О «неудобном» в Священном Писании

1Есть в Священном Писании (имеется в виду Ветхий Завет) такие страницы, которые мы предпочитаем попросту не замечать; пролистываем их и забываем об их существовании. Но ведь они, тем не менее, являются частью все того же Слова Божия. Что же это за «неудобные» места?

Святитель Василий Великий пишет: «Священное Писание боговдохновенно и полезно и написано содействием Святого Духа с тем намерением, чтобы каждая ищущая спасения душа могла во всякое время выбирать себе из него, как из общего хранилища лекарств, нужные для нее целебные средства». Как и все лекарства, тексты все тексты Священного Писания могут быть полезны в нужное время и в нужном случае. Все эти тексты без исключений являются Словом Божьим. В прошлых номерах нашего журнала мы уже рассмотрели, каким образом могут быть полезны для нашей души тексты, например Ветхого Завета, которые описывают грубости и жестокости человека по отношению к человеку и Бога по отношению к человеку. Мы увидели, что эти тексты могут принести духовную помощь людям читающим и знающим их.

Несколько раз в моей практике на увещевание более глубокого и детального изучения Святой Библии приходилось выслушивать даже от людей давно приходящих в храм: «Для чего необходимо глубокое ведение верующему-мирянину всех тонкостей и мелочей, описанных в Библии, ведь главное – познать Бога и молиться Ему? Кроме того, многое, о чем пишет Библия, никак не относится к нашей действительности, а многое даже и противоречит ей, не согласуясь с нашей моралью и нашим мироощущением. От некоторых текстов веет пошлостью, и здравомыслящий человек не может без внутреннего смятения читать их, а неискушенный человек может неправильно понять их и отвернуться от Библии на очень долгое время». Чтобы развеять туман остающихся в нашем сознании проявлений атеистического прошлого, разберём и тему «ведения», а также косвенно некоторые тексты Священного Писания, «провоцирующие» нечистые мысли в нечистых головах. На первый взгляд, в Святой Библии очень много текстов тематики, о которой мы либо стыдимся говорить и думать, либо пытаемся показать как не существующую для нас.

Во-первых, рассмотрим библейское осознание понятия «ведения» и «знания». Здесь мы не будем копать гносеологию Священного Текста, а только обратим внимание на важнейшие аспекты познания Святой Библии как Закона Божьего. В первые века христианства, когда канон Новозаветной литературы ещё не обрёл своего конечного вида, без глубокого знания Святой Библии, а особенно текста Ветхого Завета, и речи быть не могло о причастности к христианству. Блаженный Иероним сказал, что не знающий Святой Библии, не знает Господа Иисуса Христа, указав на сущность Слова Божия как на важнейшую сущность Воплотившегося Бога. В этой параллели реализуется как Божественная, так и человеческая природа Христа. Поэтому Закон Божий раскрывает нам как божественную, так и человеческую реалии.

Эти два измерения мироздания являются началом и концом пути человеческой жизни. Слово Божие задумано Богом как путеводитель человека по дебрям, которые зачастую создает разум, осознающий свою силу и отрывающийся от Бога, проявляющий пагубную для своего бытия самостоятельность. Но без этой самостоятельности человек был бы лишен свойства образа и подобия Божьего. Он бы не был иконой Божества, если бы не обладал самостоятельным выбором. Но истинной иконой Бога является только тот человек, который свободно избрал себе путь добра и любви Бога и ближнего как иконы Бога. Человеческая особь, избравшая себе путь зла, является ничем иным как «обезьяной Бога».

Человек, не имеющий любви к Слову Божьему, не имеет и любви к главной пище своей души, без которой богообщение невозможно, а без богообщения в свою очередь и нет жизни души – душа умирает и человек превращается в опустошенный образ Бога, как вымышленный портрет человека, которого не существовало никогда. Смерть души – смерть вечная и следовательно она эсхатологична, т. е. если душа умирает в вечности значит она не существовала никогда. Она стирается из книги жизни. В библейском богословии знание и ведение непосредственно связаны с внутренним чувством реалий бытия. Именно поэтому и незнание закона не освобождает от ответа. Ведь реалии существуют независимо от того знаем мы их или не знаем. Поэтому неведение Закона Божьего, который является прообразом благодати и любви Божией, не освобождает человека от ответственности перед тем, что он творит в своей жизни.

