Живые мысли

1Доцент Минских Духовных Академии и Семинарии иерей Сергий Лепин уже шестой год в Интернете в «Живом журнале» (http://serge-le.livejournal.com/) оставляет свои размышления на самые различные темы. С этого номера мы начинаем публиковать его живые мысли.

Если бы

Если бы пришел Христос не тогда, когда пришел, но сегодня, — приняли бы Его или нет? Православные в претензии спросили бы, кто благословил Его воскрешать мертвых; католики бы требовали, чтоб Он признал Папу Своим патроном; протестанты бы, наверняка, нашли в Его проповеди те слова, которых нет в Библии… Все они — многие из которых суть тонкие знатоки Писания и истории Церкви, — как фарисеи, книжники и саддукеи, объединились бы для того, чтобы распять Его. А Христос бы тем временем открывал отвергнутые ими истины новоизбранным «колхозникам». Что, копим деньги для подкупа стражи?..

Запах мертвечины

В Западной Беларуси есть обычай — обходить священнику дома верующих с крещенской водой…

Иду по деревне с крестом, кропилом и мыслью о том, как мне хочется домой. Ни одной души на улице. Навстречу мне идет молодая крестьянка с маленьким ребенком неопределенного пола.

Женщина смотрит вперед, но так, чтоб своим взглядом не встретиться с моим, чтоб не здороваться. Ей неловко проходить мимо меня, но, вижу, и общаться со мной она не намерена. Я смотрю на нее, идя ей навстречу, и выжидаю момент, чтоб поздороваться первому. Просто поздороваться.

Тишина.

Пара секунд, и молчание прерывает ребенок:

— Мама, смотри: опять кто-то умер!!!

Какой грех самый большой?

Тот, который мы считаем самым маленьким. Именно о нем мы никогда не плачем. Вот почему так охотно первыми откликнулись на слова Иисуса те, кого мы сегодня назвали бы падшими: они были свободны от комплекса среднестатистической святости — этой духовной чумы нашего времени. Они знали свой грех и жили с постоянным чувством вины. Святой не тот, кто не грешит (нет человека, который жив будет и не согрешит), но тот, кто кается. В чувстве вины можно видеть начало религиозности. А современная культура тотально внедряет в массовое сознание идею всеобщей невменяемости. В грехе — и серость, и безликость. Теплохладность, не предполагающая никакого ни пресыщения, ни голода — никакого покаяния.

Страх и трепет

Горе-проповедник подвел атеиста к образу Страшного суда и пытается приобщить его к вере разного рода угрозами. Безбожник, ошеломленный увиденным и услышанным, отирая пот со лба, с испугом, на выдохе и говорит:

— Ну, если нету Бога, то и слава Богу! А если есть Бог, то не дай Бог!..

Хуже воровства

Откройте Новый Завет и найдите следующее:

«Но боюсь, чтобы, как змий хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, уклонившись от простоты во Христе» (2 Кор. 11:3).

Задача:

1) Взять карандаш и зачеркнуть слово «уклонившись» (с предшествующей ему запятой). В греческом тексте этого нет. Златоуст толкует также без этого слова. В некоторых греческих текстах еще добавляется «от простоты и чистоты» и подразумевается не «не повредились», а «чтобы что-нибудь не случилось с». «Боюся же, да не како, якоже змий Еву прельсти лукавством своим, тако истлеют и разумы ваша от простоты, яже о Христе» — церковнослав. текст. В этом ведь и метафора Евы: она была прельщена «в своей простоте». Поэтому-то и нужно быть простыми, как голуби, но мудрыми, как змии (см.: Мф. 10:16).

2) Прочитать еще раз.

3) Думать двадцать минут.

…Уже тогда — при апостолах, — видать, полно было желающих объюродивиться от избытка «простоты и чистоты»!

Давайте заглянем и сюда. Послание к Галатам: «О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине?.. Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере? Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью?» (Гал. 3:1-5).

Опять перевод! Ох уж эти синодалы: любят они острые углы медом и великоречием обмазывать! Апостол Павел, видать, весьма раздражен и совсем не намерен искать высокопарные слова из словаря Тредиаковского или Державина. То слово (???????), которое стоит в греческом, на самом деле переводится как «неумный», «глупый», «бестолковый», а то и более резким «тупой». Несмысленышами можно назвать малышей, а не бородатых ультраправедных злобных мужиков с добренькими лицами и не инфраправедных стервозных теток, пребывающих в блаженном состоянии от одного осознания длины своих юбок.

Уже тогда — при апостолах — видать, полно было желающих христианство превратить в разговор о диете, ритуалах, тряпках, правилах, — «о плоти». Как правила дорожного движения — а че тут думать-то? Христианство, как правило для жизни НА ЗЕМЛЕ, как самоспасение, а не спасение Христом.

