Анонимные алкоголики: кто они?

1С 2009 года при Свято-Успенском Жировичском монастыре действует группа Анонимных Алкоголиков «Омофор», которую ведет священник Александр Попов. Мы попросили рассказать о. Александра о сообществе Анонимных Алкоголиков, в результате чего появилась эта статья.

Отсутствие информации порождает домыслы, слухи, сплетни, кривотолки. Так вот: Анонимные Алкоголики (АА) – это всемирное Содружество, насчитывающее более 4-х с половиной миллионов членов –мужчин и женщин, объединившихся для совместного решения своих проблем и помощи тем, кто пытается найти исцелением от этой давно известной, но загадочной болезни, называемой алкоголизмом.

Единственное условие для того, чтобы стать членом АА, –это желание бросить пить.

Члены АА не платят ни вступительных, ни членских взносов; мы сами себя содержим благодаря нашим добровольным пожертвованиям, АА не связано с какой-либо сектой, вероисповеданием, политическим направлением, организацией или учреждением, не вступает в полемику ни по каким бы то ни было вопросам, не поддерживает и не выступает против чьих-либо интересов.

Наша основная цель – оставаться трезвыми и помочь другим алкоголикам обрести здоровый образ жизни. АА не занимается агитацией или вербовкой в свои ряды. Не претендует на исключительность своих методов, ни на кого не наклеивает ярлык алкоголика, предоставляя каждому желающему самому поставить себе диагноз.

В основе наших методов лежит программа исцеления от алкоголизма «12 шагов».

Очень и очень многим людям эта программа помогла и помогает освободиться от алкогольной и наркотической зависимости. Главным условием для успешного действия этой программы является честность. Честность, прежде всего, по отношению к себе.

Эти 12 шагов, или этапов, по сути являются христианскими, духовными принципами.

Они настолько просты, что их способен понять даже человек с затуманенным алкоголем или наркотиком сознанием.

Они в то же время так глубоки, что любой из нас может потратить всю свою жизнь на их осуществление и не исчерпает до конца их духовного потенциала.

Святейший Алексий, ныне почивший в Бозе Патриарх Московский и Всея Руси: «Не следует с ходу отвергать и порицать идеи, даже если они рождены вне Православия, которые служат благу людей. Опыт, накопленный в Сообществе Анонимных Алкоголиков и Анонимных Наркоманов, не должен быть проигнорирован в России – напротив, он должен стать предметом пристального изучения…. Если Церковь не будет сотрудничать с обществами Анонимных Алкоголиков и Анонимных Наркоманов, как, впрочем, и со многими другими подобными организациями, успешно работающими во всем мире, то этим займутся секты».

Высокопреосвященнейший Алексий, архиепископ Орехово-Зуевский: «Именно благодаря программе и движению АА, любой человек: атеист, неверующий, маловерующий – может познать Бога и обрести мать-Церковь. …Это промыслительная Программа для многих и многих людей, удивительный подарок Бога измученным людям. …Программа помогает человеку ощущать себя грешником. Но не тем грешником, который грехом пригибается к земле, а тем, который верит в своё освобождение, в своё исцеление, в своё благодатное изменение. Он приходит, чтобы не быть одиноким, чтобы увидеть возможность освобождения от этого недуга. Он видит, что те кто рядом, этот путь обрели. То, что я видел и слышал на собраниях АА, меня поражало беспощадностью людей к себе, такое редко услышишь и на исповеди. …Я уверен, если Церковь будет помогать обществу АА, то в России могут произойти благодатные перемены в решении проблемы алкоголизма, ставшей национальной катастрофой».

В России уже достаточно давно существует комплексный подход к заболеваниям зависимости от психоактивных веществ (ПАВ), изменяющих сознание. Он был разработан Российским благотворительным фондом «Нет алкоголизму и наркомании» (НАН). На основании этого комплексного подхода и была создана методика лечения, использующая мировую практику помощи больным, страдающим зависимостью от ПАВ.

Согласно этой методике ставится задача вначале отрезвить человека и в трезвости помочь ему обрести Бога и Церковь, поскольку для того, чтобы услышать и понять Евангелие, человек прежде всего должен быть трезв. Во всём мире этот способ известен так же хорошо, как, например электричество.

Этот способ – двенадцатишаговая программа, изначально созданная и использованная всемирным Сообществом Анонимных Алкоголиков (АА).

Сообщество АА возникло в Америке в 1935 году, когда два признавших себя алкоголиками человека – Билл Вилсон и доктор Боб – обнаружили, что, общаясь друг с другом, они могут добиться того, на что не были способны в одиночку – оставаться трезвыми.

