Слово редактора

1Уважаемые читатели «Ступеней»! В этом номере нашего журнала мы решили поговорить о монашестве. Казалось бы, что тут нового можно сказать? Однако из общения с людьми не только далекими от христианства, но и верующими можно сделать печальный вывод: представления о монашестве у большинства самые сбивчивые, а порой и совершенно дикие. Поэтому наша редакция попробует поразмышлять о том, что же такое монашество на самом деле?

Вступая на путь монашеской жизни, христианин приносит Богу три обета (обещания), которые обязуется свято хранить всю жизнь. Первый обет—целомудрие, или девство. В Евангелии Господь сказал, что есть «скопцы, иже исказиша сами себе Царствия ради Небесного» (Мф. 19:12). «Исказиша»—это означает, что для человека естественно вступать в брак. Монашество—сверхъестественный путь. Для того, чтобы идти по нему, необходима очень сильная любовь к Богу, которую душа ни с кем бы не захотела делить, кроме своего Небесного Жениха. И если в браке люди путем познания друг друга обретают таким образом познание любви Божественной, то в монашестве человек дерзновенно устремляет все существо свое непосредственно к Богу («Бог да душа—вот монах»—сказал святитель Феофан Затворник).

Второй обет—нестяжание. Господь Иисус Христос не имел в этом мире, где приклонить голову (cм.: Мф.8:20). Мы помним, как Он призывал богатого юношу (см.: Мф. 19:16-24) оставить все мирские богатства, чтобы приобрести то поле, на котором хранится сокровище (см.: Мф. 13:44). Монахи следуют этому призыву Господа, чтобы в ареале монашеского подвига стяжать сокровище Духа Святого в свою бессмертную душу—именно это и называется «уневеститься Христу». Монашество—великий дар человеку. Поэтому для того, чтобы стать монахом, необходимо убедиться, что ты имеешь на это призвание (призыв) Самого Господа.

Третий (и, пожалуй, самый важный для монашествующих) обет—послушание. Снова мы находим основание этого обета в словах Господа Иисуса, Который «смирил Себя, быв послушным даже до смерти» (Фил. 2:8). Неоднократно Господь свидетельствовал о том, что «не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца» (Ин. 5:30). И монах как верный подражатель Христов приносит свою волю в жертву—для того, чтобы в его жизни исполнилась воля Божия. Конечно, и для мирян необходимо жить по воле Божией, однако, монахи идут в этом смысле гораздо дальше и радикальнее. Именно поэтому монашеский путь еще называют самым коротким, но и самым трудным для грешного человека путем к Богу.

Для многих современных людей, смыслом жизни которых уже давно стало служение собственным страстям, все эти слова—о воздержании, нестяжании, послушании—кажутся полным безумием. И остается только удивляться тому, что и в наше время находятся мужественные души, бросившие вызов миру, покинув его. Вы скажете: «Ты же сам монах, и так хвалишься…». Как человек не рождается сразу нобелевским лауреатом, так и христианин, принявший постриг, не сразу становится монахом. Поэтому я молю Господа о том, чтобы оправдать Его доверие и хотя бы к концу жизни иметь какое-то подобие монаха.

«Нет более избранного пути, чем монашеский…—восклицает наш современник старец Ефрем Святогорец.—Монашество—это познание, ощущение и обретение во внутреннем своем человеке Царства Божия. И поистине разумный познал, что в монашестве заключена исключительная благодать Божия»—обожение и освящение».

Главный редактор «Ступеней» 
монах Евстафий (Халиманков), 
студент II курса МинДА

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.