А какая связь между двумя цитатами? А простая: законничество (православнутый юбкоплаточный сапогизм, при котором пустота ума компенсируется причудливыми внешними формами активности) — это и есть помешательство и глупость, обличаемая апостолом языков. Конечно, мудрость бывает разной. Но сегодня — я не об этом. Я — о том, что тупость и простота (тем более во Христе) суть совершенно разные вещи. Но, надеюсь, вы и сами это подозревали.

Капитал

Я не стану пересказывать всю притчу о талантах (см.: Мф. 25:14-30). Я обращу внимание своих читателей только на слова самооправдания зарывшего свой талант раба: «Я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал…». Поскольку притча собой указывает на определенные взаимоотношения Бога и человека, то естественно возникает вопрос: а на сколько подобное высказывание может быть отнесено к Богу? Вроде бы, ни на сколько: все, что мы имеем, «посеяно» и «рассыпано» Богом. И не жестокий Он, ибо в любви нет жестокости…

Однако, господин в притче так отвечает на слова негодного раба, если коротко: «Ты знал, что я такой, так почему же…?» и т.д.

Что это может значить?..

Обычно проповедники, толкуя народу Божиему эту притчу, сводят все к теме праздности, беспечности, духовной лени и нежелании раскрытий и приумножений духовных дарований, – и все это справедливо, ибо Христос устами господина называет беспечного раба ленивым. Однако он называет его еще и лукавым. В чем оно – это лукавство?

Писание говорит: «От слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мф.12:37). Кто как мудрствует, того так и судят. Бог ждет от нас последовательности. Он рассчитывает на то, что мы, будем честны, как минимум, сами с собой. Зачем эта «честность во лжи»? Если мы честно живем по своим заблуждениям (как оно потом выяснится), то у нас есть все шансы быть выведенными Божественной — не знаю — Десницей ли или Шуйцей, но на Свет. Ведь если зло заставить быть последовательным, то оно само себя изобличит.

Бог иногда соглашается с теми определениями и правилами, которые придумывают люди. Только нужно быть готовым однажды быть судимым собственной совестью, по своим же законам. «Хорошо, ты ТАК думал обо мне, ну так покажи мне дела от твоей веры». Ведь «просто верить», как известно, – не мешки таскать. Если твоя вера не имплицирует никаких дел (обобщим этим словом), то, воистину, не все ли равно, как верить? А если нет разницы, как верить, то есть ли разница между верой и неверием? Вот где лукавство.

Думаю, что только тогда, когда мы предстанем пред Богом, нам по-настоящему станет понятно, что значит «иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф.11:30). Оглянувшись на свою жизнь, мы поймем, что все, что мы, лелея себя и жалея, избирали для себя сами, руководствуясь лишь своей слабостью, на самом деле было лишь бременем неудобоносимым, а не легким. Одному, чтоб это понять, достаточно одного таланта, а другому даже два мало, и ему надобно дать пять…

Негодный раб подумал, что так ему проще «отделаться» от господина. И ошибся. Можете тоже провести эксперимент. Одолжите следующую сумму: минимальную заработную плату помножьте на двенадцать, а потом — и еще на 17 (именно столько представлял собой талант) и зарыть его где-нибудь на краю своей деревни. Может, вам повезет больше, и «по долгом времени» произойдет обвал всех валют мира и вы, спустя некоторый срок, выкопаете увеличившуюся сумму и, отдав проценты, на остаток будете жить всю оставшуюся жизнь…

Лентяю только показалось, что он вернул ту сумму, что брал. Как показывает практика, деньги редко остаются теми же, без дополнительных затрат, и чем длиннее срок, тем вернее это правило. От энтропии в экономике к энтропии духа. Это если уж не говорить о том, что не вырученная прибыль есть тоже убыток. Да и с чего такому работнику зарплату начислять? Гнать во тьму кромешную…

Не думайте, что если вы имеете пять талантов, то вы чем-то лучше, чем те у кого их только два или один. Святость очень часто безыскусна и проста. Иногда один больше пяти – малое, что превосходит большее.

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Пасха — это тот же Новый год: вся жизнь течет от Пасхи и до Пасхи.

Пасха — это форма зависимости. Жить без нее нельзя. Ищешь ее, ждешь.Пасха — это смысл жизни. Это то, ради чего стоит жить. Это — «потому что» самой жизни.Пасха — это мощь всеобщей устремленности в будущее. Будущее — это сама Пасха. Пасха — это наше все. А мы — ее некоторая часть.

С Праздником праздников!

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.