспитать в них доброту и благородство. При этом вся духовно-воспитательная работа Братства подчиняется следующему принципу: «Делу — час, потехе — время» (под «делом» здесь понимается сама духовно-просветительская работа, а под «потехой» — все остальное). И, хотя этот наш принцип прямо противоположен русской народной пословице, он полностью оправдан. Следуя ему, мы сводим до минимума прямые поучения, молитвенное правило, пребывание на богослужении и т. д. Но зато уже за выполнением этого минимума следим очень строго. Как показал опыт, этот принцип («принцип меры») помогает воспитывать дисциплину и не дает повода нашим воспитанникам жаловаться на скучность молитвы и усталость от богослужения и нравоучений. Кроме того, он дает неожиданные, но приятные результаты.

Вот, например, случай, произошедший в начале прошлого лета. Некоторые из наших маленьких друзей отдыхали в лагере, организованном под Минском пятидесятнической общиной. Потом дети нам рассказывали, как там было хорошо, как тепло к ним относились работники… Только потом с недоумением добавляли: «А почему там все время поют и играют? Даже когда молятся! У вас — не так, у вас — лучше!».

Конечно же, некоторые моменты работы нашего Братства могут вызывать критику со стороны, но ведь не все наши методы претендуют на универсальность: «та или иная педагогическая истина, верная в одном случае, становится нейтральной во втором, абсурдной — в третьем», — говорит педагогический опыт.

Случаи же, когда миссионеров не понимают — вовсе не редки: им адресуют упреки в модернизме, предлагают «меньше выдумывать», критикуют за общительность… Ну и как объяснить такому вот «ревнителю», что все эти, на его взгляд, «новшества» — всего лишь вспомогательное средство, которое призвано помочь расположить человека к разговору о Главном? Мы в таких случаях вспоминаем небольшой рассказик из афоризмов Авессалома Подводного: — Ты говоришь все притчами, да иносказаниями, — упрекнул Ходжу Насреддина скептик. — А почему бы не сказать прямо? — Иди к Богу, — ответил Ходжа.

 руководитель Молодежного Братства при Минских Духовных Школах
Диакон Сергий Тимошенков, студент II курса МинДА

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.