«Душа сама найдет ответ…»

1Каждый, кто хоть раз встречался с Преосвященнейшим Артемием, епископом Гродненским и Волковысским, потом рассказывал об открытости и добродушии владыки. Для читателей нашего журнала владыка Артемий согласился поделиться своими мыслями по поводу того, как должен отдыхать православный христианин.

— Владыка, каким, по Вашему мнению, должен быть досуг православного христианина?

— Я думаю, что досуг должен быть здоровым. Мы потеряли культуру здорового образа жизни в светском мире—и это влияет, безусловно, и на религиозный мир. Мой духовник говорил так: «Здоровье—дар Божий, и его надо беречь». Небрежение к здоровью является грехом—ты небрежешь о том даре, который дал тебе Господь. Здоровье дано тебе для того, чтобы ты мог действовать. А когда мы все расточаем, разбрасываем, как блудный сын,—то потом, к сожалению, это дает нехорошие последствия.

Поэтому, должен быть здоровый образ жизни. Читая творения святых отцов и Патерики, видишь, что в монашестве вместе с умным деланием всегда была связана и физическая нагрузка. В монастырях, чтобы монахи не летали с колоколен, всегда были послушания, связанные с физическим трудом. Когда есть физическая нагрузка на организм, тогда и умственные, и человеческие способности уравновешены. По личному опыту знаю, что естественный физический труд очень полезен. Помню, как мы выезжали к бабушке, где я занимался заготовкой дров, делал что-то по саду и замечал, что это очень полезно, как и вообще любая физическая активность на природе.

Спорт—вещь уже более сложная. Однажды одна прихожанка мне рассказала, что ее сын поведал священнику, что серьезно занимается спортом. Хотел услышать от батюшки похвалу, что он не пьянствует, ведет здоровый образ жизни, но батюшка сказал ему: «Это от беса». После такого ответа священника ее сын заявил, что в церковь больше не пойдет.

Мы должны помнить, что профессиональный спорт имеет свои корни в языческом эллинстве, поэтому увлечение спортом должно быть в разумных пределах. «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6:12). То есть спорт не должен быть предметом тщеславия, культом тела; спорт может быть искусством, активизацией физической и умственной жизнедеятельности. Поэтому в разумных пределах физические нагрузки могут быть. Я считаю, что это полезно.

— Согласны ли Вы с тем, что по телевизору можно смотреть не только канал «Спас», слушать музыку не только церковных исполнителей, а литературу читать не только православного содержания?

— Я вспоминаю слова профессора Преображенского (персонаж романа М. А. Булгакова «Собачье сердце»—прим. ред.): «Не читайте газет». Это не лишено смысла, потому что многие светские публикации и передачи могут приносить только вред. Тут требуется рассуждение. По мысли профессора Преображенского получается такой ответ: думайте, что вы смотрите, что слушаете или читаете.

Здесь важно не удариться в обратную крайность—помнить только о первой части высказывания апостола Павла, о котором мы уже говорили выше: «Все мне позволительно». Вопрос: полезно ли? Из этой духовной пользы и стоит исходить, говоря о чтении любых светских СМИ, прослушивании музыки и просмотре кинофильмов.

— Скажите, Владыка, с кем лучше проводить свой досуг: только со своей семьей (поскольку это малая Церковь) или же можно и со своими друзьями?

— Меня очень впечатлил Летний Богословский Институт на Нарочи. Природа, вечера у костра вместе с преподавателями Духовных Школ, беседы с молодежью; после занятий можно было сходить на озеро. Это просто чудо! Общаться на природе—это же прекрасно! Вот, например, почему бы на Новый год, вместо светского празднования, не сделать лыжный переход «Гродно—храм-крепость в деревне Мурованка—храм-крепость в Сынковичах»? Почему бы не сделать такой поход к отцу Арсению на его приход? Там есть церковный дом, место очень красивое и источник есть. Можно организовать паломническую площадку, собраться всем вместе и без всякого телевизора пообщаться с природой и друг с другом. Посидеть у костра, попеть хорошие песни, организовать небольшую трапезу… Только не надо объедаться, конечно. Потому что переедание ведет к заболеванию, недоедание также ведет к заболеванию. Надо выбирать средний путь, держаться здорового образа жизни с религиозным направлением.

