Молодость и гниль безразличия

1 (1)Раз в жизни каждый человек получает от судьбы прекрасный подарок – возможность побыть некоторое время молодым. Но дара этого всегда катастрофически не хватает: только возьмешь его в руки, только почувствуешь его аромат, только… опа! – и нет его, а лишь одни воспоминания!..

Молодость

Обидно бывает, если даже воспоминаний нормальных не осталось. И вот ведь незадача – инструкции-то по пользованию молодостью не существует! А как порой нужен такой путеводитель – ведь, как сказал один мыслитель, если ты не знаешь, куда идешь, ты в конечном итоге придешь куда-нибудь не туда.

Но если немного порассуждать, то можно получить такую цепочку рассуждений: во-первых, молодость – это радость; во-вторых, радость имеет свойство приумножаться, когда ты ее кому-то передаешь; следовательно, чтобы увеличить если не время молодости, то хотя бы ее качество, надо как можно с большим числом людей поделиться ею. Поделиться же можно очень просто: поддержать кого-то добрым словом, научить хорошему, заразить жизненной энергией и так далее…

Вот, к примеру, при каком-нибудь храме есть группа православной молодежи. Нередко такая группа называется братством. Но чем эти молодые люди чаще всего занимаются? Пьют вместе чай и читают Священное Писание?! И все?!! Но ведь эти вещи, сами по себе нужные и хорошие, являются только подготовкой к чему-то большему, только способом почувствовать плечо друг друга. После таких собраний самым естественным было бы пойти к людям и поделиться с ними светом евангельских слов, теплотой христианской любви! Но во многих случаях молодежь просто расходится по домам, даже не задумываясь над вопросом – зачем это все: собрания, чаепития, чтения? Странно и непонятно. Как можно прикоснуться к евангельскому огню, получить его частичку в свое сердце, и… закрыть сердце на замок? Да еще будучи молодым, энергичным, полным радости бытия? Вокруг ведь столько мест, где огонек веры, соединенный с энергией молодости и теплотой христианского братства в силах совершить самую настоящую революцию в душах! Детские дома и дома престарелых, хосписы, больницы и дома инвалидов, школы и детские садики… Эх, туда бы направить стопы всех молодых христиан!

Элеонора Рузвельт, супруга 32-го президента США Франклина Рузвельта однажды сказала: «Когда вы перестаете приносить пользу, вы начинаете умирать». Я согласен с этим, как говорится, на все сто. Бездействие – это не жизнь, это – прозябание. Бездействие же молодых – это издевательство над смыслом молодости. Ну а бездействие христиан – это вообще преступление и попытка оскорбить Творца!

Dixi et animam levavi! (Я сказал и облегчил тем душу)

О творчестве

Я всегда по-хорошему завидовал мастерам своего дела. Как же это здорово – привносить в мир что-то новое и совершенное! С чем сравнить чувства, которые испытывает художник после написания чудесной картины, композитор после создания прекрасной музыки, мастер после изготовления нужной детали? Как описать то ощущение, которое охватывает тебя, когда ты буквально чувствуешь, как в твоем творении пульсирует жизненная энергия? Поистине, сладость творения вряд ли можно сравнить с чем бы то ни было!

Но ведь есть много занятий, которые не приводят к созданию чего-либо видимого, слышимого или осязаемого. Как же достичь мастерства в них? Признаться, раньше это меня сильно беспокоило – ведь потребность творить заложена Творцом в самой сущности человека. А как эту потребность реализовать, к примеру, мне, когда все силы и мысли направлены исключительно на организацию деятельности нашего братства, которое, в свою очередь, не производит ничего материального, а занимается духовно-нравственным воспитанием детей и юношества? Мысль об этом поселилась у меня в голове и, наверное, в надежде на долговременное проживание там, потихоньку стала пускать корни.

Но однажды, после нескольких недель напряженной работы меня посетила интересная идея: а ведь создавать свой шедевр можно не только на чем-то материальном – полотне, камне, дереве или на чем-то другом. Его же можно воплощать прямо в жизни! И тогда именно жизнь выполняет функцию холста, на котором ты творишь. А оценить и полюбоваться таким произведением могут те, ради кого оно создавалось – люди.

