Православие — Голгофа, а не триумф

1Когда великого французского писателя Франсуа Мориа спросили, в чем он видит надежду на выход из тупика, в котором оказалось современное человечество, писатель ответил: «Единственная светлая точка в будущем человечества — это пробуждение веры у современной русской интеллигенции».

Такой неожиданный ответ известного французского академика имеет исключительное значение. Мориа — римокатолик, человек западной культуры, полагает надежды не на западную цивилизацию и ее плоды, как можно было бы ожидать, но на веру, которая просыпается в распятом православном русском народе. Вероятно, перед смертью он почувствовал всю притягательность Православия и был не единственным в Европе, кто ощутил эту его исключительную силу.

Православие на Западе долго оставалось в забвении, если не сказать — в презрении. Для того, чтобы Запад оказался способен понять, что за сила заключена в кажущейся «неэффективности» восточного православного христианства, должны были произойти огромные потрясения и в истории западной цивилизации, и в истории православного Востока.

В Новом Завете мы находим вопрос, который, как нам кажется, человек западного менталитета, сформированного протестантским и римским христианством, веками задавал христианскому Востоку,–Нафанаил задает его апостолу Филиппу. После того, как апостол Филипп рассказывает Нафанаилу о том, что они нашли долгожданного Мессию, тот удивленно спрашивает: «“Из Назарета может ли быть что доброе?”. Филипп говорит ему: “Пойди и посмотри”». И после встречи с Христом Нафанаил восклицает: «Равви! Ты — Сын Божий, Ты — Царь Израилев» (Ин. 1:43-49).

Подобное недоуменное отношение к Православному Востоку было характерно для культурно развитого Запада на протяжении многих столетий: с Востока, униженного, истоптанного турецким, татарским игом, а позже современной атеистической идеологией, — может ли быть что доброе?! Многие разделяют это мнение и сейчас, а такой вопрос, к сожалению, часто можно услышать и от представителей самой восточной культуры, воспитанных на почве Православия, но утративших свое историческое самосознание, поклонившихся «золотым тельцам» и идолам современной цивилизации, страдающих комплексом неполноценности перед преходящими авторитетами сего мира. Так повторяется история, уже случившаяся однажды на Синае с Моисеем и его народом: пока пророк принимал от Бога Откровение Вечной Истины и Закон, народ его в долине кланялся золотому тельцу, забыв и своего вождя Моисея и Бога, Которого он исповедовал и Которому служил. На все эти недоумения и сомнения православный Восток и прежде и теперь отвечает словами апостола Филиппа: Пойди и посмотри!

И в самом деле, каждый, кто с сердечной чистотой Нафанаила приходит к Православию и православному Христу, рано или поздно повторит его слова: «Равви, Ты — Сын Божий, Ты — Царь Израилев!» (Ин. 1:49).

В чем же заключена эта притягательная сила Православия? Что его поддерживает и хранит, что вечно его возрождает? Суть, сердце Православия,его непобедимая сила, — сокрыты именно в этом дивном и единственном лике Христа, Сына Божия, с Которым встретился Нафанаил и тысячи других людей после него. Главная забота Православия была о том, чтобы через всю свою историю пронести и сохранить этот неизъяснимо прекрасный лик евангельского Христа и правильно прославить Его. Что такое Православие? Уже само слово «Православие» свидетельствует его правоту и правильность прославления Христа как совершенного Бога и совершенного Человека. Православие — истинное прославление Бога в человеке и человеком; прославление человека в Боге и Богом; прославление Его непреходящей вечной славы, той славы, которую уготовал Господь от века любящим Его. Православие суть истинная вера и добродетельная жизнь, полнота жизни в добродетели и вере, явленные и воплощенные в удивительной личности Иисуса из Назарета. Истинные вера и добродетель неразделимы между собой так же, как Бог и человек неразделимы в Самом Христе. Так же, как дерево без корней не может расти и плодоносить, так и без истинной веры не может быть плодоносной жизни…

Христос в Православии открывается и исповедуется как сокровенная тайна и истина жизни, истина, требующая всей полноты жизни в ней, но никогда как внешняя власть и сила. Однажды и навсегда сказал Он Своим последователям: «Кто хочет следовать за Мной, отвергнись себя, возьми крест свой и ступай за Мной». (Мф. 16:24). Именно такая ненасильственность и привлекает молодые души. Никогда еще человек не подвергался такому давлению и манипулированию, как в наше время. Мича Попович, выдающийся сербский художник, на одной из своих выставок представил картину «Манипуляция». На ней изображен человек с завязанными глазами, железной рукой удерживающий за руку другого. Вероятно, художник хотел символически показать страшное насилие над человеком, манипулирование человеческой свободой, совестью и сознанием, особенно в тоталитарных системах и идеологиях. К сожалению, в истории существует немало примеров манипулирования людьми, не только во имя безбожия, но и во имя ложных богов, искаженных понятий о Боге. Красота православного Христа заключена именно в Его бесконечном уважении человеческой личности и человеческой свободы, в Его Божественной деликатности. С другой стороны, это безграничное уважение человека и его свободы обязывает и призывает к такой же безграничной жертве, какой была Христова жертва и Его богочеловеческая любовь. На такой жертвенной любви, безграничном смирении и уважении к человеку Бог созидает Свою Святую Общину, Свою Церковь.

