Всебелорусский экзарх

1Три десятилетия осуществляется архиерейское служение на Белорусской земле Высокопреосвященнейшего Филарета, Митрополита Минского и Слуцкого. Труды Владыки, положенные во благо всего православного люда, уже сегодня позволяют говорить о его значительной роли в новейшей истории Православной Церкви и Белорусского государства.

Продолжая труды своих предшественников, Владыка Филарет сумел за столь непродолжительное по историческим меркам время поднять еще выше авторитет Православной Церкви в Республике Беларусь, придать ей определенную самостоятельность, укрепить ее количественно и качественно, наладить плодотворное сотрудничество с государством и всем православным миром. Заслуги Патриаршего Экзарха всея Беларуси—как плод напряженного труда и подвига веры—уже сегодня стали предметом пристального внимания белорусской исторической науки. В поле ее зрения находятся не только жизнь и служение Владыки на ниве Православия, но и процесс введения в научный оборот документов и материалов, касающихся этой темы. В их числе и уникальное издание «В послушании преданный», приуроченное к 25-летию архиерейского служения Митрополита Филарета в Беларуси. В этой книге будущие историки, несомненно, найдут много интересного о жизни Православной Церкви и Отечества на рубеже ХХ-го и ХХI-го веков, а также и о личности самого Владыки—человека яркого, замечательного как в церковной, так и в светской сфере.

Помнится, с каким огромным, благоговейным вниманием вчитывался я в строки этого собирательного труда о Митрополите и всебелорусском Экзархе. В ходе этого достаточно продолжительного чтения в моем сознании четко сформировался облик незаурядного православного иерарха, удивительно много сделавшего для укрепления в пастырях и пасомых православной веры, явственного улучшения духовно-нравственной атмосферы в современном белорусском обществе, гармонизации этно-конфессиональных отношений.

Размышляя о прочитанном и о своих впечатлениях от непродолжительных встреч с Владыкой, я пришел к выводу о том, что оценочные суждения о нем авторов сборника и мои собственные вполне совпадают—результаты деятельности Белорусской Православной Церкви в последние десятилетия, что называется, налицо, авторитет самого Митрополита Филарета исключительно высок, его умение строить отношения с самыми разными людьми и инстанциями, не теряя себя, своего сана и достоинства, вызывают огромное уважение. Тогда же возникло желание запечатлеть для памяти и некоторые свои личные впечатления о Владыке.

Хочется, прежде всего, отметить такую замечательную черту характера Митрополита, как умение притягивать и объединять вокруг себя самых разных, но нужных Церкви людей (осмеливаюсь и себя, грешного, причислить к таковым). В начале 90-х годов, в обстановке кризиса в обществе, да и в исторической науке, я стал активно сотрудничать с «Гродненскими Епархиальными Ведомостями», видя в этой работе акт своего искреннего покаяния за многие годы жизни вне церковной ограды. Работа в этом издании меня воодушевляла, ибо благодаря ей я увидел в своих исследованиях определенную перспективу. Тогда-то и произошла моя первая встреча с Митрополитом Филаретом (судя по всему, не без помощи редколлегии).

Как сейчас помню то волнение, с каким я шел в т. н. «архиерейский дом» (давно уже оккупированный Гродненским мединститутом), где в одном из флигелей были покои Владыки. И хотя шел я к нему не по своему желанию-хотению, а по приглашению Высокопреосвященнейшего, я все равно сильно волновался и, прежде всего, из-за боязни повести себя не совсем по-православному. Однако мои переживания Митрополит сразу же развеял своей задорной улыбкой и тотчас же прозвучавшей просьбой к секретарю: «Принесите-ка нам с профессором холодненького сока». Успокоившись, я вручил Владыке свою новую книгу, в которой было немало нового об истории Гродненской епархии конца ХIХ–начала ХХ-го веков. Поговорив об этой книге и о моих научных планах, Владыка пригласил меня к участию в Минских Епархиальных Чтениях. Предложение это я принял, а на прощание получил от радушного хозяина книгу В. В. Нефедова «Беседы с Митрополитом Филаретом». На титульном листе я увидел автограф Владыки и его письменное благословение. Такое внимание ко мне мудрого и авторитетного иерарха не могло не окрылить.

