Слово редактора

1В эти радостные Пасхальные дни, когда вся жизнь наша преображена Воскресшим Христом Спасителем, отчетливо чувствуется свежий воздух духовной весны, Божиего покоя, разливающегося по миру. Церковный праздник—это всегда время отдыха от тяжелого труда, время обращения души к Богу. А что такое отдых вообще? Как можно и нужно отдыхать православному человеку?

Святитель Феофан Затворник (да и многие другие святые отцы) не раз подчеркивал огромную важность для христианина помнить о вездеприсутствии Божием. Если бы мы помнили, что в любой ситуации, в любое время Господь видит нас—не только нашу, так сказать, физическую субстанцию, но проницает и наше внутреннее существо—буквально видит нас насквозь («зрит прямо в сердце», по слову святителя Феофана); если бы мы действительно помнили об этом, то жизнь наша христианская менялась бы только к лучшему. Мы бы чувствовали огромную ответственность за все, что делаем. И не только делаем, но и думаем, и чувствуем!

Апостол Павел пишет: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6:12). Очевидно, эти апостольские слова как нельзя лучше дают нам понять, в чем коренное отличие собственно православного отдыха. Христиане называют себя рабами Божиими именно потому, что перестают быть рабами греха.

Вот еще замечательные слова апостола Павла: «Итак, стойте в свободе, которую даровал вам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства» (Гал. 5:1). Всю жизнь—с большим или меньшим успехом—мы учимся ценить бесконечные Божии дары, и один из главных этих даров—свобода. Православный христианин—человек свободный. Господь освободил его от главной тирании—тирании греха, и мы должны ценить эту свободу. К сожалению, бывает так, что и православные христиане предпочитают иногда мнимую свободу мира сего свободе чад Христовых.

Не всякий отдых бывает полезен. Отдых предназначен для того, чтобы человек смог набрать сил для дальнейших трудов. Но бывает так, что после «бурно проведенного» отдыха люди устают еще больше. Для христианина очень важно заботится не только об отдыхе телесном, но и душевном. Так, например, какой-то род отдыха может дать отдохновение телу, но если при этом пострадает душа, то нет от него никакой пользы.

Православный человек понимает, что дух, душа и тело составляют единый целостный организм. Поэтому, когда мы в угоду телесным страстям наносим вред душе, то нарушаем эту целостность (или целомудрие). Итак, христианский отдых должен быть всегда целомудрен.

Поначалу непросто определить, где эта грань, когда для меня, как христианина, начинается уже непозволительное, неполезное. Однако по мере нашего воцерковления (если оно, конечно, развивается правильно), само сердце будет подсказывать нам, какие формы отдыха можно использовать, а от чего лучше отказаться.

Хочется пожелать всем нашим читателям, чтобы светлая и чистая Пасхальная радость всегда сопутствовала нам независимо от того, работаем мы или отдыхаем. Потому что именно такая радость—норма жизни для православного христианина. ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

 Главный редактор 
иеромонах Евстафий (Халиманков), 
студент II курса Минской Духовной Академии

Рекомендуем

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.

Издательство Минской духовной семинарии выпустило сборник материалов XVIII Семинара студентов ВУЗов Беларуси

Форум проходил 13-14 декабря 2019 года на базе Минской духовной семинарии в Жировичах. Издание ориентировано на всех, кто интересуется вопросами белорусской конфессиональной истории и богословия.