Врата учености

1Наши предки всегда начинали свой путь к знаниям в Церкви: читали Священное Писание, молитвы, церковные книги. Церковь была инициатором развития образования, науки, культуры. Почему же сегодня многие, даже получив всестороннее образование, не имеют представления о Православии?

К 1917 г. в Российской империи действовало около 50 000 церковно-приходских школ, во всех средних учебных заведениях преподавался Закон Божий, в университетах преподавались богословские и церковно-исторические дисциплины.

2 февраля 1918 г. Совет народных комиссаров – первое советское правительство – принял Декрет о свободе совести, церковных и религиозных обществах. Девятый пункт этого документа гласил: «Школа отделяется от Церкви. Преподавание религиозных вероучений во всех государственных и общественных, а также частных учебных заведениях, где преподаются общеобразовательные предметы, не допускается».

Эта норма одного из первых советских законов не преследовала идеал создания «светского» общества, а была началом открытого богоборчества и последовательного и планомерного уничтожения всех религий в стране.

Новая власть, называвшая себя «народной», изгнала Церковь из образовательной системы, которую, по сути, сама же Церковь и создала. Главным идеологическим постулатом, которым оправдывались гонители Церкви, было утверждение, что религиозное мировоззрение ненаучно, а наука не допускает веры в Бога. На самом деле это отношение вдохновлялось отнюдь не «светскостью» а исключительно богоборчеством. Советская атеистическая пропаганда долго насаждала стереотип, что Церковь всегда была против просвещения, образования, науки, способствовала уничтожению ученых и просветителей. Однако элементарное знание истории показывает, что именно в Церкви родилось и образование и наука. Так было и в истории Европы, и в истории России, и в истории Великого Княжества Литовского и Речи Посполитой – тех государств, где жили наши предки – белорусы. Долгое время только Церковь была носителем научного знания и насадителем просвещения, распространителем образования – не потому, что монополизировала все это, а просто потому, что больше никому до этого не было дела.

Вот только некоторые факты.

Славянский алфавит “кириллица” создан святыми Православной Церкви – братьями епископом Мефодием и монахом Кириллом. С изменениями используется до сих пор, в том числе, и авторами атеистических произведений.

Составитель первой русской летописи – преподобный Нестор Летописец – святой Православной Церкви

Издатель первой печатной кириллической книги – диакон Иван Федоров. Изданный им “Апостол” – богослужебная книга, содержащая часть Нового Завета – Деяния и послания апостолов

Первое высшее учебное заведение: в Москве – Славяно-греко-латинская академия – основана в 1675 г.: в Киеве – Киево-Могилянская Академия – основана православным Киевским митрополитом Петром (Могилой) – местночтимым святым Украинской Православной Церкви Московского Патриархата; В Беларуси – Минская Духовная Семинария – основана в 1785 г. в Слуцком Троицком монастыре первым православным архиепископом Минским Виктором (Садковским).

М.В. Ломоносов, основатель первого университета в России «вратами моей учености» называл «Грамматику» епископа Полоцкого Мелетия Смотрицкого и до конца жизни оставался верующим человеком, оставил немало литературных произведений религиозного содержания.

Первой образовательной системой в Российской империи стала сеть духовных семинарий, созданных епархиальными епископами по указу Петра I.

При образовании профессиональных учебных заведений в Российской империи очень часто первые наборы в эти учебные заведениях производились из выпускников или еще учащихся духовных семинарий, имевших отличное общее образование, аналогов которому в то время не было.

Действительно, общий ход развития европейского общества привел к образованию внецерковной науки и образования. Однако, почти в каждом современном европейском университете есть богословский факультет, с которого, как правило, и началась история этого университета.

Возвращаясь к советскому Декрету 1918 г. невольно задаешься вопросом: неужели «светское» советское государство не было готово к диалогу с верующими? Почему оно запрещало преподавать и изучать религию, готовить образованных священников? Советская власть отчасти признала свою неправоту. Новый Закон о свободе совести 1989 г. разрешил Церкви иметь духовные академии и семинарии, богословские институты и духовные училища, воскресные школы.

Сегодня в независимой Беларуси существует опыт, не имеющий аналогов. С 2005 г. работает Институт теологии имени святых Мефодия и Кирилла Белорусского государственного университета. В структуре ведущего государственного вуза существует богословское учебное заведение, двери которого открыты для всех желающих изучать богословские, вести диалог науки и веры.

Минская Духовная Академия на основании соглашений сотрудничает с Белорусской государственной сельскохозяйственной академией, Гродненским государственным университетом им. Я.Купалы, Барановичским государственным университетом, ЧУО Женский институт «Энвила».

Развивается присутствие Церкви в системе среднего образования. Статья 9-я Закона РБ о Свободе совести и религиозных организациях гласит: «Учреждения образования в вопросах воспитательной деятельности на основании письменных заявлений родителей во внеучебное время могут взаимодействовать с зарегистрированными религиозными организациями с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа».

Будем надеяться, что все больше наших соотечественников прислушаются к голосу истории и признают: если Школа родилась в Церкви, то и сегодня им – по пути.

 Протодиакон Павел Бубнов

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.