Слово редактора

1Для того, чтобы понять суть Православия, нужно прожить в нем целую жизнь и выстоять до конца. Кто-то из святых сказал, что важно, конечно, начало духовного пути; но гораздо важнее конец, итог этого пути. Однажды, когда архимандрит Софроний (Сахаров), один из великих старцев нашего времени, шел по дорожке монастырского сада, к нему подошел один англичанин и сказал: «Отец Софроний, я стал православным». Старец посмотрел ему в глаза — продолжительно, серьезно, — потом улыбнулся и сказал: «Православным? А я уже семьдесят лет пытаюсь стать православным, и не получается».

Православие — это глубоко личная сфера, это область личных взаимоотношений с Богом. Человек, приходя в Церковь, часто — как правило! — не осознает этого, и только впоследствии, порой через годы, Православие становится для него не просто какой-то абстрактной «религиозной системой», а сердцевиной его существования.

Церковь для православного человека должна стать домом, в самом широком смысле этого слова; и одновременно — в самом интимном, самом сокровенном… В дом человек не пускает чужих. Дом — это то место, где живут родные люди: они делят между собой все поровну, они доверяют друг другу и стараются жить друг для друга. Это и есть любовь. Теперь, если мы посмотрим на Церковь, то — что мы видим? Оказывается, Церковь Христова — Дом Божий — открыта для всех! И если мы по-настоящему православные люди, это значит, что все люди, которые приходят в Церковь, должны стать нам своими. У Христа нет чужих, у Него все люди — Свои.

Наше призвание — призвание христиан — неизмеримо высоко. Незадолго до Cвоих крестных страданий Господь Иисус Христос сказал апостолам: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга; по тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:34-35). Но как я могу полюбить чужого человека, если я часто не нахожу в себе любви для самых близких людей, для самого себя? И уж совершенно фантастической кажется для нас следующая заповедь Спасителя: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас…» (Мф. 5:44). Но в том-то и дело, что мы должны вырастать из себя, своего эгоизма; вырастать в полную меру «возраста Христова» — пора уже начинать взрослеть. Если мы хотим стать по-настоящему православными людьми, необходимо правильно жить по-христиански. А что значит правильно жить? Архимандрит Софроний (Сахаров) сказал удивительные слова: «Жить по-христиански невозможно, по-христиански можно только умирать». Каждый день я должен умирать для греха: уступать своему ближнему, никого не осуждать, бороться за чистоту своего ума, своих чувств, что дается огромным трудом, с болью и кровью… Я вижу, что по-человечески никаких надежд для победы у меня нет, но есть Господь, Победивший не только грех, но и саму смерть. «Сия есть победа, победившая мир, вера наша!» (1 Ин. 5:4). Православная вера — это вера в любовь Божию; Любовь, которая, несмотря на все наше убожество, на всю нашу безнадежность, спасает нас!

  ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! ВОИСТИННУ ВОСКРЕСЕ!

 И. о. главного редактора «Ступеней» инок Георгий (Халиманков), студент I курса МинДА

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.