«Исследуйте Писания…»

1Иногда мы недооцениваем первостепенную роль Библии в жизни христианина. Вниманию читателей предлагается новая рубрика, в которой преподаватель Священного Писания Минских Духовных Школ священник Алексий Васин постарается помочь всем, у кого возникли вопросы при чтении Библии.

Однажды один юноша спросил святителя Иоанна Златоуста, почему так тяжело понимать Священное Писание. Святитель риторически подметил: «А ты его читаешь?». На месте этого юноши многие из нас могут увидеть себя. В действительности, проблемой номер один постсоветских верующих является то, что Священное Писание явно недооценивается ими в деле спасения. Среднестатистический верующий вынужден признать, что иногда он заставляет себя «вычитывать» одну главу Евангелия в день (это можно считать прогрессом и достижением, если систематичность такого чтения продлится 2-3 месяца!).

Во все же времена истории Церкви внутреннее, настоящее, полноценное христианство начиналось с горячей любви к Слову Божьему. Обратите внимание, — оно только начиналось с этого! А уже с этой любовью Божий Промысел наставлял верующего на путь постижения своей жизнью кристально чистой веры. Как можно совместить понятие «любовь» с понятием «вычитывать»? В современный лексикон верующих часто входит такое слово и по отношению к молитве. Не молиться, а вычитывать молитвы: многие успокаивают себя автоматическим вычитыванием без особой любви к тексту и содержанию.

Таким образом, слово «вычитывать» стало символом халатного и небрежного отношения к Слову Божьему. А что же касается, например, Ветхого Завета, то многие стараются не забивать своё сознание излишней интеллектуальной нагрузкой, отстраняя себя от глубокой внутренней жизни, которая, как мы сказали выше, начинается не с «вычитывания» глав Святого Евангелия, а с осознания глубокой любви к главному источнику исцеляющей и направляющей нас на стези правой веры благодати, т. е. к Слову Божьему. Древняя Церковь учила, что в молитве мы разговариваем с Богом, а, читая Святую Библию, Господь разговаривает с нами. Под Словом Божиим Церковь изначально понимала как Богодухновенные книги, входящие в состав Библии, так и Самого Христа Бога. Христос, Вторая Ипостась Пресвятой Троицы — воплотившееся спасения нашего ради Слово Божие. Великое Таинство Евхаристии — таинство Воплощения Слова Божия под видом хлеба и вина в Пречистые Тело и Кровь Христа.

Не случайно, в сознании Церкви Слово Божие — это то, что приносит падшему человеку благодать Божию, без которой человек перестаёт быть образом и подобием Творца. Чтение Библии, таким образом, всегда является особым таинством, которое соединяет наше человеческое сознание с сознанием Бога, нашего Творца. Это необходимо для того, чтобы жить заодно с Богом, чтобы исполнять часть Его предвечного плана — любви, по причине которой Он и создал нас. Вспомним слова Христа в Евангелии от Иоанна (Ин. 5:39): «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную, а они свидетельствуют о Мне». Таким образом, письменное Слово Божие является свидетельством Слова Воплотившегося.

Этими вступительными словами, мы хотим призвать всех читателей журнала «Ступени» к особому отношению к Живому Слову любящего нас Бога. Святая Библия должна стать не просто «книгой жизни» для нас. В век, когда слово «книга» заезжено со всех сторон, мы вынуждены использовать другой термин. Пусть она станет для нас «жизнью» и настоящим Божественным Откровением. Святая Библия, по учению Православной Церкви, является Священным Писанием как таковым и началом Священного Предания, на котором Церковь созидает свое вероучение и мировоззрение. Святитель Кирилл Иерусалимский называет, например, Символ Веры кратким изложением Священного Писания. «Прими состав членов, из которых каждый взят из Священного Писания, ибо не как показалось составлены члены веры, но главное, собранное из всего Писания, составляет учение веры… Ни одной Божественной тайны не должно предлагать без Священного Писания».

Не бойтесь начинать чтение Библии, думая о том, что в ней много непонятного. Постепенно приобщаясь к чтению этой Святой Книги, вы убедитесь, что она написана Богом для человека, языком и мыслями человека. Всеведущий Бог через богодухновенных писателей, как нельзя лучше подобрал язык, чтобы мы могли полюбить Его Слово и стать настоящими христианами.

В завершение приведем слова святого Киприана Карфагенского: «В руках ваших да будет всегда Священное Писание, в сердцах же — воспоминание о Господе! Не переставайте молиться и продолжайте заниматься своим спасением, чтобы враг при искушении всегда находил ваши сердца ограждёнными и вооруженными».

 Иерей Алексий Васин, кандидат богословия

Свои вопросы, а также интересные замечания и наблюдения присылайте на адрес редакции. Отец Алексий любезно предоставил свой номер телефона (+37529 — 7849226) и e-mail: wassin.alexej@tut.by с тем, чтобы читатели «Ступеней» могли связаться с ним и задать любой вопрос на библейскую тему.

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.