Вслед за этой встречей последовали и другие, и каждая из них делала мое продвижение по пути к Богу все более уверенным и последовательным. Благотворное влияние Владыки на мою профессиональную деятельность нашло свое выражение в том, что я еще активнее стал участвовать в ряде церковно-исторических начинаний, написал послесловие к книге М. О. Кояловича «История русского самосознания по историческим памятникам и научным сочинениям» (впервые переизданной спустя столетие в издательстве «Лучи Софии»), активизировал свою работу над монографией «Михаил Осипович Коялович. История жизни и творчества». Если бы не благословение Владыки и его рекомендательное письмо к Ректору Санкт-Петербургских Духовных Школ (где во 2-ой половине ХIХ-го века работал наш земляк, и где остались документальные свидетельства его трудов), то эта монография, а затем и ранее не публиковавшиеся «Лекции по русской истории» Кояловича вряд ли бы увидели свет. Поддержка Митрополита побудила меня к написанию «Очерков по истории Православной Церкви на Гродненщине» в двух частях, других работ по церковно-исторической проблематике, а также к сотрудничеству с многотомной «Православной Энциклопедией».

Благодарен я Владыке Экзарху и за введение меня в корпорацию преподавателей Минских Духовных Школ, за возможность читать там свои небольшие спецкурсы («Основы церковно-исторического исследования», «Основы церковного краеведения»), проводить презентации своих книг, присутствовать на годовых Актах Академии, выступать на кандидатских и магистерских диспутах в качестве рецензента, посильно участвовать в практической реализации Договора о сотрудничестве между Гродненским госуниверситетом им. Я. Купалы и Минскими Духовными Академией и Семинарией.

Из разговоров с коллегами знаю, что характерное для Владыки умение слушать и понимать, личное обаяние, авторитет, дипломатичность и глубокий ум в сочетании с доступностью и простотой общения—все это привлекало их в разное время к историко-просветительным начинаниям Церкви, направленным на консолидацию белорусского общества, на активизацию исследовательской и издательской деятельности во благо Православия. Велик вклад Владыки Экзарха в объединение усилий светских и церковных исследователей, науки и религии в целях познания Истины.

Наблюдая Митрополита Филарета чаще всего в среде учащих и учащихся Академии и Семинарии, невозможно не удивляться его доброжелательности, заботливости и доступности, несмотря на высокий сан. Там, где находится он, всегда присутствует атмосфера поистине братских отношений. Его внимание к окружающим людям удивительно. Он, как никто другой, умеет поддержать человека в любой жизненной ситуации, дать почувствовать ему свою значимость. Знающие свое «место» среди высокопоставленных людей, окружающих Патриаршего Экзарха всея Беларуси на официальных мероприятиях и праздничных трапезах, не перестают удивляться его умению «предоставить слово» именно тому, кто во внимании к себе особенно нуждается.

Лишенный чувства самолюбования при всех своих огромных заслугах перед Церковью и обществом, Владыка негативно (но одновременно и терпеливо) относится ко всякой амбициозности и притязательности. Самому Владыке не по душе чрезмерное поклонение по отношению к нему окружающих. В древнем Гродно и стар, и млад знают историю о первом богослужении в городе Митрополита Филарета. Подъехав на машине к храму, Владыка увидел, что по обе стороны дорожки по пути в собор встречающие его люди стоят на коленях. Владыка вышел из машины и громко сказал: «Народ Божий! Я не двинусь с места, пока вы не подниметесь с колен. Прошу Вас, встаньте и больше никогда так не делайте». Все встали. Только тогда, благословив встречающих его гродненцев, Святитель вошел в храм.

Большой притягательной силой обладает совершаемое Владыкой богослужение. Никого не оставляют равнодушными его проповеди и публичные выступления. Неподражаемо его утонченное чувство юмора, внутренняя энергия и здоровый духовный оптимизм. Трудолюбие и неутомимость Митрополита не знают пределов. Он все время в трудах, в движении. И это радует всех, знающих его.

Владыка—прежде всего человек. И это находит свое проявление к другим «человекам» в любое время, в любом месте и при любых обстоятельствах. Помнится, в Жировичах в ожидании звонка с лекции в Академии я стоял на втором этаже учебного корпуса. Прозвенел звонок. И сразу же с лестницы, ведущей с третьего этажа, послышался веселый стук каблуков. Думая, что это студенты, я обернулся в ту сторону и невольно увидел, как буквально через несколько ступенек с лестницы спрыгнул Владыка. Поняв, что я увидел его почти мальчишичье озорство, несколько смутившись, он с улыбкой сказал мне, невольному свидетелю увиденного: «Ну, что? Пойдем, чайком подкрепимся!».

Такими людьми Божьими, как Владыка Филарет, и сильна наша Триединая Православная Церковь.

 В. Н. Черепица, 
заведующий кафедрой 
истории славянских государств 
Гродненского государственного университета 
имени Я. Купалы, профессор

Рекомендуем

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.

Издательство Минской духовной семинарии выпустило сборник материалов XVIII Семинара студентов ВУЗов Беларуси

Форум проходил 13-14 декабря 2019 года на базе Минской духовной семинарии в Жировичах. Издание ориентировано на всех, кто интересуется вопросами белорусской конфессиональной истории и богословия.