Как вы отдыхаете?

Как отдыхают учащиеся Духовных Школ? Возможно, некоторым читателям «Ступеней» может показаться, что наши студенты какие-то особенные люди, «не от мира сего». Однако каждый православный христианин в какой-то мере человек «не от мира сего». Мы задали учащимся Минской Духовной Академии и Семинарии (а также учащемуся Института теологии) 3 следующих вопроса:

 1. Какие виды занятий в свободное время и виды отдыха вы считаете допустимыми для православного христианина? Как вы проводите свое свободное время?
 2. Какой конкретный вид занятий вы предпочитаете (вид спорта, род музыки, литературы, музыкальный инструмент и т. п.)?
 3. Отражается ли это в вашей повседневной деятельности, работе? Сказывается ли на отношении к вере?

1Диакон Сергий Мовсесян, студент I курса МинДА

1. Я считаю, что отдых не может быть несовместим с христианской совестью. Стараюсь ориентироваться на слова апостола Павла о том, что «все мне позволено, но не все мне полезно» (1 Кор. 6:12). Не все мне пригодно для спасения.

2. У меня свободного времени не так много. Провожу его в семейном кругу или с друзьями. Иногда читаю или смотрю какой-нибудь фильм. В жанрах я особых предпочтений не имею.

3. Конечно, отражается, потому что то, как человек отдыхает, влияет на его работу. А на отношении к вере, по большому счету, нет.

 

 

2Федор Литвинов, студент 3-го курса Института теологии имени святых Кирилла и Мефодия

1. Считаю приемлемыми различные культурные мероприятия. Например, посещение выставок, библиотек; еще нравится рыбалка и походы.

2. Посещаю выставки, музеи… Еще люблю поиграть на гитаре.

3. На отношении к вере и на повседневной деятельности это сказывается положительно, помогает расслабиться, отвлечься от проблем.

3Диакон Сергий Тимошенков, студент III курса МинДА

1. Я бы не стал говорить о каком-то особом христианском отдыхе. Как справедливо заметил профессор Михаил Михайлович Кириев, «не стоит христианизировать все вокруг».

Я бы вопрос задал немного по-другому: «Какой отдых приличествует православному христианину?» Да и не только православному христианину, но и вообще порядочному человеку. Я бы выделил такие пункты.

Первое—отдых не должен противоречить нравственным законам. Понятно, что если ты учишь людей о необходимости исполнять заповеди, то нельзя смотреть дома порнофильмы… Ну, конечно же, не стоит курить, напиваться до посинения.

Второе—никого нельзя соблазнять. Нехорошо, если из окон квартиры, где живет всем известный христианин, на всю улицу несутся звуки «Rammstein» или любой попсы.

Третье—мне кажется, что, в любом случае, для христианина важно, чтобы отдых был намного меньше по времени, чем работа. Иначе просто не будешь исполнять заповедь: «Шесть дней делай, а седьмой—Господу Богу твоему».

2. Мне приходится очень много работать с людьми, дома почти не бываю. Для меня самый лучший отдых—это побыть дома с семьей, поиграть с дочкой. Но чтобы держать ум в форме, люблю поменять сферу деятельности. Например, порубить дрова, помастерить что-нибудь на природе, позаниматься спортом.

Мозг постоянно бывает напряжен, поэтому приходится давать ему отдых, возможность «потанцевать» под какую-нибудь хорошую музыку. Понятно, что люблю, чтобы пополнить свой запас жизненных идей, почитать что-нибудь интересное. Последним, что я прочитал, была серия рассказов о Фандорине Бориса Акунина. Ну, и постоянная литература, которую я читаю,—о моей любимой Японии, о Востоке.

В любом случае стараюсь, чтобы отдых был всегда интересным. Если уж играть, так играть по-настоящему; если читать, так читать действительно хорошо. Но долго отдыхать не могу, начинаю очень скоро тосковать.

3. Проведение досуга мою веру подкрепляет, потому что, если я занимаюсь чем-то на природе, то восхищаюсь ею; если читаю интересные книги, то пополняю свой миссионерский запас. Приходится много общаться с людьми и постоянно быть интересным. Где-то что-то наматываю на ус, ищу, запоминаю.

Ну, а если играю с дочерью или провожу время с женой, то исполняюсь благодарности Богу за то, что они у меня есть.

4Ксения Белая, воспитанница 1-го курса Регентского отделения МинДС

1. Каждый отдыхает по-своему. Для кого-то отдых—это просто послушать музыку, для кого-то—пойти выпить с друзьями. В то же время осуждать людей нельзя. Просто у каждого своя степень воспитанности. Если у меня в семье непринято было по праздникам выпивать, то это считается чем-то недопустимым для отдыха. Потому что я считаю, что можно отдохнуть и без спиртного. Хотя большинство моих друзей и одноклассников не представляют отдых без алкоголя. В то же время, это не мешало мне отдыхать вместе с ними. Я не чувствовала себя ущемленной, когда не выпивала с ними.

