Говорим посту «до свидания»

1Светлое Христово Воскресение—Новозаветная Пасха—самый главный христианский праздник. На Руси он именовался Великдень, Праздник праздников, Царь дней. Как сохранить Пасхальную радость в душе и избежать обычного после Великого поста нарушения пищеварения? Об этом нам расскажет ведущий рубрики «Трапеза» иеродиакон Никита (Васильев).

Позади покаянные дни Великого поста. Начинается мясоед. В первый день Пасхи освящается скоромная пища—продукты из молока, творога, яиц и мяса. Хотя Царство Божие, по выражению апостола Павла, не есть еда и питие, но богатый пасхальный стол является символом небесной радости, символом вечери Господней. Не случайно Господь сравнивал Царство Божие с пиром. Чтобы ещё больше подчеркнуть символическое значение пасхальной трапезы, христиане традиционно готовят особые кушанья.

Всем хочется приготовить праздничную трапезу как можно вкуснее и обильнее. По свидетельству Д. В. Каншина, в прошлом веке на Пасху у зажиточных хозяев подавали 48 кушаний и закусок по числу дней истекшего поста.

До нас дошли свидетельства об удивительных пасхальных столах блистательного екатерининского вельможи князя Н. В. Репнина: «Пасхальный стол Репнина ничем не отличался от таких же столов королей Сигизмунда и Владислава. На средине огромного стола лежал цельный ягненок, изображавший Агнца Божия. Это блюдо, по этикету, могли есть только дамы, высшие светские и духовные лица. Затем стояли 4 больших кабана, соответственно четырем временам года. Внутри каждого кабана были колбасы, куски ветчины и поросят. 12 оленей с золочеными рогами, зажаренные тоже целиком и начиненные дичью, изображали 12 месяцев года; иногда вперемешку с оленями лежали и зубры, убитые в Беловежской пуще. Вокруг этих чудес кулинарного искусства было 375 куличей; затем мазурки, жмудские пироги и лепешки, украшенные сушеными в сахаре фруктами. За ними столько же баб; бабы эти украшены были вензелями и надписями. 4 большие стопы с вином изображали тоже 4 времени года; вино в них было от старых времен. 12 серебряных больших кубков с вином изображали 12 месяцев в году, 52 маленьких бочонка, наполненные вином испанским, кипрским и итальянским, соответствовали 52-м неделям в году, 365 бутылок с венгерским вином означали число дней в году. Для прислуг ставилось 8 760 кварт меду, соответственно числу часов в году» (М. Н. Пыляев. «Старое житье»).

Конечно, такие столы ушли в прошлое. Но, тем не менее, сохранились традиции делать пасхальный стол нарядным, отличающимся от любой другой праздничной трапезы.

Каждая хозяйка старается приготовить самые вкусные и разнообразные блюда на Пасху. Для этого она прилагает все усилия своей кулинарной фантазии. И в наше время пасхальный стол в любой православной семье содержит обилие всяческих яств.

Однако в этой статье я не буду рассказывать о традиционных кушаньях пасхальной трапезы и об их приготовлении. Мне хотелось бы рассказать об одной проблеме, с которой в той или иной мере сталкивается абсолютно каждый православный христианин в пасхальный период—проблеме рационального выхода из поста.

После торжественного пасхального богослужения мы идём домой разговляться. Разговление продолжается всю Светлую седмицу. Не секрет, что в этот период большая часть людей сталкивается с проблемами здоровья, а именно—пищеварения. Что делать в такой ситуации? Как это предотвратить? Как правильно питаться?

Считаю, что на эти серьёзные вопросы может ответить только врач, причём — православный. Привожу вам рассуждения врача Тюменского Свято-Троицкого монастыря Д. Н. Дурыгина о рациональном выходе из постов.

О рациональном выходе из постов

«Выход из поста является сложным и неоднозначным процессом для человека. Это происходит в силу нескольких причин. Во-первых, многие люди не осведомлены о «правилах работы» своего организма и невнимательно относятся к своему физическому здоровью.

Во-вторых, распространенность среди населения заболеваний желудочно-кишечного тракта чрезвычайно высока, а значит—резервы этой системы организма невелики и быстро истощаемы от воздействия любого стрессового фактора.

Резервы пищеварительной системы это, прежде всего,—пищеварительные ферменты, количество которых при заболеваниях уменьшается. Также к резервам отнесем и энергетические запасы желудочно-кишечного тракта, нервной, эндокринной систем, которые дают нам возможность легко и быстро выработать и выдать эти нужные ферменты для переваривания белков, жиров и углеводов в нужное время в нужном количестве.

При уменьшении энергетических резервов организм не может быстро и легко перестроиться с одного типа питания (во время поста преимущественно углеводного) на другой (обычный—белково-жировой).

Стрессом для организма может стать любое чрезвычайно сильное воздействие, приводящее к нарушению работы органов и систем. Однако, величина этого сильного воздействия для каждого человека всегда будет разная. Для больных и ослабленных людей стрессом будет и переход на другой тип пищевого рациона, усугубляемый естественным межсезоньем—переменой погоды, скачками атмосферного давления и др.