2Православная Церковь обладает еще одним свойством, имеющим исключительно важное значение для воспитания молодежи. Православная Церковь от самого начала, по самой природе своей — Церковь свидетельства и свидетелей, Церковь мучеников. Сам Христос — свидетель верный, свидетель Истины, которая — Он Сам, которую Он Сам свидетельствует распятием и мученической кровью. И подобно Своему свидетельству об Отце Небесном, Своей верности Отцу, верности до крестной смерти, Он посылает в мир Своих последователей, чтобы они стали Его верными свидетелями до конца времен. Такими свидетелями стали Его апостолы, святые мученики и все святые, одни свидетельствовали о Господе своим словом, делом и мученической кровью, другие — тем, что называется «мученичеством совести», бескровным мученичеством, т. е. непрестанным духовным подвигом, терпением, борьбой со страстями, со всяким злом в себе и вокруг себя. Тех, кто свидетельствовал о Христе своей кровью, было множество во все времена, но мы с уверенностью можем сказать, что ни одна эпоха не дала столько мучеников, свидетелей своей верности и любви к Нему, как наше столетие… И сегодня вся Православная Церковь — живой свидетель Распятого Христа и причастник Его Распятия. Иерусалимская Церковь — Сионская мать всех Церквей, Антиохийская Церковь, Константинопольская Церковь — мать наших славянских Церквей; не говоря о Русской, Сербской, многих других Поместных Церквах — не носят ли все они «раны Господа Иисуса Христа на себе» — каждая в свое время гонимая и изгоняемая? Не убелила ли великая Русская Церковь кровью миллионов новомучеников бескрайние просторы России? О мученичестве Сербской Церкви, тысячах православных сербов, заживо погребенных в ямах Глины, Ясеновца, Ядовна, сегодня известно всем. Откуда это мученичество Православной Церкви? Единственный правильный ответ на этот вопрос дает святой Макарий Египетский: «Где Дух Святой, там и гонение». То есть там, где Истина, где истинная Церковь как носитель и хранитель Духа Святого, там возникают самые страшные гонения, потому что исконная цель зла — изгнание из мира и человека Духа Святого, в Котором полнота жизни и единственное спасение человека и мира. История свидетельствует, что Православная Церковь была и есть гонимая Церковь. Как это ни парадоксально, но это самое сильное доказательство того, что она Церковь истинная, что ее действительно ведет и хранит непобедимая сила Духа Святого. Очевидно, что и сегодняшняя миссия Церкви в мире, так же как и ее историческая роль, подобно Распятому Христу, имеет спасительное и искупительное значение. Приведем несколько примеров: распятие, страдание и смерть православного Византийского Царства и других православных балканских государств в XIV и XV веках несомненно имело спасительный и искупительный характер не только для православных, но и для всех западноевропейских неправославных народов. То, что происходило в далеком прошлом, происходит и в наши дни: кровь миллионов новомучеников — вот та сила, которая не дает антихристу и его адскому злу воцариться в современном мире.

Нельзя забывать, что человеческая история имеет и свой глубокий метафизический план, на котором Церкви отведено место в самой гуще судьбоносных исторических событий, и можно говорить о том, что от ее судьбы зависит судьба всего современного мира. Если Православие выстоит в борьбе против демонического зла, если окрепнет Православная вера, возродится благочестие, тогда у мира появится надежда на спасение. Еще в прошлом веке (имеется в виду XIX век. — Прим. ред.) Достоевский пророчески прозревая грядущие трагические события, провидел силу образа православного Христа, предчувствовал будущую всечеловеческую миссию Православия. Может быть, кто-то, читая пророчества Достоевского, ожидал, что в будущем Православие предпримет неожиданную, видимую экспансию в мире. Надо сказать, что такие ожидания частично оправдались: Православие сейчас представлено на всех континентах. Но не в этом был главный смысл пророчества Достоевского, всю его глубину увидели только духовные прозорливцы. Они поняли, что Достоевский предвидел Голгофу, а не триумф; ощутили, что грядущие времена пройдут для Церкви под знаком Распятия и жертвенной Голгофской любви ко всем и вся как единственного спасения для человека и всего человечества. Православие сегодня, так же как когда-то распятый и уничиженный Христос, открывает современному миру, в чем его спасение и полнота. Его «ранами» сегодня, как когда-то Христовыми, исцеляются «раны» мира. Это распятие Православия и жертвенная Голгофская любовь, которую православные свидетельствуют собственной кровью, и есть тот елей всечеловеческой любви, «любви, которая не ищет своего» (1Кор. 13:5), елей, который Достоевский находит и открывает в Православии и православном Христе, который Православие щедро изливает в мир, как единственное лекарство от ран, болезней и зла.

  Из книги митрополита Черногорско-Приморского Амфилохия (Радовича)
«Основы православного воспитания»
Перевод Светланы Луганской (публикуется в сокращении)
Материал предоставлен студенческим интернет — журналом МГУ «Татьянин день»

Рекомендуем

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.

Издательство Минской духовной семинарии выпустило сборник материалов XVIII Семинара студентов ВУЗов Беларуси

Форум проходил 13-14 декабря 2019 года на базе Минской духовной семинарии в Жировичах. Издание ориентировано на всех, кто интересуется вопросами белорусской конфессиональной истории и богословия.