— Некоторые родители очень переживают за духовное здоровье своих чад и не разрешают им играть во дворе со сверстниками, а только с теми детьми, которые учатся в воскресной школе.

— Мне очень трудно ответить на этот вопрос, т. к. я не имею опыта в воспитании детей, но я знаю, что крайность порождает крайность. Я обратил внимание, когда был молодым верующим человеком, что советская атеистическая пропаганда травмировала душу молодого верующего человека, и вся молодежь в поиске душевного утешения стекалась в Псково-Печерский монастырь.

Как известно, Беларусь советские власти планировали сделать первой республикой в Союзе со стопроцентным атеизмом. Уполномоченный Ковалев уверял, что в Беларуси скоро не останется ни одного попа. Я хорошо помню эти времена, потому что это были времена моей молодости. Советская политика атеизма порождала противоположное—религиозную активность. Так грубый воинствующий атеизм порождал веру. Видя всю несправедливость, неправду и безумие советской системы, молодежь тянулась ко Христу.

Но приехав в монастырь, я увидел и духовное делание не по разуму: молодых парней и девушек, еще не окрепших духовно, побуждали ходить и на полунощницу, и на литургию, и на молебен, и на крестный ход , а потом еще и вокруг монастыря сотню-другую кругов пройти… (Владыка улыбается). Потом эта молодежь стала взрослой и я, приезжая в Печоры, никого из них больше не видел, хотя до этого мы дружили и много общались. Так, через чрезмерную духовную нагрузку этим молодым людям был нанесен непоправимый вред…

Теперь, когда ревностные родители водят детей на длинные службы в двунадесятый праздник, я им говорю: «Погодите, вот состаритесь, Ваши детки вырастут, Вы станете пенсионерами, а они будут заставлять Вас стоять всю службу, помня, как Вы заботились о них в детстве. А по старческой немощи Вам тяжело уже будет это делать»…

Все надо делать разумно. Вот, например, у нас в Гродно в Ольгинском храме совершается богослужение для детей. Служба немножко сокращена, и для детей уже не так трудно отстоять всю службу. Все эти вещи надо учитывать. То, что ребенок не будет играть со своими сверстниками, может потом обернуться для него проблемами. Если будет чрезмерная «стерилизация» от общества, то потом этот ребенок не сможет жить в миру, что непременно выльется в каких-то извращенных формах духовной жизни. К сожалению, такое в церковной жизни встречается нередко.

Не должно быть и обратной крайности—слияния с миром, потакания безволию и безразличию. Помните, как у митрополита Сурожского Антония, который говорил мальчику: «А ты смог бы, если бы Христос учился в твоем классе, за Него заступиться? А если бы против Него были все одноклассники, ты стал бы с Ним рядом? А я бы стал. Вот таким должен быть друг Христов». Замечательный пример, почему мы так не говорим? Почитаем мучениц Веру, Надежду, Любовь, мученика младенца Гавриила Белостокского, а относительно реалий церковной жизни говорим: «Сыночек (или дочка), приспосабливайся к жизни, а потом уже помолишься». Должна быть четкая позиция: без фанатизма и без «хамелеонства».

— А как Вы, Владыка, расцениваете то, что у нас сейчас есть православные детские лагеря?

— Не знаю, что даже ответить, потому что не знаком изнутри с деятельностью современных православных детских лагерей. Я помню мою молодость. Было много всего интересного, были какие-то походы. Но всегда собиралась какая-то компания, и там всегда был лидер. Очень многое зависит от того, какой это лидер…

У меня у самого есть мечта, чтобы организовать такой поход или лагерь, в котором молодежь смогла бы научиться, как переночевать в лесу, не имея ни палатки, ни спальника; как можно раздобыть себе пищу, как ее приготовить… Нельзя оправдывать «взросление» детей в современных пионерлагерях. Делать ребеночка изолированным тоже нехорошо. А вот православный лагерь может стать хорошей альтернативой. В православном лагере все-таки больше возможностей держать определенный дух.

