Преемник апостолов

1Апостол Павел пишет, что Церковь «утверждена на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем» (ср.: Еф. 2:20). По этой причине Христианская Церковь называется Церковью Апостольской. Но было бы неправильным думать, что апостольское служение в Церкви закончилось со смертью последнего Христова апостола.

Апостольство—дар Церкви на все века. Благодать апостолов восприняли их ученики—мужи апостольские. От них дар апостольского служения был передан епископам. И доныне епископ принимает благодать архипастырства через руковозложение нескольких других архиереев.

Так, начиная от апостолов, благодать Святого Духа неизменно передается в Христовой Церкви и простирается на весь её исторический путь. Возложение святительских рук, восходящее к святым апостолам, приобщает каждого нового епископа к таинству Пятидесятницы и дарует особую харизму священнослужения. «Благодать Святого Духа,—пишет протоиерей Сергий Булгаков,—сообщаемая Церкви, не есть субъективное вдохновение того или иного лица, которое может быть или не быть, но есть объективный факт жизни Церкви; есть всегда, и непрерывно, и неотъемлемо действующая сила всемирной Пятидесятницы. Огненные языки ее, сошедшие на апостолов, пребывают в мире и всегда преподаются преемственно от апостолов, их приявших» .

В некоторых случаях мы можем проследить линию апостольского преемства, начиная от апостолов до нашего времени. Так, Предстоятель Белорусской Православной Церкви—Митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси—свою епископскую хиротонию получил от собора епископов, который возглавлял Митрополит Никодим (Ротов). В свою очередь Высокопреосвященнейший Никодим был рукоположен собором архиереев, возглавляемым Святейшим Патриархом Алексием (Симанским). А Патриарх Алексей, как известно, принял свою епископскую хиротонию 28 апреля 1913 года от Антиохийского Патриарха Григория IV (Хаддада). Антиохийская кафедра сохранила списки своих Предстоятелей, которые восходят к первоверховному апостолу Петру. Таким образом, мы видим линию преемства от апостола Петра к Предстоятелям Антиохийской Церкви, далее—к хиротонии Святейшего Патриарха Московского Алексия I, и через приснопамятного Митрополита Никодима (Ротова)—к хиротонии Первоиерарха Белорусской Православной Церкви Высокопреосвященнейшего Митрополита Минского и Слуцкого Филарета.

И апостольство, и архиерейство коренятся во Христе как Первоапостоле и Первосвященнике: «Итак, братия святые,—пишет в Послании к Евреям апостол Павел,—уразумейте Апостола и Архиерея исповедания нашего, Иисуса Христа» (Евр. 3:1).

Христос посылается Богом Отцом в мир, чтобы спасти его. В этом выражается ключевая мысль Нового Завета: Христос—Посланник Божий и Спаситель мира. Послание апостолов—это продолжение послания Самого Спасителя: «Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас» (Ин. 20:21). Отец действует в мире через Сына, а Сын—через Церковь, Главой которой Он является. «Апостолы,—пишет священномученик Климент Римский (епископ конца I–начала II века),—были посланы проповедывать Евангелие нам от Господа Иисуса Христа, Иисус Христос от Бога. Христос был послан от Бога, а апостолы от Христа; то и другое было в порядке по воле Божией». Церковь же, основанная и утвержденная в истине апостолами, управляется архипастырями и пастырями Церкви. ««Отец… весь суд отдал Сыну» (Ин. 5:22),—пишет святитель Иоанн Златоуст,—а я вижу, что Сын весь этот суд вручил священникам».

Но как любой живой организм управляется главой, так и в Церкви жизнь даруется только от Главы–Христа. Поэтому каждый, кто в Церкви поставлен посредником благодати и руководителем ко спасению, действует не от себя, но в силу Божьего призвания и Христовой благодати. «Мы соработники у Бога»,—пишет апостол Павел (1Koр. 3:9). Апостолы и принявшие их благодать епископы должны быть лишь устами Христовыми.

Из слова при наречении во епископа.

Бог наш, великий и дивный, «неисповедимою благостию и богатым Промыслом управляя всяческая» (6-я светильничная молитва вечерни), привел ныне мою жизненную стезю к великому и священному дню, в который я слышу определение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия и Священного Синода быть мне епископом Церкви Христовой…

Это событие заставляет меня оглянуться в прошлое, вспомнить всю мою жизнь,—а это нетрудно, ибо она не велика,—и увидеть, что все, ранее казавшееся естественно происходившим, обычным, имело на себе след водительства промышляющей десницы Вышнего. Как теперь мне понятны и близки слова Спасителя, обращенные к Его ученикам: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод…» (Ин. 15:16)! И как не воскликнуть вместе с Псалмопевцем Давидом: воистину «от Господа стопы человеку исправляются» (Пс. 36:23)! И посему, следуя велению своего сердца и установлению древнему, имею настоятельную потребность и долг высказать все, что переживает мой внутренний человек в эту неповторимую минуту моей жизни.