За 7 недель поста организм привыкает к определенному (в основном, углеводно-растительному) характеру пищи и вырабатывает только такие ферменты, которые расщепляют крахмал, сахар, клетчатку, небольшое количество растительного белка и жира. Для того, чтобы желудочно-кишечный тракт стал вырабатывать меньше этих и больше других ферментов, переваривающих мясо и животный жир, нужно время и энергия, причем тем больше, чем более ослаблен человек.

Зачастую же, люди, радуясь окончанию поста, начинают есть сразу все подряд, что повкуснее да пожирнее, доводя свое пищеварение до срыва и обострения гастродуоденита, язвенной болезни, панкреатита, холецистита, колита, геморроя и т.п., чем вызывают немалое злорадство скептиков и противников постов (особенно из медицинской среды).

Такое пренебрежительное отношение к соблюдению правил построения пищевых рационов является не только подрывом собственного здоровья, но и дискредитацией системы постов (и Православия в целом) в глазах наших ближних. Даже у здоровых людей выход из поста должен длиться не менее недели (Пасха длится неделю), а страдающие хроническими заболеваниями желудочно-кишечного тракта (особенно, тяжело протекающими) должны растягивать этот период на 2–3 недели.

Вначале рацион нужно расширять за счет мяса или рыбы. «Пусть съедят мясо его в сию самую ночь… с пресным хлебом и с горькими травами» (Исх. 12). Это повеление Господа евреям не случайно. Мясо дает нам белок, из которого будут вырабатываться нужные ферменты. Горькие травы стимулируют секрецию пищеварительных соков и сами содержат некоторое количество готовых ферментов, помогающих нашему кишечнику при расщеплении пищи. Мясо в первые дни должно быть не жирное, не жареное, а рубленое, мелкокусковое, отварное, тушеное или запеченное. В качестве гарнира можно подать блюдо из капусты, томатов, кабачков, свеклы, моркови, листовой зелени, кислых ягод — клюквы, брусники. Не стоит сочетать мясо с макаронными изделиями и кашами.

Горькие травы употреблять сейчас не модно, но при наличии значительных проблем с пищеварением желательно принять перед едой настой из полыни или папоротника, или проглотить 2–3 щепотки засушенных и измельченных листьев этих трав.

Нежелательно начинать период выхода из поста с такой тяжелой для желудка пищи как пельмени, чебуреки, манты, расстегаи, мясные пироги и иные сочетания мяса с тестом, а также шашлыки, сало, жирная свинина, блины, сливки, сыр. Ими можно только закончить адаптационный период. Не стоит сочетать мясо с грибами и бобовыми продуктами, т. к. эти сочетания тяжелы для желудка. В праздник не нужно переедать пасхальных яиц (не более 1–2 штук в день) и куличей. Объем пищи в каждом случае должен быть умеренным: «Только досыта ничего не вкушай, оставляй место Святому Духу»,—по слову преподобного Серафима Саровского,—ферментов сразу на все не хватит!

Здоровые люди с 1-го или 2-го дня (а больные и позже) могут расширять рацион молочными продуктами, начиная с кисломолочных—кефира, ряженки, йогурта. Затем постепенно переходить на цельное молоко, творог, сливки, масло и сыр.

Особо следует оговорить вопрос о вине. Алкоголь не является абсолютным злом, к которому нужно относиться как к чуме. «Вино полезно для жизни человека, если будешь пить его умеренно. Что за жизнь без вина? Оно сотворено на веселие людям. Отрада сердцу и утешение душе—вино, умеренно употребляемое вовремя; горесть для души—вино, когда пьют его много, при раздражении и ссоре» (Сирах. 31:31–34).

Алкоголь в норме всегда присутствует в организме человека в малых количествах, являясь одним из промежуточных продуктов обмена веществ. Поэтому у человека есть ферменты, способные расщеплять небольшие количества алкоголя безболезненно для организма. Даже наоборот, малые дозы вина оказывают благотворное воздействие: сам винный (этиловый) спирт при расщеплении быстро дает большое количество энергии, что позволяет ощущать легкость в теле, снять усталость. В натуральных виноградных и ягодных винах содержится большое количество витаминов, микроэлементов, ферментов, органических кислот, которые улучшают пищеварение, поэтому столовые вина полезно подать к мясным и рыбным блюдам. При этом следует помнить, что столовые вина—это, чаще, сухие вина, т. е. кислые, с низким содержанием сахара или без него. Они улучшают переваривание белковой пищи, поэтому подаются как аперитив перед блюдом. Шампанские и иные шипучие вина являются десертными и не сочетаются с мясными и жирными блюдами, а подаются к фруктам и сладостям. Однако, если человек имеет подагру, камни в почках или желчном пузыре, деформирующий артроз суставов, высокое давление, то натуральные виноградные вина для него нежелательны—они содержат виннокаменную кислоту, которая у таких людей усиливает отложение солей и камней, увеличивает давление. Для них более предпочтительны водка или коньяк; хотя они и не содержат витаминов и ферментов, но усиливают продукцию организмом своих собственных ферментов.