И православным родителям такие лагеря тоже нужны. Потому что они знают, что лагерь курирует священник, знают, что там работают прихожане-педагоги; родители за своих детей спокойны. Поэтому нужно возрождать и поддерживать систему православных лагерей. Вот у старообрядцев всегда были какие-то свои правила, они придерживались всегда каких-то своих традиций. Почему же православные не могут оберегать свои традиции? У митрополита Сурожского Антония есть замечательные слова: «Все мы начинали со скаутов». Весь епископат Православной Церкви в Англии, все духовенство, все миряне вышли из скаутов. Пионерия и комсомол свои идеи почерпнули у тех же скаутов, взяли и те наработки, которые использовались в молодежных христианских организациях. Только они переработали их под свою идеологию. И у них есть какие-то хорошие начинания, надо относиться к этому с уважением. Но сейчас время собирать камни, возвращаться к нашим христианским устоям.

— Если в посту человек едет по путевке в санаторий, как лучше всего не нарушить духовный пост и не быть «белой вороной»?

— Ну, путевки не с неба же падают. Я думаю, что этот вопрос можно решить технически. Не так уж наш календарь богат на посты, что нельзя было выбрать путевку во время, когда нет поста. Наверняка, можно договориться, чтобы Великий пост провести не в санатории.

Очень многое зависит и от самого человека. Можно и в монастыре вести праздный образ жизни, а можно и мирянином быть очень сосредоточенным. Когда я был послушником в Псково-Печерском монастыре, то меньше всего молился, а больше работал. Главным для нас было послушание. Находясь же в миру и чувствуя, что кругом противоположная среда, я больше сосредотачивался на себе, больше читал, больше интересовался внутренним миром.

Одно дело, если едешь в санаторий из-за острой необходимости в лечении; когда тебя направляют туда врачи. Например, когда тебе печень лечат, тут уже явно не до дискотеки. Если же это просто отдых, то стоит подумать, как его провести, и стоит ли ехать. Может поискать какой-нибудь другой вариант?

Главное: все делать с рассудительностью. Стереотипного шаблона нет: «первое кушай, второе не ешь, а третье отдай заведующей». Кому-то нужно и обязательное соприкосновение с внешним миром. Вот вы, например, изолированы в Семинарии, вы уже, как военные, вам не хватает такого соприкосновения. Вообще, военные и духовные учебные заведения—самые проблематичные.

Когда я учился в университете, то самым проблематичным был юридический факультет. Как это ни странно, но именно те, кто изучал закон, были склонны чаще других нарушать его. Также и военные курсанты: после строжайшей дисциплины в казармах выходят в город и тоже ведут себя неадекватно. Духовная Школа тоже может вызвать нездоровую реакцию в психологии человека. Поэтому может быть и некий светский отдых. Для меня самым интересным были наши турпоходы. Может и вам будет очень интересно и полезно отправиться в турпоход своей компанией и пообщаться со светскими людьми.

Каждый человек индивидуален, и хорошо, если у каждого христианина будет свой «лечащий врач»—духовник. Духовник знает, что вот у него характер более волевой, мужской, как у воина; его никакая светская система не пошатнет. Другой же может быть более эмоциональным, более впечатлительным, и некоторые впечатления могут его даже травмировать. Поэтому одному, может, нужно в такой турпоход идти, а другому лучше остаться дома. Все зависит от духовника, от личности и от текущих условий. Повторюсь: «Все можно, но не все полезно…»—этот принцип должен быть жизненным кредо.

— Некоторые советуют брать отпуск именно во время поста для того, чтобы можно было посещать все богослужения в храме, а еще лучше—поехать в какой-нибудь монастырь. Можно ли давать такие советы верующим людям?

