Нужен ли православным фэн-шуй?

Христианство не против материального благополучия, но не ставит его своей целью. Христианин ищет, прежде всего, Небесного Царствия (Мф. 6:33), и уже потом—земного благополучия; и то только лишь при условии, что оно не мешает главной цели. А уж идея всепоглощающей концентрации на достижении богатства христианству полностью чужда.

Допустимо ли православному обращать внимание на фэн-шуй, хотя бы как на увлечение, хобби? Современность очень сильно искажает всё, что касается системы фэн-шуй. Сейчас это стало скорее набором каких-то глупых суеверий. Многими «специалистами» эта система используется в чисто коммерческих целях.

В 1986 году американец китайского происхождения Томас Линь Юй, преподававший фэн-шуй в США, обнаружил эту «науку» чрезвычайно сложной для того, чтобы она была маркетабельной (приспособленной для продажи). Так, упростив фэн-шуй, он ввёл символический фэн-шуй, поделив пространство на зоны «любви», «богатства», «детей», «секса», «денег», «карьеры» и т. д.

Предполагалось, что, поставив статуэтку в тот или иной сектор, на материальном уровне проявлялась символика, размещённая в зонах. Этот метод стал распространен среди тех, кто не желает изучать теорию фэн-шуй и применять его непростые формулы.

Классическая система фэн-шуй очень сложна (в Китае существовали специальные школы, где мастера обучали учеников фэн-шую, и процесс обучения длился до 35 (!) лет.), и большинство той «популярной» литературы, которая обильно представлена в книжных магазинах, имеет к настоящему фэн-шую сомнительное отношение. Где же находятся подлинные корни фэн-шуй?

Появилось это учение в Китае в IX веке. Фэн-шуй буквально означает «ветер и вода» и является искусством управления энергетическими потоками—практика жизни в гармонии с собой и с окружающим миром. С помощью фэн-шуй выбирают место для строительства дома, решают разбивку участка, выбирают благоприятные места для захоронений, планируют интерьер дома и квартиры, определяют назначение комнат, решают проблемы градостроительства и планируют парки.

В основе фэн-шуй лежит взятое из даосизма учение об энергии ци, пронизывающей всю Вселенную и дающей человеку «силу и душу». Материя и дух—это разные состояния ци, как пар и лёд—разные состояния воды. Вещество есть «замороженный» дух, дух есть «оттаявшее вещество», т. е. в даосизме материя и дух единосущны—они существовали всегда и не знали Творца. Человек живёт в ци. Ци окружает его со всех сторон. Даосы стремились слиться с ци и через это обрести бессмертие.

При этом нужно заметить, что даосизм учит не управлять природой, а скорее отдавать себя ей. Цель—не изменить мир, а слиться с ним.

В даосизме нет Бога. Для даоса Космос есть Бог, и Бог есть Космос. Идея творения мира из ничего, присущая христианству, также отвергается в даосизме. В даосизме нет идеи бессмертной души, которая присутствует в христианстве. Даос воспринимает мир как непрерывный процесс перетекания одних форм и модусов энергии ци в другие. Этот процесс вечен и безличен. В общем, даосизм и христианство настолько отличны, что лишь человек, не знающий их, может говорить о совместимости этих двух мировоззрений.

Практическая база фэн-шуй построена на созерцании и медитации, использующихся для обретения состояния бесстрастия и покоя, а также для обретения бессмертия. Шаманство является отцом даосизма. А потому мастера фэн-шуй, практикующие шаманизм,—это не аномалия, а норма.

При этом, если даосы стремятся слиться с ци, современные фэн-шуевцы явно пытаются им манипулировать. Очевидно, что если говорить об искусстве фэн-шуй, как оно культивировалось в Китае с древних времен, то там, разумеется, есть логическое обоснование «наилучшего» расположения тех или иных предметов. Но какое отношение к фэн-шуй имеют атрибуты китайской культуры и фольклора—статуэтки, амулеты, талисманы и прочее?!

