Монастыри Молдавии

1Выпускник наших Духовных Школ священник Георгий Савицкий совершил в сентябре прошлого 2007 года паломническую поездку в Молдову. Молдавская Церковь имеет некоторые интересные особенности, о которых мы, белорусы, мало что знаем. В этой статье батюшка поделится с нами своими впечатлениях о монастырях этой замечательной страны.

Наше путешествие началось с поезда «Минск-Кишинев». Вечером мы были уже на границе с Украиной. Сначала у нас проверили документы белорусские, а потом украинские таможенники. Всю ночь мы ехали по территории Украины. Наутро нас опять встретили украинские таможенники уже на украинско-молдавской границе. После проверки документов и отправления поезда, за окном мы увидели большую и очень живописную реку Днестр, за которой была уже молдавская таможня—цыганское селение Атаки. В том, что это была молдавская территория, мы убедились еще больше, увидев на крыльце одного из зданий таможни грозди аппетитного винограда.

Первое впечатление о Молдавии для нас было неожиданным. Дело в том, что перед поездкой мы решили немного ознакомиться с этой страной заочно, для чего заглянули в интернет. Там было написано, что в селах еще встречаются дома с соломенными крышами, а люди, которые впервые туда приезжают, окунаются как бы в бывший Советский Союз времен «застоя». Ничего подобного там мы не увидели. В селах—все дома аккуратные, поштукатуренные, покрашены в различные цвета и у многих вместо деревянных окон стеклопакеты, что в наших белорусских деревнях редкость. Соломенной крыши мы так нигде и не увидели.

Природа Молдавии живописнейшая: луга, озера, сады, виноградники, пасущиеся стада овечек на лужайках и т.д. Картину немного омрачали поля подсолнухов и кукурузы, которые в том году из-за небывалой жары все погорели и высохли от солнца. Еще одна интересная особенность: почти везде вдоль дорог (практически через несколько километров друг от друга) стоят колодцы, из которых любой путник может утолить жажду. Все они по-разному оформлены: то в виде аиста, то отделаны узорами из жести, в общем, одинаковых колодцев нет.

Еще нам очень запомнились молдавские дороги. Мы, белорусы, можно сказать, немного разбалованы в этом вопросе. В Молдавии хороших дорог, по сравнению с Белоруссией, практически нет. Одна еще с более-менее ровным покрытием, которая ведет из Бельц в Кишинев, а остальные—намного хуже. К примеру: дорога международного значения из Бельц к границе Украины, по которой ездят все большегрузные автомобили и международные автобусы на Украину и Россию местами не имеет даже асфальта.

В Молдавии мы пробыли неделю, за это время посетили 8 монастырей и 2 городских храма. В интернете мы еще прочитали, что на этой крохотной территории, размером более чем в 4 раза меньше Беларуси, находится 26 монастырей, но на самом деле их около 50. Это по-настоящему православная страна, хотя есть и католики, а в последнее время развелось очень много сект.

Первый монастырь, который мы посетили, называется Каларашовский Свято-Успенский. Этот женский монастырь находится в живописнейшем месте рядом с рекой Днестр. Со всех сторон он окружен холмами, с которых как бы сползает на монастырь пушистый лес, похожий на огромное зеленое одеяло. История этой обители уходит далеко вглубь веков, и до сих пор не известен точный год ее основания. Легенда гласит, что давным-давно в пещере напротив нынешнего монастыря жил монах-схимник и именно он основал здесь монашеский скит. А первая деревянная церковь была воздвигнута примерно в конце XVI—начале XVII века.

В 1782 году на смену старой деревянной церкви была построена новая каменная с колокольней и освящена в честь Успения Божией Матери. В 1813 году Каларашовский скит был преобразован в монастырь и перешел под духовное начало Кишиневской епархии. Через 40 лет в монастыре была построена вторая, зимняя церковь, которая была освящена 6 декабря 1854 года в честь святителя Митрофана Воронежского.