— Опять-таки, все зависит от человека и от пожелания его духовника. Идея хорошая, в наше время многие люди так и делали. Я, например, когда был семинаристом, все каникулы проводил в монастыре. Мне было интересно и общаться со сверстниками, и в богослужениях принимать участие. Если человек в водовороте суеты задыхается, то для него нахождение в монастыре может стать спасительным глотком свежего воздуха. Для другого, более светского человека это может быть перегрузкой. Все зависит от того, в какой семье человек живет, с кем он едет. Если есть желание, то ничто не должно мешать. Но если духовник скажет: «Я не благословляю тебе ехать на море. Проведи свой отпуск в Жировичах», если он на себя берет такую ответственность, то я бы такому духовнику не доверял. Духовник может только посоветовать: «Вам, чтобы немножко разобраться с характером, поучиться самообладанию, не мешало бы, может, провести отпуск в Жировичах». Вот такого духовника я бы послушал.

— Досуг во время поста как-то должен отличаться?

— Тут трудно сказать. Взять, например такого человека как наш Митрополит Филарет—так у него каждый день расписан настолько, что никакой телевизор смотреть не приходится. Если у него найдется хотя бы полчаса свободного времени, то так и хочется ему сказать: «Владыка, поспите для здоровья». А если человек—бездеятельный, и почти вся его жизнь проходит перед телевизором, то что ему можно посоветовать? Прожигайте дальше жизнь на диване! (только пролежни не заработайте во время поста).

Что такое пост? Вот, например, спортсмен. Может ли он себе позволить полдня пролежать перед телевизором? Конечно же, нет. Может ли нормальный человек (который хочет сделать карьеру, стать хорошим специалистом, достичь чего-то в жизни) полдня смотреть всякую чушь по телевизору? Каждая секунда дорога, чтобы как-то с пользой ее провести. Пусть будет поменьше телевизора, а побольше физической активности, каких-то прогулок. Например, можно убрать в квартире или ремонт затеять—и это поможет психологически разгрузиться. Когда я начинаю сильно переживать, то берусь за швабру и начинаю полы мыть у себя в покоях. Пока в 3-х комнатах вымоешь, смотришь—и «пар» уже ушел.

— Ну, а если все-таки православный христианин поехал отдыхать на море, допусти?м ли отдых на пляже? Мне доводилось встречать среди православных такие мнения, что на пляже сплошной разврат, и верующему человеку там делать нечего.

— («Купайтесь ночью»,—быстро отреагировал Владыка и засмеялся).

Вы же понимаете, если человеку на чем-то зацикливаться, то в нем еще больше разовьется мечтательность (все зависит от психологической настроенности). Можно и в лесу быть, а в мыслях витать не то что на пляже, а где-нибудь еще похлеще. Если зацикливаться на какой-нибудь проблеме, то ты нигде не спасешься, даже в пустыне. Нужно бороться со своим сознанием, со своими чувствами, чтобы не низшее управляло высшим, а наоборот—высшее управляло низшим.

В конце концов, можно найти себе уединенное место. Можно поехать в какую-нибудь болгарскую деревню или в Крыму поинтересоваться, чтобы снять какой-то домик подальше от людей. Ведь совсем не обязательно отдыхать на городском пляже, где проходит «показ мод», крик, гам, моторки и парашютисты. Можно вообще организовывать общинный отдых: поехали со своим окружением, сняли апартаменты—и вы уже не так зависите от водоворота окружающей среды.

Но спрятаться невозможно. Вспомните житие преподобного Мартиниана Кесарийского. Чтобы избежать искушений от общения с людьми, он поселился на необитаемом острове. Разбился корабль, на берег выбросило девушку. Он прыгнул в воду, чтобы не соблазниться, а его дельфины вынесли на материк. И он стал странником, научился нормально общаться с людьми, научился самообладанию. Надо сохранять личность во всех условиях.

— Владыка, приветствуете ли Вы т. н. «православные дискотеки»?

— Я на них не был, поэтому не могу сказать, что это такое.

— А, например, балы, которые организовывает православная молодежь в Москве, Петербурге, Киеве?