Каковы же допустимые количества употребляемого алкоголя? Существует стандарт, предложенный врачами-кардиологами для профилактики атеросклероза: энергичный, подвижный мужчина среднего роста и комплекции 33–36 лет может употребить не более 22 мл 96% спирта в сутки в алкогольных напитках. Это значит, что водки или коньяка можно выпить 50 мл в сутки, крепленого вина (18–20°)—100 мл в сутки, натурального некрепленого (8–12°)—200-250 мл, пива или медовухи (4–8°)—300-500 мл в сутки.

Сравним медицинский стандарт с указаниями Типикона (глава 35): «Вино же, аще прилучитися, недостоит датися по уставу в ин день, но в Неделю или в Господские праздники, или в другая нуждная утешения: черпати же тогда потребно есть во все лето на таковые, по единой чаше, или по две, или множицею по три, и ино ничтоже. Две бо, или три чаши, не по уставу рекохом, но по нужде бывати». Одна чаша здесь—красавуля, емкостью примерно 300 мл; вино—кагор, разбавленный водой 1:1. Таким образом, одна чаша содержит суточную стандартную дозу. Увеличение числа чаш, допускаемых Уставом, возможно за счет роста и массы тела человека, характера его работы (физический труд на воздухе, нервно-психологическое напряжение); это ситуации, когда алкоголь расщепляется быстрее. Для людей молодых, пожилых, слабых здоровьем, субтильных и др. дозы значительно уменьшаются.

К вину необходимо вырабатывать спокойно-осознанное отношение, как к горчице или уксусу—приправа улучшает аппетит, пищеварение и вкус блюда, бодрит, а много не съешь! По слову апостола Павла: «Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов» (1 Тим. 5:23)».

Таким образом, не только сам пост, но и выход из него является мероприятием весьма ответственным, требующим определенных знаний, сдержанности, сосредоточенности, чтобы принести пользу, не расплескав ее, своей душе, телу и утверждению Православной веры.

Я в свою очередь хочу поделиться несколькими советами, исходя из своего опыта приготовления монастырской пищи. Как я уже говорил, чаще всего мы сталкиваемся с проблемами пищеварения, несварения и т.п. Всем рекомендую в течение Светлой седмицы (а по надобности и дольше) пить настои трав. Особенно хочу выделить 3 травы, самые известные и распространенные.

Ромашка аптечная

Ромашка аптечная в качестве лекарственного средства была известна еще врачам Древней Греции и Рима. Не меньшей известностью она пользовалась и у врачей средневековья. Лекарственным сырьем являются соцветия ромашки. Настой ромашки при приеме повышает секрецию пищеварительных желез, оказывает желчегонное действие, уменьшает процессы брожения и снимает спазмы кишечника.

Мята перечная

Биологическое действие мяты перечной: нормализует моторику и секрецию желудочно-кишечного тракта (особенно хорошо действует при повышенном газообразовании, тошноте и рвоте), способствует образованию и оттоку желчи, является противовоспалительным средством.

Зверобой

Его применяют при различных заболеваниях желудочно-кишечного тракта, печени, инфекционных заболеваниях дыхательных путей, слабости сердца и нервных болезнях.

Все эти травы можно заваривать по отдельности, можно все вместе. Заваривать, как чай: 1 чайную ложку травы залить 200 мл кипятка, настаивать 10–15 мин. Лучше заваривать в заварочном чайнике. Ромашка, мята и зверобой—самые распространенные лекарственные травы, они встречаются очень часто в сельской местности почти во всех областях России и Беларуси. Советую всем в этом году заготовить эти чудо-травки. Травяные чаи рекомендую пить не только на Светлой седмице, но и в течение всего Великого поста. Это поможет быстрее адаптироваться к постной пище и избежать проблем со здоровьем.

Светлое Христово Воскресение—самый радостный и светлый праздник для христиан. От того, насколько мы очистили свою душу во время поста (т. е. подготовились к Пасхе), зависит наше внутреннее восприятие, ощущение этого света, тепла, радости великого события Воскресения Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. Любой человек ощущает это в той или иной степени. Духовное и телесное состояние человека тесно связано между собой. Когда человек болеет, то мысли о том, как исцелиться, как уменьшить боль стоят у него на первом плане. Радость праздника, хорошее настроение, общение с близкими людьми — всё это отодвигается на второй план.

Я надеюсь, что моя статья поможет читателям правильно выйти из поста, тем самым надолго сохранить праздничное настроение и дарить его всем людям.

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ!

  Статью подготовил иеродиакон Никита (Васильев), 
насельник Виленского Свято-Духова монастыря, 
студент 1-го курса ОЗО МинДС

В конце марта отца Никиту рукоположили в сан иеродиакона. От всего коллектива «Ступеней» желаем доброму другу нашей редакции отцу Никите помощи Божией в служении Церкви. АКСИОС!

Рекомендуем

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.

Издательство Минской духовной семинарии выпустило сборник материалов XVIII Семинара студентов ВУЗов Беларуси

Форум проходил 13-14 декабря 2019 года на базе Минской духовной семинарии в Жировичах. Издание ориентировано на всех, кто интересуется вопросами белорусской конфессиональной истории и богословия.