В книге пророка Осии (Ос. 4, 6) мы читаем вполне конкретные слова: «Истреблен будет народ Мой за недостаток ведения: так как ты отверг ведение, то и Я отвергну тебя от священнодействия предо Мною; и как ты забыл закон Бога твоего то и Я забуду детей твоих». Здесь термин «ведение», т. е. «знание» реализует еврейский термин Даат. Греческий текст Септуагинты использует на этом месте термин Гносис. Латинский перевод Вульгата употребляет слово означающее «наука, знание». Вся эта терминология конкретна и в этом контексте не обладает никакими двоякими значениями. Господь не только отвергает священнослужения, которые совершаются без осознания сущности происходящего, что можно было бы приписать только богословски неграмотному священству. Господь отвергает также и весь народ, для которого знание, ведение и наука, связанные с Богом, Его Законом и Его Словом, являются чужеродными понятиями. О них Господь говорит: «Чем больше они умножаются, тем больше грешат против Меня; славу их обращу в бесславие» (Ос. 4, 7). В этих словах и проявляется очень серьёзное для Священного Писания представление о том, что знание, ведение и познание Бога являются генетически обусловленными. Поэтому в Библии важнейшими антропологическими терминами являются такие термины, которые непосредственно связаны с родоводами, деторождением, половой чистотой и генетическими характеристиками жизни человека как вида. Именно эти понятия связаны с основным опытом богопознания. Вера невозможна без ведения, без знания и познания. Вера в Бога невозможна без ведения Бога, без Его знания и богопознания. Поэтому верующие собраны в потомство Авраама, а «ищущие Бога» в Псалмах в отдельный род, в отдельную генерацию.

Авраам как отец верующих, является родоначальником всех верующих, а все верующие являются его семенем. Поэтому и посвящение Богу происходит именно как обрезание крайней плоти, что является видимым и чувственным знаком посвящения Богу самого существенного для каждого человека – своего семени, своему Творцу. Если человек не посвящает свое семя, т. е. своё генетическое потомство Богу, то речь идёт о богоневедении и, следовательно, как мы это продолжаем читать в книге пророка Осии, неведение Бога делает из человеческого размножения блудодейство. Русское слово блуд содержит в себе корень глагола блудить, блуждать, заблуждаться, т. е. не знать истинного пути. Именно так и рассматривает пророк Осия связь между отсутствием знания, познания, ведения Бога и блудом народа. Блуд как основа идолопоклонства, т. е. главного заблуждения очевиден в словах пророка:

«Будут есть, и не насытятся; будут блудить, и не размножатся; ибо оставили служение Господу… Народ Мой вопрошает свое дерево и жезл его дает ему ответ; ибо дух блуда ввел их в заблуждение, и блудодействуя они отступили от Бога своего» (Ос. 4, 11-12). Поэтому незнание Закона и Бога связаны непосредственно с идолопоклонством, а оно в свою очередь с половой нечистотой, т. е. блудом. Не случайно и ст. 13-14 этой же главы связывают блуд, идолопоклонство и невежество народа воедино: «На вершинах гор они приносят жертвы и на холмах совершают каждение под дубом и тополем и теревинфом, потому что хороша от них тень; поэтому любодействуют дочери ваши и прелюбодействуют невестки ваши. Я оставлю наказывать дочерей ваших, когда они блудодействуют, и невесток ваших, когда они прелюбодействуют, потому что вы сами на стороне блудниц и с любодейцами приносите жертвы, а невежественный народ гибнет». Такие примеры мы встречаем везде в библейской литературе. Именно поэтому блудодеяние – основная помеха чистой жертве и любодейца как правило избегает познание Священного Закона, пробуждающего совесть.

Такие тексты как 15-я глава книги Левит, говорящая об оскверняющих человека истечениях, или 18-я и 20-я главы, подробно описывающие различные половые извращения, в действительности затрагивают темы, которую мы никак не ожидаем встретить в Слове Божиим. Но именно эти темы являются жёстким и бесцеремонным вызовом Слова Божьего греху и его извращённым последствиям в человеческом сознании. Наше общество, как показывает практика, делится по отношению к таким текстам на две группы людей. Первая группа стесняется читать их и, следовательно, подымать такого рода вопросы. Поэтому люди этой группы смиряются с тем, что эти тексты нужно называть «словом божиим» (для таких людей с маленькой буквы). Другая группа видит в «Слове Божием» настоящего врага и пытается закрыть глаза всем, кто обличает современное общество (и с ним зачастую и многих верующих) в очень секулярном подходе к вере и, в частности, к чтению Святой Библии.

Наше общество начинает открыто проповедовать идеи свободной «любви», свободного секса, гомосексуальной «любви», разврата и другой нечистоты. Это и есть покушение на человеческую святость. Толкуя заповедь Лев. 20, 16 святой Ефрем Сирин говорит о нарушении этих заповедей как о «дерзости свободы», за которую человек, совокупившийся со скотиной, должен быть побит камнями до смерти. Священное Писание тем самым не наказывает человека смертью, а показывает, что за свои извращения он несёт ответственность перед обществом сам. Во многих «христианских» странах, такие люди не просто пользуются поддержкой, но они являются поклонниками огромных индустрий, зарабатывающих колоссальные деньги на этих людях, разжигая их страсти и поощряя их «свободу».