При мысли о предлежащем мне епископском служении Церкви Божией первое, что переживаю и нелицемерно исповедую,—смущение душевное от сознания своего недостоинства пред высотой и святостью архипастырства, от сознания скудости сил моих для несения апостольских трудов.

 Высокопреосвященнейший Филарет (Вахромеев), 
Митрополит Минский и Слуцкий, 
Патриарший Экзарх всея Беларуси.

Апостольское преемство удостоверяет истинность епископского служения. Вместе с тем, и служение епископа в Церкви воспринимает основные черты апостольского служения: защита чистоты учения и нравственной жизни, ответственность за созидание Тела Христова и благовестие, предстояние в евхаристическом собрании и духовное руководство.

Служение новозаветного священства выражается, главным образом, в предстоянии в евхаристическом собрании и принесении Евхаристической Жертвы. Первосвященник Христос, Сам Себя приносящий в жертву ради спасения мира, во время Своей последней Трапезы дал вкусить апостолам от Своей Плоти и Крови и призвал их принять участие в Его первосвященническом служении: «…Сие творите в Мое воспоминание». Тем самым Христос соделал своих апостолов священниками Нового Завета?. Их служение—явить миру Христа в слове благовестия и таинстве. Их миссия—благовестием и Евхаристией приобщить человечество Телу Христову. Апостолы не просто убеждают людей в истинности веры во Христа как Спасителя мира. Они основывают евхаристические общины, в которых верные чада приобщаются новой жизни, явленной во Христе Иисусе. О взаимосвязи благовестия и Евхаристии говорит и апостол Павел: «Всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет» (1Кор. 11:26). Евхаристия проповедует то, что реально дает человеку, и потому она превосходит всякую другую форму катехизического наставления и миссионерской проповеди, и как таковая она ничем не может быть заменена.

Из доклада на международной конференции «Пути просвещения и свидетели правды: Личность. Семья. Общество». Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра, 30 августа–4 сентября 2003 года.

Размышляя о путях христианского просвещения, мы неизбежно поместим во главу угла слова Господа Иисуса Христа: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14:6). На этом Божественном основании зиждется замысел Творца о развития всего рода человеческого от первых мгновений его бытия до последних дней и часов человеческой истории. И потому пророческая, просветительская и миссионерская деятельность Святой Церкви в конечном итоге всегда служит соединению человека с Богом в святых таинствах и, прежде всего, в Евхаристии. Иными словами, духовное просвещение мы понимаем как направление человека на путь познания истины для жизни вечной.

 Высокопреосвященнейший Филарет (Вахромеев), 
Митрополит Минский и Слуцкий, 
Патриарший Экзарх всея Беларуси.

Первосвященству Христову по преемству от апостолов получили возможность приобщиться и другие члены Церкви. «Проповедуя по различным странам и городам,—пишет святой Климент Римский в Первом Послании к Коринфянам,—они (апостолы) первенцев из верующих, по духовном испытании, поставляли в епископы и диаконы для тех, кто имеет веровать» (1Кор. 42:4). Священномученик Климент как раз говорит о моменте преемства первым поколением христиан от апостолов дара епископства. Он поясняет и цель установления иерархии: епископы и диаконы поставляются для тех, «кто имеет веровать». Приняв от апостолов харизму священства, епископы восприняли и ответственность за возрастание Церкви в мире.

Из лекции на открытии академического года в Богословской Академии в Ассизи (Италия) 2 ноября 2004 года.

Но именно теперь, именно в нынешнее время свидетельство веры с особой силой и убедительностью проявляет свою жизнеутверждающую, созидательную, воистину пасхальную мощь! Сознание того, что мы призваны быть свидетелями Бога Живаго, побудило священноначалие, клир и паству Белорусской Православной Церкви за неполные 15 лет умножить число православных общин более чем в 3 раза; возродить и вновь учредить 27 монашеских обителей; создать систему духовного образования, в которую входят Духовные Академия и Семинария, ряд научно-исследовательских учреждений и средних специальных учебных заведений; наконец, подписать Соглашение между Православной Церковью и белорусским государством.

 Высокопреосвященнейший Филарет (Вахромеев), 
Митрополит Минский и Слуцкий, 
Патриарший Экзарх всея Беларуси.

Служение иерархии, подобно служению апостолов, приобрело двойную направленность: благовестие в слове и таинстве. Эти две составляющих апостольской миссии отражены в структуре православной литургии в Малом и Великом Входах, когда в святой алтарь торжественно вноситься сначала книга Евангелия, а затем—Евхаристические Дары.