— А почему бы и нет? Я всегда восхищался теми, кто умел красиво танцевать. Считаю, что это не помешает молодому человеку в сфере его общения. Примером тому является будущий святой равноапостольный Николай (Касаткин), архиепископ Японский. В юности он учился в Петербурге, как и все семинаристы ходил на балы, где танцевал с девушками из Духовного училища. И вот он танцевал, общался с девушками, пришел домой, а у него лежит приглашение поехать с миссией в Японию. А для этого надо было принимать монашество. Через некоторое время он подает прошение на монашеский постриг. Человек мог общаться, вести светский образ жизни, но выбрал высшее.

У нас, к сожалению, получается так, что человек неприспособлен к обыкновенной светской жизни, но находит себе какое-то пристанище в Церкви. И потом получается, что человек и к светской жизни остается неприспособленным, а про духовную нечего и говорить. Он свою неспособность прикрывает религиозностью. Я и в себе вижу некоторые такие моменты. А надо быть полноценным. Молодым надо уметь красиво и танцевать, и общаться, и организовывать семью.

Но если молодой человек все это оставит и станет хорошим монахом (не от безвыходности, а для того, чтобы всецело быть со Христом), то это будет достойным примером для подражания. И хотелось бы видеть именно таких монахов или монахинь в наших монастырях.

— Владыка, такая ситуация: православный молодой человек учится в университете и у него есть способности, например, к театральному творчеству. Приемлимо ли для него участвовать в самодеятельности своего учебного заведения?

— Не знаю даже. Если есть театральные способности, то тогда нужно поискать тот театральный кружок, который может принести пользу. Где-то ставят «шалтай-болтай», а где-то—и классику. Есть театр как требование «хлеба и зрелищ», а есть театр как голос народа, голос народной совести. Порой, то, что не может сказать политик, говорит актер.

— Вопрос относительно воскресного дня. Как должен его проводить православный христианин?

— Что такое День Господень? И что такое священный долг, который мы должны выполнить в воскресный день? Если ты пошел, наколол дров бабушке или одинокой женщине, разве это грех? Если ты работаешь медсестрой и выпало дежурство на Пасху? Что, не надо ухаживать за больными Не надо быть здесь буквоедом и обрядовером. А то получится анекдот. «Одна женщина сказала, что не пошла на службу, потому что пуговица порвалась, а пришивать не стала, потому что был праздник». Если у нас старшее поколение не вылезает с дач и огородов, забывают про праздники, даже про Пасху, то, конечно же, это ужасно. А если есть необходимость какого-то человеческого труда, то не будет греха, если человек потрудится для пользы своей души. Но было бы хорошо, если бы у каждого из нас этот день начинался с богослужения. С другой стороны, если человек сходит в храм, а потом еще полдня будет читать духовную книгу, то и это может пользы не принести, а может даже наступить перегрузка. Все должно быть по силам и с рассуждением.

— А в субботний вечер, когда в храмах служится Воскресное Всенощное бдение, можно ли христианину в виде исключения сходить в театр на хорошее представлени?

— Для первых христиан День Господень правильным было проводить в церкви. Было даже так: если христианин не был в храме 3 воскресенья подряд без уважительной причины, не причащался, то считалось, что он отошел, отпал от общины. Литургия имеет в себе огромное духовное богатство. И идти в театр вместо нее—это, конечно же, совсем нехорошо.

Что касается Всенощного бдения. Всех людей в приказном порядке заставлять посещать богослужение нельзя. Это будет уже нездоровое явление. Если у человека семья более светская, то здесь можно самому подумать, что избрать. Если семья требует внимания супруге или супругу, чтобы на деток обратил внимание, то, может, здесь и можно сделать какое-то снисхождение—может, на самом деле есть необходимость в таком отдыхе. Главное, чтобы наши занятия не являлись оправданием нежелания посещать храма

Когда мы учились в Ленинграде, то очень часто посещали разные спектакли. Тогда на сцене поднимались такие духовные проблемы, которые заставляли задуматься о христианстве. Если чтение литературы, посещение театра или просмотр фильма делает вас хоть чуточку ближе к Богу, а, кроме того, помогает найти какой-то компромисс с родными—это уже очень много. Но пропускать богослужения ради забавы или пустого времяпровождения я бы не рекомендовал…

— В наше время некоторые люди расценивают религию как отдых, т. е. идут в храм на богослужение только для того, чтобы отдохнуть душой. Что Вы, Владыка, скажете по этому поводу?