История богоизбранного народа показала, что разговоры о вере для всего общества остаются только разговорами и ничем больше. И только каждый отдельный верующий на основании заповедей Священного Писания может достичь чистоты, святости, совершенства в богопознании. Только сам верующий человек может смирить дерзость своей свободы, которую пускает в оборот дьявол. Именно поэтому Слово Божие конкретно предупреждает каждого, кто хочет принадлежать к народу Божьему о путях искушений, о кознях сатаны и о лазейках греха. Священное Писание своими постановлениями о нечистоте и грехе бескомпромиссно выбраковывает из общества богопочитателей людей с перверзным сознанием, указывая на то, что своим почитанием человек создаёт в своём сознании представление о Боге и Его образ. Извращённое сознание видит перед собой не истинного Бога, а извращённого идола, т. к. «чистые сердцем Бога узрят».

Те, кто отказывается признать в предписаниях такого рода Заповеди Бога, в обществе, которое открыто проповедует идеи противоположного содержания, могут уже даже только своим пассивным отношением к этому поддержать неестественные проявления антихристианской секуляризации. Блаженный Феодорит Кирский, толкуя Лев. 15, пишет: «Я уже говорил, что посредством естественного наставляет он в нравственном и одним научает, сколько трудно другое. Ибо если нечисто течение, бывающее по естественным причинам, то тем паче беззаконна похотливость. А также учит избегать и сближения с подобными людьми… Но, если сказал Он, что и непроизвольное оскверняет, то явно, что тем паче мерзко произвольное… Когда сие соблюдалось, делало способнейшими к совершенству».

Именно поэтому, важным будет каждому христианину признать и эти тексты Словом Божием, и лично для себя взять на вооружение знание о том, что же является нечистотой и скверной в человеческой природе. Сказать, что это только заповеди Ветхого Завета и они для нас не актуальны – глупо и антихристиански, так как каждый нормальный христианин признает любое нарушение таких заповедей не просто грехом, но и смертоносной аномалией души. Поэтому и такие «пошлые мелочи и подробности» в Слове Божием часто указывают погрязшему в болоте секуляризации обществу очень конкретные и чувствительные акценты прописных истин. Само Слово Божие, затрагивая такие темы, не только заставляет нас задуматься о внутренней чистоте своей души, но и проникает в самые глубины нашего сознания, пробуждая нашу совесть к ведению не столько великих богословских истин, сколько своего естества и природы.

Таким образом, мы видим, что глубокое и доскональное знание всех текстов Святой Библии – и даже тех, которые фальшиво и антихристиански «не рекомендуются для чтения простых мирян» – является важной частью нашего богопознания. Для людей же, у которых возникают противоречивые мысли во время чтения Святых Книг Библии можно привести высказывание преподобного Иоанна Кассиана Римлянина: «Желающий понимать Священное Писание должен заниматься не столько чтением толкований, сколько очищением сердца от пороков. Если пороки будут истреблены, то по снятии покрывала страстей душевные очи будут созерцать тайны Священного Писания. Ибо оно не с тем открыто Святым Духом, чтобы мы его не знали. Темно же оно оттого, что наши душевные очи закрыты покровом пороков. Если им будет возвращено естественное здоровье, то и одного чтения Священного Писания достаточно будет для понимания истинного смысла его. И не будет нужды в толкованиях, как глаза не нуждаются ни в какой науке, чтобы видеть, если только они чисты и нет тьмы».

В этих словах преподобный Иоанн делает акцент на использовании толкований на Священное Писания как на средство зачастую приводящее читателя к голому знанию, аккумулируя которое человек стремиться не столько к ведению Писания, сколько к тщеславному богатству своего интеллекта, т.е. к знанию поверхностному, которое он сможет предоставить вопрошающему, как свидетельство своего «благоразумия». В духовной жизни такой подход исключён. Если знание не приносит конкретного плода – оно не нужно, а в нашем случае конкретный плод ведения библейских текстов – богопознание и богообщение. Важно помнить, что главным условием знания и ведения является чистота и святость как душевная, так и телесная. Именно на этом и базируется вся библейская гносеология. Ведение и доскональное знание Писания и Бога являются конкретной целью христианской аскетики. Христианская аскетика же в свою очередь является одновременно фундаментом и условием христианской жизни. Чистота и святость являются началом к боговедению, а их уровень – уровнем нашего боговедения. Святитель Григорий Нисский пишет: «Все богодухновенное Писание для читающих есть закон, не только заповедями, но и историческими повествованиями обучающий ведению тайн и чистому образу жизни». На поставленный выше вопрос о необходимости глубокого и досконального знания для мирян-христиан можно ответить, что именно глубокое и доскональное ведение являются показателем качества нашей веры, а уж тем более без стремления к нему быть христианином просто невозможно.

Рекомендуем

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.

Издательство Минской духовной семинарии выпустило сборник материалов XVIII Семинара студентов ВУЗов Беларуси

Форум проходил 13-14 декабря 2019 года на базе Минской духовной семинарии в Жировичах. Издание ориентировано на всех, кто интересуется вопросами белорусской конфессиональной истории и богословия.