2В 1916 году, в разгар Первой мировой войны, монахов переселяют в Добрушский монастырь, а вместо них сюда переводят русских монахинь из монастыря польского города Виров. Война 1941-1945 годов также принесла много горя в Каларашовский монастырь, но все же самый печальный день в истории обители нагрянул немного позже—8 июня 1961 года, когда монастырь был закрыт, а сестры были разогнаны по свету. Один из духовников обители молодой иеромонах Нафанаил скончался от скорби. Иеромонаху Иннокентию отрезали бороду и заперли в погребе, где он принял мученическую смерть.

После закрытия святой обители в ней был открыт туберкулезный диспансер, затем школа для умственно отсталых детей, и, в конце концов, оставленный на произвол судьбы, монастырь пришел в запустение. 30 лет длились надругательства над монастырским комплексом, но велика сила Господня… Атеисты были отстранены от власти и 3 мая 1991 года Каларашовский монастырь был вновь открыт. Начались реставрационные работы и благоустройство монастыря. На сегодняшний день в обители проживает более 30 сестер во главе с игуменией Евфросинией.

На следующий день нашего паломничества мы посетили монастырь Курки. Он был основан в 1773 году братьями Иордакием и Михаилом Курки (в иночестве Зосима и Манассия) на том месте, где татары взяли в плен детей-сирот одного священника, вверенных их попечению. Первоначально он был скитом. В 1958 году этот монастырь был закрыт, а в 1960-х в нем разместили психиатрическую больницу. Возрождение монашеской жизни пришлось на 1993 год.

В этой обители сейчас ведутся большие работы по реставрации на средства, выделенные из государственного бюджета президентом Молдавии Владимиром Ворониным. Работы выполняются очень качественно и на высоком уровне лучшими строительными фирмами страны. Богослужение ведется на молдавском языке. В недалеком будущем в этой обители собираются открывать еще одну Духовную Семинарию.

Из монастыря Курки мы отправились в самый древний монастырь Молдавии, который называется Старый Оргей. Молитва здесь возносилась еще с XV века. Подъезжая к монастырю, дыхание останавливается от неповторимой красоты и намоленности этого святого места. Глядя на отверстия в скалах, высеченные для пещер, мысли невольно уносятся в древние скиты к святым отцам, о которых пишется в древних патериках.

На высокой отвесной скале, которая с одной стороны имеет длинный пологий спуск, находится небольшая колоколенка, каменный крест и храм в стадии ремонта, но видно построенный в более позднее время. Внизу скалы течет извилистая река, а по другую сторону в низине расположена небольшая деревушка. Из монахов мы, к сожалению, никого не встретили, и, соответственно, никто не смог провести нам экскурсию. Не успев насладиться силой благодати и красотой местности, мы попали под дождь и вынуждены были бежать к машине.

Когда мы ехали домой, то по сотовому телефону позвонили знакомые и сказали, что каменный крест в этом монастыре особый—кто возле него загадывает желание, то оно обязательно исполняется, но было уже поздно— мы ехали домой.

Следующие четыре монастыря, которые мы посетили в один день, были основаны учениками преподобного Паисия Величковского. На местности они расположены в виде креста и носят названия Фрумоаса, Хыржавка, Гырбовец и Рэчула.

Монастырь Фрумоаса расположен на небольшом холме, с которого открываются живописные пейзажи окружающих его виноградников, садов, плантаций кукурузы и небольших лесов. Одна из сестер обители показала нам строящийся храм. Внутри он был уже побелен, но не было еще престола и иконостаса. К нашему приходу в этом храме находились две женщины, которые составляли из разноцветных кусочков плитки лики святых архангелов Михаила и Гавриила. Позже эта мозаика будет украшать наружные стены храма.

После этого мы отправились в монастырский музей, в нескольких комнатах которого были собраны различные предметы старины: древние книги, иконы, прядильные станки, кувшины, утюги и многое другое. В одной из комнат музея располагалась выставка детских поделок: рисунков, корзинок из листьев кукурузы, вязаний и т. д. Нас очень заинтересовали картины, выполненные из различных листьев, цветов и травы, которые наклеиваются на бумагу и таким образом получаются различные пейзажи.

3Преодолев расстояние в несколько километров, мы приехали в монастырь Хыржавка. Рядом с ним, буквально за оградой, находится один из молдавских санаториев. Эта обитель нас поразила обилием зелени— всевозможные цветы, кустарники, деревья. Все это создает неповторимую атмосферу и уют, столь необходимые для монашеского уединения и молитвенного настроения простого паломника.