Первая часть литургии чтением Священного Писания и проповедью указывает на благовестие слова, как существенный элемент служения, воспринятого священством от апостолов. В слове апостолов мир слышит глас Божий.

В Господней Трапезе, возглавляемой предстоятелем общины, соучаствует также народ Божий. Христиане приобщаются в Евхаристии Господу Иисусу и несут свое свидетельство миру о дарованной вечной жизни во Христе. Евхаристия, как опыт активного участия всего народа Божия в таинстве богочеловеческого единства, была для первохристиан основой их миссии. «Христиане совершают Евхаристию и Евхаристия совершает христиан. Одно не может быть без другого»,—так выразили свой опыт и опыт всего раннего христианства абилитинские мученики, пострадавшие при Диоклетиане. Основанная Христом Церковь возрастает в мире, как Его Евхаристическое Тело. Евхаристия же доверена Христом апостолам и их преемникам.

Из обращения к клиру Минской епархии. 25 июня 2002 года.

Мне хотелось бы начать свое обращение к присутствующим с напоминания о нашем главном предназначении, ради которого Господь возложил на нас священный сан и поставил на разные места служения Богу, Церкви и Отечеству.

Совершение таинств Святой Церкви Христовой, проповедь Евангелия было и остается основной задачей пастыря, целью и смыслом всей его деятельности. Все иные труды и неизбежные житейские хлопоты пребывают второстепенными занятиями в сравнении с этим великим предназначением Богоустановленного священства.

На семи таинствах, как на семи столпах, зиждется Святая Церковь, о которой говорит апостол Павел, что она «есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины» (1 Тим. 3:15). Личное отношение к совершению церковных таинств определяет суть священнослужителя: добрый ли он пастырь или же наемник нерадивый. И прежде всего, мы должны говорить о таинстве Евхаристии, совершаемом за Божественной литургией.

Совершение Божественной литургии по воскресным и праздничным дням—это непререкаемая обязанность пастыря. Нерадение в этом святом деле свидетельствует о глубоком духовном поражении священнослужителя…

Наша обязанность состоит, прежде всего, в совершении Божественной литургии, в призывании Святого Духа, который нисходит на Святые Дары.

 Высокопреосвященнейший Филарет (Вахромеев), 
Митрополит Минский и Слуцкий, 
Патриарший Экзарх всея Беларуси. 

Из вступительного слова на Богословской конференции РПЦ «Учение Церкви о человеке». Москва, Свято-Данилов монастырь, ноябрь 2001 года.

Церковь есть собрание верных и в то же время «целостный человек», со Христом и во Христе вступающий в общение с Богом как Отцом (характерно, что евхаристическая молитва обращена к Богу Отцу). В Церкви осуществляется изначальный замысел Бога о человеке. Причащаясь от Евхаристической Чаши, верные становятся «сотелесными» Христу, Его «единокровными» братьями, и так снова усыновляются Богу. Но при этом не утрачивается свобода человека, его самостояние как «сына Божия». Наоборот, замысел Божий о человеке совершается только через свободное вступление в Церковь—Крещение во Христа, а также посредством постоянного свободного духовного усилия. Церковь призывает человека уподобляться Христу как истинному Человеку, стремиться вырасти «в меру полного возраста Христова», как говорит апостол Павел (Еф. 4:13).

 Высокопреосвященнейший Филарет (Вахромеев), 
Митрополит Минский и Слуцкий, 
Патриарший Экзарх всея Беларуси.

Важный признак священства, воспринятый от апостолов—служение, диакония. Христос—Раб Божий, воплощенный образ из Книги пророка Исаии. Спаситель наставляет Своих учеников: «Кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий—как служащий» (Лк. 22:25). «Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мк. 10:45).

Из выступления на Международной конференции «Христианская этика солидарности против насилия и жестокости». 1 декабря 2005 года, Минск.

В христианстве это «золотое правило» имеет статус заповеди Христа Спасителя и гласит: «Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Мф. 7:12).

…И в этом же, позволю себе продолжить мысль, лежит основание общечеловеческой и христианской солидарности. Слово «солидарность» обозначает согласие, единодушие, общность. Эти понятия получают свое высшее развитие в христианстве: в таких его категориях, как примирение, евхаристическое общение и братство во Христе.

Понимаемая таким образом, христианская солидарность имеет ярко выраженное сотериологическое измерение, которое выражается в диаконическом служении и в социальной ответственности. Об этом говорит Христос Спаситель в Своей проповеди о милосердии: «…алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф. 25:35-36).

Распространяемая на весь мир,—вне зависимости от религиозных, национальных и любых иных обстоятельств,—эта заповедь о солидарности с каждым страждущим человеком является основополагающим побудительным мотивом диаконической деятельности христианина и придаёт высокий смысл его социальным и иным действиям.

 Высокопреосвященнейший Филарет (Вахромеев), 
Митрополит Минский и Слуцкий, 
Патриарший Экзарх всея Беларуси.