Современный фэн-шуй, по сути, является пародией на даосское учение. Да и энергетика каждого дома рассчитывается индивидуально по формулам. Не бывает двух одинаковых домов, чтобы применять методики фэн-шуй по шаблонным книжным советам.

1Фэн-шуй—это однозначно магическое учение, пытающееся изменить жизнь человека без какой-либо духовной работы, духовных усилий, духовных перемен со стороны последнего. Но фэн-шуй, который широко распространился на Западе и в настоящее время популяризируется у нас, не имеет ярко выраженных религиозных проявлений. Это просто индустрия дизайна и «развлечений», основанная на шарлатанстве и обмане.

А дело вот в чём. Если последователь фэн-шуй потратил много денег и времени на приобретение литературы (частенько в том же магазине продаются и большинство вещей, которые нужно располагать по фэн-шую), скрупулезно следовал советам фэн-шуй и не получил никаких результатов, то виноват он сам. Логика, которую использует современный фэн-шуй, чисто сектантская—система всегда права.

Конечно, люди, не знающие Единого Бога, спокойно ходят к экстрасенсам, впадают в зависимость от них и, вылечивая у них одно, тут же заболевают другим и т. д. Любое увлечение восточными религиями (тем более, оккультизмом) требует беспрерывного контакта с такими знаниями.

Христианам же все это совершенно не нужно—ни экстрасенсы, ни фэн-шуй, ни чакры с аурами. Согласитесь, нам бы своё Православие знать… И не забивать голову и жизнь фэн-шуем.

Условия фэн-шуй, которые требуют строгого положения вещей в доме, напоминают мне жизнь в клетке. Там не сядь, туда не передвинь, там не встань—«энергия» по башке даст! Это же тюрьма, а не дом получится. А мы—православные—свободные люди во Христе. Что с любовью в доме сделано, вместе с семьей—то лучше всякого фэн-шуя.

Хотя несколько хороших советов из фэн-шуй позаимствовать можно. Вовремя избавляться от мусора и всякого старого барахла, вытирать пыль—дело, безусловно, полезное, да и вообще, уборку надо почаще делать. Наведение порядка в собственном доме способствует наведению порядка внутреннего. Отдавать предпочтение светлым и радостным цветам, сохранять позитивное настроение—эти советы неплохие и очень даже полезные.

Рациональное зерно в фэн-шуе, мне думается, есть только в одном. Там есть положение о том, как расположить кровать, чтобы спать головой на север. Думаю, если всегда спать головой на север, то и компас не нужен будет. А это уже полезное знание.

Увлечения любыми восточными хобби не пройдут бесследно для души христианина. И вряд ли в том же Китае, Японии и у других восточных народностей уж так чиста религия. Посудите сами: в Китае на 1 млрд жителей всего 2 монастыря. А в одном Подмосковье более 600 приходов. И где, по-вашему, настоящая вера?

Фэн-шуй—это суеверие и мистика. А с Православием такие вещи не совместимы. Христианство, точнее Православие, утверждает существование Единого Истинного Бога, являющегося одним и единственным Началом всякого творения, не безликой силой, а Творцом, имеющим Личностное бытие. Зло, как субстанция, в Православии отсутствует. Зло—это всего лишь на всего отсутствие или уклонение от добра.

Понять людей, которые называют себя православными христианами и при этом увлекаются фэн-шуевской оккультятиной, я никак не могу. В их адрес можно только воскликнуть словами апостола Павла: «Негодных же и бабьих басен отвращайся, а упражняй себя в благочестии…» (1Тим. 4:7). Ну а допускать фэн-шуй в свою жизнь или нет, это уж каждый решает сам.

Кстати, в начале века китайцы были против строительства в Китае железных дорог ещё и потому, что они мешали разливаться по стране Божественной энергии, которая исходила от императора.

 Дмитрий Левчук, 
выпускник Санкт-Петербургской 
Духовной Семинарии

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.