Треть века спустя

1Минуло три десятилетия с тех пор, как в октябре 1978 года Белорусскую Православную Церковь и Жировицкий монастырь Промыслом Божиим возглавил 43-летний (в то время) Митрополит Филарет (Вахромеев). Братия Жировицкого монастыря поздравляет своего священноархимандрита со знаменательным юбилеем.

Владыка любит монашескую жизнь, поэтому при возможности посещает обители. На первой седмице Великого Поста, несмотря на большие нагрузки, неизменно приезжает читать Великий Покаянный канон в Свято-Благовещенский монастырь, а затем и в Свято-Успенский Жировичский. Каким проникновением в текст, глубиною переживаний отличается чтение Священноархимандритом обители Великого Покаянного канона. Само служение Владыки Экзарха также впечатляет. Это служение и само чтение всех нас учит покаянию и хождению пред лицем Божиим. Монастырская трапеза в Великом посту скудна: картошка в мундирах, капуста, свекла. Владыка разделяет эту братскую трапезу. Ему приготовили чуть получше, да и как Владыке «в мундирах» картошку давать?.. Не желая выделяться и вспоминая начало своего монашеского пути, Владыка просит принести картошку и добавляет: «Наш пост приятен и полезен! Бывало, постишься построже—и хлеб потом таким вкусным кажется»,—явно сожалея о том, что сейчас нет к тому ни возможностей, ни телесных сил.

Зато Пасха приходит—Владыка весь проникнут архиерейской радостью как знаком доброго прохождения поста.

Владыка учит нас при всяком удобном случае монашеским добродетелям. Вспоминает один иеромонах: как-то он зашел по необходимости, а Владыка в это время пил чай с предстоятелями и гостями. Владыка приглашает к чаю, указывает садиться рядом с собой. По чину следовало иеромонаху сесть подальше, но не было свободных мест. Тогда иеромонах думал со смирением отказаться, однако получил мягкое наставление о том, что истинное смирение—в отсечении своей воли и в точном исполнении сказанного старейшими. Впрочем, Владыка всегда учит очень мягко, тактично. Однажды в одной обители (чтобы подсказать на какое-то упущение и никого не обидеть) Митрополит приостановился таким образом, что оплошность была замечена, и исправлена, и ни у кого не было огорчения. К сожалению, мы не всегда бываем так наблюдательны к подсказкам Владыки.

В случае разрешения сложных вопросов при обращении к Владыке Настоятелю вдруг обнаруживается, что их можно просто и безболезненно разрешить. Причем, Владыка все старается сделать с любовью, с терпением.

Он строг к себе больше, чем к другим. Порой, у братии возникает огорчение, что нельзя, как в других монастырях, отлучаться без особой причины из обители, нет так называемых отпусков. Но Владыка держится древней традиции: какой может быть отпуск для монаха, всю жизнь посвятившего на служение Богу. И сам Настоятель являет пример следования этому правилу: всё в архипастырских трудах и заботах, а отпуск нужен лишь для поездки в больницу на лечение. Ритм жизни у Митрополита Филарета воистину подвижнический. Только вместо строгого поста, многих молитв и телесных трудов—труды архипастырские, сверх всякой меры в напряжении душевных сил—разбор непростых церковных вопросов; причем, посетителей очень много, и все они зачастую идут со скорбями, все изливают боль своего сердца—и каждого нужно ободрить, утешить, наблюдая при этом, чтобы все успеть, всех принять. Приходится быть очень дипломатичным. Митрополит кротко и в то же время с увещеванием старается разрешить сложный вопрос; он просит человека (хотя может и наказать, и запретить).

Он постоянно в напряженном труде и бдении, только зачастую эти труд и бдение проходят не в храме, а среди людей и в рабочем кабинете. Вот небольшой пример. В один двунадесятый праздник после длинного богослужения на приходе глубоким вечером Владыка приезжал в обитель и после небольшой трапезы снова сел за разбор насущных дел—как монастыря, так и епархиальных. Вот уже и за полночь, время к двум приближается, помощников своих отпускает, а сам еще остается работать. Утром в 8 часов завтракает и… снова труды, труды. И все ради Господа, во исполнение послушания Матери Церкви.

Часто Владыка переживает из-за недостатка времени и общения с братией, а когда это общение случается, то сразу чувствуется оживление среди братии. Вот кто-то из братии подходит в алтаре за благословением, вид несколько унылый. Владыка обращает внимание, задает пару вопросов, и отходит брат с улыбкой на лице. А как умилительны были его встречи и беседы с почившим старцем схиархимандритом Митрофаном!..

«Во время богослужения—поразительное сочетание величественности и простоты»,—делятся братия монастыря о владыке Филарете. Вот еще некоторые их высказывания: «Большая внутренняя культура и благородство», «деликатность и живое внимание в общении с человеком», «зажигающая бодрость духа», «отеческая доброта».

При удобном случае беседы с братией Митрополит проводит либо по случаю: в честь праздника или поста; либо же на насущные вопросы: например, о приеме многочисленных паломников и богомольцев. Мягко, по-отечески напомнит обязанности, поблагодарит за труды. После таких бесед у слушающих возрастает стремление потрудиться еще больше, с еще большим старанием. Владыка Митрополит—пример истинного христианина, монаха, архипастыря.

Рекомендуем

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.

Издательство Минской духовной семинарии выпустило сборник материалов XVIII Семинара студентов ВУЗов Беларуси

Форум проходил 13-14 декабря 2019 года на базе Минской духовной семинарии в Жировичах. Издание ориентировано на всех, кто интересуется вопросами белорусской конфессиональной истории и богословия.