Оказалось, что если алкоголики встречаются не с целью выпить, а чтобы поделиться опытом и надеждами обретения трезвости, то они понимают друг друга на таком глубинном уровне, на котором их не может понять ни лучший друг, ни любящая жена, ни священник, ни хороший врач.

Вскоре они пришли к выводу, что их трезвость укрепляется ещё больше, когда они делятся своим опытом обретения её с другими, и уже по прошествии нескольких месяцев в Акроне (штат Огайо) стала регулярно собираться небольшая группа трезвых алкоголиков.

Таким образом, эти люди, от которых как от безнадёжных отказались врачи, спасли не только свои жизни, но стали помогать многим другим, страдающим от алкоголизма.

Став основателями Сообщества АА, они помогли в дальнейшем обрести трезвость и начать новую жизнь миллионам других людей. Некоторое время спустя члены возникшего Сообщества решили описать свой опыт. Книга, вышедшая в1939 году, называлась «Анонимные Алкоголики», – так же стала называться и вся организация. Эта книга стала невероятно популярной. В течение нескольких последующих лет алкоголики присоединялись к Сообществу десятками тысяч.

Итак, вот эти «12 шагов»:

  • 1. Мы признали своё бессилие перед алкоголем, признали, что мы потеряли контроль над собой.
  • 2. Пришли к убеждению, что только Сила, более могущественная, чем мы, может вернуть нам здравомыслие.
  • 3. Приняли решение препоручить нашу волю и нашу жизнь Богу, как мы Его понимаем.
  • 4. Глубоко и бесстрашно оценили себя и свою жизнь с нравственной точки зрения.
  • 5. Признали перед Богом, собой и каким-либо другим человеком истинную природу наших заблуждений.
  • 6. Полностью подготовили себя к тому, чтобы Бог избавил нас от наших недостатков.
  • 7. Смиренно просили Его исправить наши изъяны.
  • 8. Составили список всех тех людей, кому мы причинили зло, и преисполнились желанием загладить свою вину перед ними.
  • 9. Лично возмещали причинённый этим людям ущерб, где только возможно, кроме тех случаев, когда это могло повредить им или кому-либо другому.
  • 10. Продолжали самоанализ и, когда допускали ошибки, сразу признавали это.
  • 11. Стремились путём молитвы и размышления углубить соприкосновение с Богом, молясь лишь о знании Его воли, которую нам надлежит исполнить, и о даровании силы для этого.
  • 12. Достигнув духовного пробуждения, к которому привели эти шаги, мы старались донести смысл наших идей до других алкоголиков и применять эти принципы во всех наших делах.

Основа движения АА – группы взаимопомощи. Человеку, впервые столкнувшемуся с этой бедой, трудно самому найти пути решения.

Кроме того, люди страдающие алкоголизмом или наркоманией, часто скрывают свои проблемы и потому очень одиноки. В группах они могут увидеть, что «здесь такие же, как и они», и открыто поделиться своими переживаниями. Когда объединяется опыт сотен людей, он как бы суммируется и помогает многим. Работая в группе по двенадцатишаговой программе, человек начинает понимать, что он живёт в мире, где необходимо просить о помощи Бога, Церкви, других людей.

Согласно традиции АА, группой могут назвать себя двое или более алкоголиков (или наркоманов), при условии, что как группа они сами себя обеспечивают, не привлекая средства извне.

Собрания могут быть двух типов: закрытые – только для алкоголиков, и открытые, где может присутствовать любой желающий или специально приглашенный: например, священник.

Собрания могут проводиться каждый день, три или четыре раза в неделю – как решит сама группа. Для собраний АА характерен доверительный тон, честность, открытость. Для участников собрания дружеская атмосфера позволяет вновь ощутить почти потерянное самоуважение и надежду на обретение долгожданной трезвости. Как правило, скрытность и неискренность обнаруживают только те, кто ещё не признал свою зависимость от алкоголя.

Принципы, обеспечивающие выживание и рост тысяч групп, составляющих АА, называються Традициями. Двенадцать Традиций АА значат для жизни всего Сообщества то же, что и Двенадцать Шагов для выздоровления каждого алкоголика-члена АА. Они представляют собой наилучшие, основанные на практическом опыте, ответы на вопросы: «Как Сообщество АА работает?», и «Каков наилучший способ сохранения единства Сообщества АА и его выживания?».

На индивидуальном уровне анонимность обеспечивает для всех членов АА гарантию того, что о них не станет известно за пределами комнат, в которых проходят собрания – особенно существенно это для новичков.

Однако в своих личных отношениях с людьми члены АА вольны говорить о себе как о выздоравливающих алкоголиках.