Основан этот монастырь в 1740 году неким старцем Феодосием, в иночестве Феоктистом, вместе с двумя иноками Нямецкой лавры на средства молдавского бояра Никулицы. После революции до 1940 года там был детский сиротский приют со школой и библиотекой, а в 1963 году монастырь был вообще закрыт и в нем устроили грязеводолечебный санаторий. Возрождение обители пришлось на 1993 год.

Архитектурный ансамбль монастыря состоит из небольшого храма, длинного двухэтажного монашеского корпуса и еще нескольких построек. Почти все здания находятся в стадии реставрации, а двухэтажный корпус вообще без окон. В иконной лавке выбор церковной литературы состоял всего из нескольких книг, также продавались свечи, иконы и монастырское вино. В монахе, который все это продавал, мы заметили одну интересную особенность – у него были очень черные ладони и пальцы, как будто он что-то ремонтировал. Но наши спутники пояснили, что сейчас сезон сбора грецких орехов, а орехи эти находятся в зеленой кожуре, наподобие каштанов, и когда их оттуда достаешь, то руки окрашиваются в такой вот черный цвет и не отмываются больше недели.

Купола храмов следующего монастыря—Гырбовец (сер. XVII в.) были видны издалека и как бы вырастали из плотно-зеленого покрывала деревьев. Большой пятикупольный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, построенный в 1816 году; небольшая каменная церквушка в честь сошествия Святого Духа (1870 г.), огромный трехэтажный братский корпус в стадии ремонта и несколько небольших корпусов—все это создавало незабываемое впечатление.

Главной святыней этого монастыря является Гырбовецкая икона Божией Матери. Она была пожертвована обители в 1790 году и ежегодно ко дню Покрова приносилась в Кишинев, а обратно выносилась 30 апреля и прибывала в монастырь 6 мая. В 1877 году во время последней Русско-Турецкой войны эта икона находилась в русских войсках. В настоящее время она находится в Кишиневском Христорождественском кафедральном соборе для всеобщего поклонения верующих.

Очень удивил и заинтересовал нас женский монастырь Рэчула. Дело в том, что там нет привычной для нас монастырской ограды, сестринского корпуса, трапезной и других монастырских зданий. Матушки там живут в обычных деревенских домиках, которые в своей совокупности составляют такую вот монашескую деревушку, в центре которой находится храм. Живут в этой деревушке и миряне. В один из таких дворов мы случайно заглянули и стали свидетелями производства молодого вина из свежевыжатого виноградного сока. Хозяин был очень гостеприимный и угостил нас прошлогодним вином и свежим виноградным соком. Сок был очень сладкий, несмотря на то, что в него абсолютно ничего не добавлялось. Ощущение было такое, будто там на стакан сока пол стакана сахара. Магазинные, как говорится, «и близко не стоят».

Но продолжим о монастыре. Основан он был в 1797 году и первоначально был мужским. В 1811 году сюда были переведены инокини из уничтоженного Мановского скита (около монастыря Курки). В 1959 году, когда монастырь хотели закрыть, местное население оказало физическое сопротивление участвовавшим в этой акции «представителям власти и общественности». Не обошлось без жертв—3 человека были убиты. Возрожден монастырь в 1990 году.

В следующий монастырь мы заехали случайно, даже не зная о его существовании. Он носит интересное название – «Веверица». В белорусском языке есть похожее слово «вавёрка», что в переводе на русский означает «белка». Интересно то, что и с молдавского слово веверица переводится так же.

Эта небольшая обитель находится в стадии ремонта, но, несмотря на очень редких паломников и почти полное отсутствие экскурсий,—ремонта красивого и качественного. Зачастую мне приходилось удивляться: как, и за счет чего такие монастыри могут выживать, да еще и строиться. Ответ один— Господь помогает.

Естественно, что все впечатления и переживания на бумаге не выскажешь. Проще, наверное, каждому из читателей сесть на поезд «Минск- Кишинев» и, хотя бы на несколько деньков съездить в Молдавию—просто помолиться.

Священник Георгий Савицкий, 
клирик храма 
Святого Великомученика 
и Целителя Пантелеимона, г. Лида.

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.