— Дай Бог, чтобы они хотя бы так воспринимали Христа, но только чтобы это восприятие развивалось и дальше. Если они так воспринимают, то это уже первый шаг. Я помню, как в наше время были пластинки с духовными песнопениями. Было целым открытием то, что вообще есть такие песнопения. Это было как гром среди ясного неба. Выступали хоры Минина, Свешникова, наши белорусские коллективы. Потом многие задумывались, пытались понять, о чем эти песнопения.

Возьмем, к примеру, живопись. Очень много в нашей классике написано на сюжеты из Нового Завета. Если это все будет развиваться—слава Богу. Главное, чтобы наша церковная жизнь помогла увидеть культурному человеку то, что он ищет.

— Еще такой вопрос. Допусти?м ли для верующего человека отдых от его христианских обязанностей: молиться утром и вечером, посещать храм, исповедоваться и причащаться?

— Есть духовник, и мы не можем всем повально рекомендовать пропускать богослужение. Тут еще важно, для чего вы хотите его пропустить. Мы уже говорили выше об этом. Если вы решили поехать на дачу и там пообщаться с семьей, то это один вопрос. Если пойдете на дискотеку, то это другой вопрос. Дома напиться, наесться и завалиться спать—третий вопрос. Если поехали к одинокой матери—четвертый вопрос. Все зависит от причины.

Вы сказали замечательные слова: «Каждый день читает утренние молитвы». Я уже много лет читаю утренние молитвы, а как бы мне хотелось помолиться по-настоящему. Сколько раз я ловлю себя на мысли, что я давно уже не молюсь, а только читаю. Все-таки, как хорошо научиться молиться, чтобы у нас каждое утро была молитва (не чтение молитв, а именно молитва).

Поэтому настоящий христианин молится, а ненастоящий—читает молитвы. А нам надо научиться быть настоящими христианами. И когда твое сокровище—Христос, то никакие блага мира не смогут Его заменить. И искусственно создать себе такой стереотип жертвования Христу невозможно. Это будет уродливое кликушество. Нужно учиться постигать любовь Христа, раскрывать эту любовь в себе и в своих близких. И тогда на все вопросы душа сама найдет ответы.

— Владыка, простите за нескромный вопрос, а как Вы отдыхаете?

— Работаю за компьютером, готовлю проповеди, ищу какой-то интересный материал в Интернете. Компьютер стал для меня очень ценным помощником. Многие книги сейчас проще иметь под рукой в электронном виде. Нравятся исторические фильмы. Люблю смотреть телепрограммы по каналу Discovery.

Также стараюсь получать хоть какую-то физическую нагрузку. Вот в прошлый понедельник походил на лыжах и почувствовал, что мышцы уже совсем атрофировались, совсем обленился. Общаться с природой очень приятно. Но таких возможностей у меня мало.

Иногда хочется просто пройтись, отвлечься, ни о чем не думать. Но это зачастую вызывает ненужную суету и кривотолки: для многих прихожан (как это ни странно) архиерей на прогулке—своего рода соблазн и причина для обсуждения. Поэтому я стараюсь пораньше подняться и походить в одиночестве, беру с собой маленькие четки. К 7-ми часам стараюсь вернуться в свои апартаменты, чтобы никого не искушать своим хождением. К сожалению, не могу сказать, что мой образ жизни является примером.

Большое Вам спасибо, Владыка, за интереснейшее интервью. Будем надеяться, что наши читатели сделают для себя правильные выводы.

 Материал подготовил диакон Александр Богдан, 
студент 5-го курса МинДС

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи в третий номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.