Несмотря на беспрецедентный успех АА в излечении алкоголиков, некоторые христиане отказываются признавать эту программу или участвовать в ней по причине её, на первый взгляд, сомнительной духовности, использовании выражений типа «Высшая Сила» и «Бог, как вы Его понимаете». Они убеждены, что заслуживают доверия только такие программы исцеления, которые прямо называют имя Господа Иисуса Христа, а если этого не происходит, то истинность подобного лечения сомнительна.

По мнению митрополита Антония Сурожского, «для того, чтобы АА могло охватить неверующих, воспитанных в среде атеизма людей, слово «Бог» заменили словосочетанием «Высшая Сила, как каждый Её понимает; Сила, более могущественная, чем я». Я встречал людей, которые не верят в Бога, они не могут пока в Него верить, но они уважают Церковь. Для них понятие «Высшая Сила» более приемлемо… Принципы двенадцати шагов не противоречат православным христианским основам… Христианская Церковь говорит нам, что духовность человека подлинна, если человек правильно понял самого себя, своё назначение в мире. Вопрос в том, когда возможно такое правильное понимание? Ответ, заключённый в святоотечественной литературе, таков: лишь тогда, когда человек пытается осмыслить себя в общении с другими людьми, с окружающим миром, а прежде всего – с его Творцом-Богом… Программа Двенадцати Шагов явилась воплощением в конкретную практику человеческих взаимоотношений, заложенных ещё в первохристианские времена смысла понятия «терапия» как совместного служения Богу и друг другу».

Проходя двенадцать шагов Программы, человек обретает трезвость не только в физическом, но и в святоотеческом понимании – отрезвления как пробуждения, совлечения духовной прелести, самообольщённости, он начинает видеть видения себя и свою жизнь в истинном свете.

АА помогли миллионам алкоголиков различных конфессий; алкоголики-христиане могут без всяких сомнений разуметь под «Высшей Силой» Господа Иисуса Христа.

Мы не знаем ни одного алкоголика, чья вера пострадала бы от духовной программы АА, но есть свсидетельства многих христиан, укрепивших свою веру во Христа благодаря общению с христианами-членами АА и своему духовному росту в соответствии с «Двенадцатью шагами».

Святейший Кирилл, Патриарх Московский и Всея Руси, считает, что «никаких богословских предпосылок отвергать Программу АА нет». Девять лет сотрудничества Русской Православной Церкви с группами поддержки, прежде всего АА, помогли сделать определённые выводы:

Очень важно, чтобы группы поддержки действовали при православных храмах, тогда участники собраний начинают так или иначе приобщаться или присматриваться к храмовой жизни. Если священник интересуется жизнью группы, молится за неё и, по крайней мере, один раз в год посещает открытые собрания, участники группы бывают на богослужениях и участвуют в Таинствах

Среди участников групп поддержки, как правило, находится несколько человек, которые стремятся к более тесному общению со священником. Со временем они могут быть активистами группы, церковными людьми, что непременно отразится и на общем духе группы.

В настоящее время многие священники, почувствовав важность и методическую силу этой Программы, открыли на своих приходах группы АА, АН, Ал-Анон – для родственников зависимых, и Ал-Атин – для детей алкоголиков и наркоманов (жены, матери, дети людей, имеющих ту или иную зависимость, являются созависимыми и тоже нуждаются в помощи); чтобы иметь возможность помогать людям, с надеждой обратившимся к Церкви.

Наше общество отнюдь ещё не христианское, очень больное, главный же принцип врача – не навреди. В работе со столь специфическими больными, как алкоголики, наркоманы, а также люди, страдающие от других зависимостей, православному священнику важно помнить, что на первом этапе главная цель его делания – исцеление человека, а не пропаганда даже самых лучших в мире идей. Отношения священника и пациента должны строиться на уважении свободного выбора и достоинства личности.

«Бог бывает гораздо снисходительнее к человеку, чем Его ревностные служители.

Он умеет говорить с людьми на их языке, когда Его язык для них слишком труден. Бог уважает человека, Бог оставляет свободным человека, который порой отказывается от Него.

Но Бог ждёт этого человека и продолжает его любить.

Мы, священники, должны показать это алкоголику», – говорит Алексий, архиепископ Орехово-Зуевский.

 Статья подготовлена 
по материалам брошюры «Страсть, грех или болезнь» 
 игумена Ионы (Займовского).

Полезная информация:

Офис Анонимных Алкоголиков Беларуси: г. Минск, ул. Притыцкого, 60, корп. 1, комн. 331. Тел/факс: (+375 17) 206 79 14; (+375 29) 276 83 17; e-mail: oo_csaa@tut.by
Время работы: будние дни — с 18-00 до 20-00.

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.