Понятие служения достигает в этих словах неисчерпаемой богословской глубины: Христос—Господь, Первосвященник и Первоапостол, Источник и Основа всякого священнослужения—уничижил Себя настолько, что «будучи образом Божиим, …приняв образ раба, …смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной…» (Флп. 2:6-9). Соучаствовать в Своем служении Христос призывает учеников. Так, Он говорит Павлу: «Я для того и явился тебе, чтобы поставить тебя служителем и свидетелем» (Деян. 26:16). Апостол Павел в своих Посланиях многократно называет себя служителем, а само слово «диакония» во многих его текстах идентично по своему значению с апостольством. Наиболее выразительно это видно в словах апостола, обращенных к римской общине: «по данной мне от Бога благодати… быть служителем Иисуса Христа у язычников и [совершать] священнодействие благовествования Божия, дабы сие приношение язычников, будучи освящено Духом Святым, было благоприятно [Богу]» (Рим. 15:16). Благовествование, таким образом, есть неотъемлемая составляющая священнодействия. Быть служителем Христа—значит совершать священнодействие Христова благовестия.

Христос сообщил апостолам власть «освобождать» и «разрешать», или, говоря иначе, через Своих учеников освобождает и спасает людей Сам Христос: «Как послал Меня Отец, [так] и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся». Право освобождать людей от греха неотъемлемо присуще содержанию и сути апостольского послания в мир. Именно это право по преемству от апостолов приняло в Церкви священство, и только оно. Разрешение от грехов, борьба с ними и духовное руководство—неотъемлемые составляющие священнослужения. Апостол Павел, обращаясь к своему ученику и епископу Тимофею, заклинает его: «Проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием» (2Тим. 4:2). Миссия Церкви—двойной направленности: освящение мира и борьба со грехом.

Из Пасхального послания 2003 года.

Возлюбленные братья и сестры! Наша повседневная верность празднованию христианских событий и наша память о святых—это действенная преграда на пути греха и беззакония. И мы призваны помнить, что личная молитва, личное благочестие и личная вера каждого из нас могут стать непреодолимой стеной для наступающего зла. Ибо сказано в Писании, что сила Божия «совершается в немощи» (2Кор. 12:9). И о благодати Господней, действующей в людях, сказано: «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11:12).

Вот почему в дни Светлой Пасхальной седмицы мы с особым вдохновением радуемся победе Жизни над смертью, победе сил добра над силами зла! Ведь в этом великом противостоянии есть доля участия каждого, в ком теплится и плодоносит вера в Бога и Его Святую Церковь. И сегодня каждый, кто называет себя воином Христовым—победитель. Если мы ведем борьбу с грехом и не сдаемся ему в плен, то сегодня мы празднуем и нашу победу над вечной смертью. «От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их,—говорит Господь.—Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» (Ос. 13:14). «Поглощена смерть победою» (1Кор. 15:54),—свидетельствует апостол Павел, ибо Воистину Воскресе Христос.

 Высокопреосвященнейший Филарет (Вахромеев), 
Митрополит Минский и Слуцкий, 
Патриарший Экзарх всея Беларуси.

Наиболее полно содержание апостольского послания выражено Спасителем в так называемом «Великом Поручении»—одном из самых известных текстов Евангелия от Матфея: «И, приблизившись, Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:18-20).

Христос поручает апостолам учить и крестить. Научение и приобщение людей Божьей благодати через святые таинства составляет содержание и священнического служения в Церкви. Примечательно, что апостол и евангелист Матфей подчеркивает роль научения. Но каково его содержание? В евангельском понимании научение—это не просто умственный труд. Учение Христа—это обращение к воле слушателя, а не к его интеллекту. Содержанием учения становится Сам Христос, Его жизнь и Его страдания. Он—воплощение Небесного Царства и Благая Весть. Апостолы передали своим преемникам (епископам и пресвитерам) то, что было раскрыто им самим в опыте общения со Христом.

Из доклада на международной конференции «Пути просвещения и свидетели правды: Личность. Семья. Общество». Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра, 30 августа–4 сентября 2003 года.

Поучая о Божественной Истине, мы сами обязаны быть свидетелями этой Истины. Вспомним последние слова Христа Спасителя, обращенные к апостолам и ученикам перед Его Вознесением: «Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян. 1:8). Говоря словами Писания, сосуды наших сердец должны быть чисты, ибо иначе Премудрость не войдет в них, и сила Духа Святаго не станет действовать в нас и через нас.

 Высокопреосвященнейший Филарет (Вахромеев), 
Митрополит Минский и Слуцкий, 
Патриарший Экзарх всея Беларуси.

       Иерей Георгий Рой, 
преподаватель 
Минских Духовных Школ

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи в третий номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.