Когда я понял эту замечательную вещь, то стал относиться к каждой задаче, которая возникает в процессе моей работы, как к материалу, из которого можно создать по-настоящему прекрасное произведение искусства. Инструментами в таком случае будут являться разум, общительность, чуткость к другому человеку, дерзание и, конечно же, сила воли. Вместо красок, глины или дерева можно использовать различные события, время и что-то материальное, вроде транспорта, палаток или гитары. А когда, наконец, все получается, и позади оказывается поездка, поход или концерт, то подобно любому другому мастеру, ты можешь всем своим существом почувствовать движение жизни в созданном тобою шедевре. И пусть твое творение хранится не в музее, не украшает парк и не лежит чернилами на листе бумаги: оно имеет бесконечно лучшее хранилище – память и души детей, для которых ты, собственно, и трудился.

Гниль безразличия

Опять и опять возвращаюсь к больной для меня теме – бездействию многих православных христиан в современном мире.

Человек, знающий Бога (или, хотя бы о Его существовании), обладает бесценным сокровищем, ибо имеет связь с Источником жизни. Но, как говорится, знание обязывает: человек, узнавший Бога, тем самым подписал себе своеобразный приговор – приговор согласовывать свой путь с Его волей. Святой апостол Лука так прямо и говорит в своем варианте Евангелия, что с того, «кому дано много, много и потребуется», и с того, «кому много вверено, …больше взыщут» (Евангелие от Луки, 12:48).

И в самом деле – ведь не сможет человек, знающий о евангельских принципах построения жизни, на Великом и Страшном Суде в ответ на вопросительный взгляд очей Божьих сказать, невинно потупившись: «Прости, Господи, но я не знал ни Тебя, ни Твоей воли! Потому и не делал всего того, чего Ты ожидал от меня»!

Мы – христиане – всё знали: и о заповеди «возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Евангелие от Матфея, 22:39), и о том, что «кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика… не потеряет награды своей» (Евангелие от Матфея, 10:42), и о повелении: «идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Евангелие от Матфея, 28:19).

Тогда как мы объясним Богу – почему мы ничего этого не делали??? Нет способностей? Сил? Времени? Знаний? Это все – чистой воды отговорки. Просто все дело в том, что мы – теплохладны. Нам все равно – лишь бы отсидеться в тишине и спокойствии, где-нибудь в стороне от суеты и напряга… Но «хаты с краю» обычно предназначены под снос, и, согласитесь: не совсем приятно будет оказаться в них под конец этого мира.

Когда и как мы впустили в свои души эту разлагающую гниль безразличия – уже не имеет значения. Важно лишь то, что мы почти превратились в ту самую соль, потерявшую свою силу, о которой говорил Христос.

Но, пока мы живы, ведь еще не поздно все изменить: рядом полным-полно людей, которым мы можем помочь, которых можем поддержать, которым хотя бы просто можем облегчить жизнь. Но – время-то, время! С каждым ударом сердца, с каждым пульсом секундной стрелки шансов сделать это все меньше и меньше. Почему бы не сделать это прямо сегодня? В ближайшие пару часов, например?..

После…

Хорошо отдохнуть на море – после долгих месяцев работы. Хорошо поесть сала с зеленым луком и душистым хлебом – после сенокоса знойным летним днем. Хорошо вновь заняться любимым делом – после недели, проведенной на больничном. Здесь везде определяющее слово – «после».

Согласитесь, есть особый вкус в ощущениях после того, как завершилось что-то значительное: праздник, свидание, учеба или что угодно другое. Люблю я это чувство. Как сейчас вспоминаю…

…Раннее утро, туман над полями, легкая изморозь в воздухе. Почти пустой вагон дизеля, и в усталой полудреме мы с Игорем… За плечами – полсотни шумных и напряженных часов в детском доме. Со старшими беседовали, с маленькими играли. Кого-то утешали, кого-то выслушивали, кого-то немного ругали. Ты был весь, как на боевом посту: каждое детское слово, обращенное к тебе – бесконечно значимо. Каждый взгляд – как экзамен, каждое твое движение несет какой-то смысл. Надо помнить игры, уметь зажечь любую компанию, ответить на любой вопрос…

Но сейчас все это – позади. Устали. Сильно устали, выдохлись… А в комнате общаги ждут пустые тетради и стопка книг: к утру надо сдать семестровое сочинение. А еще какие-то зачеты на неделе… И оценки должны быть хорошие – чтоб через неделю мы опять смогли вот так вот поехать к детям, оставив все в Семинарии… Эх, кому-то не так что-то ответил, кого-то обделил своим вниманием: следующий раз надо будет исправить… И стук колес поезда, и голодное урчание в животе, и сладкая-сладкая усталость после важного дела…

 Диакон Сергий Тимошенков, 
руководитель братства 
в честь преподобной Евфросинии Полоцкой 
при Минских Духовных Школах

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.