Успение Божией Матери

1 (3)В издательстве Минских Духовных Академии и Семинарии готовится к выходу многотомный труд профессора Минской Духовной Академии протоиерея Владимира Башкирова «На пути к Богу: 100 бесед о вере и Церкви». Представляем вниманию читателей беседу отца Владимира на праздник Успения Божией Матери.

У нашего известного богослова и проповедника протоиерея Сергия Булгакова (+1944) я как-то прочитал об Успении Богоматери одну интересную мысль: «Праздник Успения есть Богородичная Пасха, и в этот день надо было бы приветствовать друг друга взаимным пасхальным приветствием: „Пречистая воскресе!“ — „Воистину воскресе!“».

Что он хочет этим сказать? То, что Богородица воскресла и взошла на небо! Она стала первым человеком, который осуществил в Себе конечную цель творения — преображение и прославление человека, а через него — и всего космоса.

Характерно уже само слово «успение». В славянском и древнерусском языках оно означало «засыпание, сон».

Именно так думают святитель Димитрий Ростовский (+1709) «Матерь Божия умирает бессмертной смертью»), и святитель Филарет Московский (+1867): «Видите ли тайны и чудеса Успения Божией Матери? Видите ли торжество земное и вместе небесное? Видите ли легкий, кратковременный туман смерти, сквозь который ясно и величественно просиявает вечная жизнь? Видите ли гроб, превращенный в окно, открытое в невидимый мир, к пренебесному свету?»

Есть древнее предание об Успении Богоматери. Кратко оно выглядит так.

Незадолго до своей кончины Дева Мария поселилась в Иерусалиме, где часто посещала места, связанные с жизнью Своего Сына6. К Её смертному часу в Иерусалим чудесным образом собрались апостолы. Её Пречистое Тело лежало в горнице, и Его осеняло дивное облако. По завещанию Девы, Её Тело погребли в одной из пещер Гефсиманского сада в гробнице Её родителей и Иосифа Обручника. Апостол Фома не успел прибыть на погребение. И когда в третий день для него открыли пещеру, Тела Божией Матери не оказалось в гробнице. Оно было взято на небо.

А у св. Епифания Кипрского (+403) сохранилось даже описание внешности Приснодевы: «Рост Её был средний; цвет лица, как цвет зерна пшеничного; волосы светло-русые и несколько златовидные; взгляд быстрый, проницательный; глаза цветом напоминали масличный плод; брови немного наклоненные, темные; нос средний; лицо не совсем круглое; руки и пальцы продолговатые… У Неё не было никакой гордости, во всем простота, без всякого притворства… Одежды Её были просты, без всяких искусственных украшений. Словом, во всем в Ней проявлялась проникавшая Её благодать».

Но почему Пречистая Дева не миновала смерти? Как могла умереть Та, Которая дала Свое человечество Богу и родила Сына Божия, ставшего Человеком? Та, Которая добровольно стала средством к воплощению и была очищена Духом Святым? Ведь мы же верим, что в День Пятидесятницы Дух Божий сошел на Неё еще раз. И теперь уже Он Сам стал средством Её обожения.

Святитель Филарет Московский видит две причины. С одной стороны, Она Сама добровольно подчинилась условиям человеческой жизни вплоть до смерти, потому что «не хотела пребыть совсем непричастной смерти, когда Её Пребожественный Сын вкусил смерти». Она как бы повторяла вольное истощание (кенозис) Своего Сына, хотя смерть уже и не имела над Ней власти. С другой стороны, с этим Её желанием соединялось особое действие Божественной педагогики. После победы Христа над смертью возникала опасность, что к ней станут относиться с беспечностью, от которой один шаг до отчаяния:

«После решительной победы над смертью нужно было, для возбуждения к подвигу и осторожности в деле спасения душ, показать еще оставшуюся некую силу смерти, и показать в такой личности, которая была ближе всего к участию в победе над смертью». В ком? — В Пресвятой Деве!

И вот эта Личность, носившая в Себе Бога, входит в совершенное единство с Божеством и сидит одесную Сына. На языке Церкви это означает соединение Богоматери с Сыном и вхождение в Его славу. Мне очень нравится, как умно об этом сказал тот же отец Сергий Булгаков: «Богоматерь дала Сыну Своему человеческое естество, Свои тело и кровь. Сын же возвращает Ей его (тело) прославленным Божественной славой и силой, совершенно обоженным, так что Сын и Матерь становятся уже едины в этой обоженности, с отсутствием всякой преграды между Ними».

А это значит, что Она переступила грань, отделяющую нас от будущего века. По мнению святителя Григория Паламы (+1359), свободная от условий времени Она является причиной того, что Ей предшествовало, и одновременно главенствует над тем, что наступило после Неё. Она дарует вечные блага. Именно через Неё люди и Ангелы получают благодать. И вообще, ни один дар не принимается в Церкви без Божией Матери — начала Церкви прославленной.

Успение Божией Матери — древний праздник. Уже В IV веке он был повсеместно известен. Первоначально Успение Богородицы (depositio) совершали 18 января/3февраля, а 15/28 августа отмечали Взятие Её на небо (assumptio). Всеобщее же празднование 15/28 августа установлено в 582 году византийским императором Маврикием (+602).

В общем, Успение — день торжества жизни над смертью и воскресения из мертвых, только теперь не Богочеловека Христа, а человеческой личности — Пречистой Девы Марии, а в будущем — и всех нас. Отметим это в своей памяти!

 Протоиерей Владимир Башкиров, 
профессор Минской Минской Духовной Академии, 
доктор богословия

Рекомендуем

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.

Издательство Минской духовной семинарии выпустило сборник материалов XVIII Семинара студентов ВУЗов Беларуси

Форум проходил 13-14 декабря 2019 года на базе Минской духовной семинарии в Жировичах. Издание ориентировано на всех, кто интересуется вопросами белорусской конфессиональной истории и богословия.