Что может быть допустимо для христианина? Как сказала одна моя подруга, если совесть не мучает—значит, делаешь правильно. Это можно отнести и к отдыху. Если ты отдохнул, и после этого тебя мучает совесть—значит, ты отдохнул неправильно. Я считаю, что христианин должен отдыхать так, чтобы ему потом не было стыдно за то, как он отдохнул.

2. Примером отдыха для меня является то, как я проводила свободное время дома с мамой. Тогда нас у мамы было трое—я, брат и сестра; я—самая старшая. Мы ходили в музеи, на выставки, в картинные галереи… Как только узнавали, что появилось что-то новое, обязательно посещали. Интересно было, когда мы начинали обсуждать все эти картины, выставки: оказывалось, что у каждого свое мнение; в таких случаях узнаешь друг друга лучше. Конечно, на все праздники ходили и в храм. Обязательно по воскресеньям—воскресная школа (для меня это тоже отдых).

Отдых—это смена деятельности. Это не значит, что надо сидеть на диване и смотреть телевизор. Можно почитать книгу, также отдыхом для меня было позаниматься чем-нибудь с младшим братом. Даже когда мне было уже 15–16 лет, все праздники я праздновала с семьей. Когда братьев у меня стало больше, то отдыхом для меня было с одним из них учиться читать, с другим—считать.

3. Одно другому не мешает. Вера и отдых должны быть совместимы. Почему человек, когда приходит в храм, один, а когда приходит домой, то ведет себя с близкими и друзьями по-другому.

Я считаю, что если ты ходишь в церковь, ты должен знать, что тебя всегда видит Господь, и отдыхать, также помня об этом. Нельзя сказать, что вера препятствует хорошо отдохнуть.

5Дмитрий Веретенников, иконописец

1. Как человек семейный, могу сказать, что можно провести время с семьей или уехать на море (тоже всей семьей). На выходные, например, можно поехать куда-нибудь, если есть машина. Если нет, то можно провести время с друзьями на природе. Активный, конечно, отдых. Зимой—лыжи, коньки, санки. У меня, например, это было каждую неделю, когда я учился в Сергиевом Посаде. С этим проблем не было. Мы сели на электричку и поехали по Московской области.

2. Вот раньше, когда я учился, получалось интересно проводить свободное время и отдыхать. Сейчас загруженность работой очень большая. И в какой-то праздник, в субботу, воскресенье, стараюсь куда-то съездить. Раньше больше получалось. Сейчас воскресенье обычно провожу с семьей.

Иногда могу посмотреть какой-нибудь фильм или почитать вечером. Но то, что читаю, обычно связано с искусством, с иконописью. В данном отношении меня интересует византийское наследие.

3. У меня работа особенная, можно сказать, постоянная. Бывает даже, что в воскресенье вечером приходится работать. Моя работа к вере имеет прямое отношение, поэтому отдых отношения к вере не меняет. Иногда даже можно сказать, что отдых для меня—это работа, потому что бывают моменты, когда все забито бытовыми вещами, и приходится писать в выходные.

6Александр Чилей, студент 1-го курса МинДС

1. Для православного христианина приемлемым отдыхом, я считаю, будет, например, чтение книг. Потому что книги не только просвещают человека, но и делают его (если это книги христианского характера) более духовным, а другие книги повышают его интеллектуальный уровень, который очень важен для любого человека.

Также, по моему мнению, для православного христианина было бы приемлемым уделять внимание своему физическому здоровью, т. е. помере возможности поддерживать физическую форму, так как тело—это храм души, и оно также требует порядка.

2. Свое свободное время (когда оно бывает) я стараюсь делить на 2 части. Первую часть посвящаю чтению книг, вторую—поддержанию физического здоровья в тренажерном зале.

3. Учитывая, что я пришел к Православию благодаря литературе, то я не думаю, что знакомство с разноплановой литературой повредит моей вере. Что касается поддержания физической формы, то, т. к. я собираюсь в будущем стать священником, думаю, что священник должен иметь в себе силы нести свой крест, который очень тяжел. Иногда (даже если дух бодр) плоть бывает настолько немощна, что не может воплотить в себе желания духа. Так что тело, я думаю, также должно иметь некую тренировку.

 Материал подготовили 
Иван Кононович, студент I-го курса МинДА и 
Сергей Палатников, студент 1-го курса МинДС

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.