Неанонимная взаимопомощь

1Недавно при православных храмах начали работать группы взаимопомощи алкоголиков. Об одной из таких групп нам рассказали священник Дионисий Пясецкий, настоятель храма в честь иконы Божьей Матери «Неупиваемая Чаша» и руководитель группы взаимопомощи «Лествица» при этом приходе Анатолий Владимирович N.

— При вашем приходе существует группа Aнонимных Aлкоголиков. Расскажите о том, как началось это сотрудничество?

О. Дионисий: К нам в храм приходило множество людей с вопросом «как же избавиться от алкоголя?». Иногда это были родственники пьющих, а иногда сами пьющие, но все они задавали мне этот вопрос. Я же только мог ответить, что есть акафист иконе Богородицы «Неупиваемая Чаша». Мог посоветовать только молитвенный путь.

Но все это приемлемо лишь для человека, который уже на пути воцерковления и который осознает свою проблему. А ведь многие не считают алкоголизм проблемой. И даже если человек признается: «Да, я пью, бывают запои по месяцу…»; но алкоголиком при он себя не считает. И как он может обратиться к Богу, если он Бога никак не воспринимает (да и вообще никого не воспринимает!) и просить: «Господи, помоги мне стать на путь трезвости»? Такому человеку еще рано говорить о молитве.

Поэтому мы рассматривали различные пути реальной помощи, чтобы не ограничиваться просто словами: «Молитесь». Молиться большинство родственников не умеют, а пьющие – так тем более. Поэтому со стороны приходящих это выглядело бы так, что батюшка ничем не помог, а просто «отправил».

Видя все это, мы рассматривали разные пути помощи алкоголезависимым. Так мы подошли к обществу Анонимных Алкоголиков и убедились, что их методы действительно работают. Это не значит, что это действует на сто процентов. Процент действия, может, и небольшой, но он есть. На собраниях Анонимных Алкоголиков во время общения пьющие видят разные ситуации, им никто ничего не навязывает, и они находят пути к обретению трезвости. Каждый из членов общества рассказывает о своей жизни, и все ведут себя на занятиях уже несколько раскрепощенно. Каждый видит, что находится среди таких же людей, единомышленников, поэтому человек начинает делиться своими душевными переживаниями. Программа 12-ти шагов – так она называется – постепенно шаг за шагом ведет человека к исцелению. На одном шаге можно задерживаться и день, и месяц, и больше…

Мы взяли у Владыки Митрополита благословение на соответствующее сотрудничество. Этим до нас еще никто не занимался. Год за годом мы присматривались, все наши прихожане усердно молились за приходящих на занятия этих групп.

— Какие формы взаимодействия с АА вы используете?

О. Дионисий: Сама организация Анонимных Алкоголиков не религиозная. Поэтому я не могу навязывать им православную веру. Я имею право им только при их желании в некоторых моментах свидетельствовать о Христе. Цели воцерковления здесь нет. Они могут пользоваться нашей библиотекой и видеотекой (большинство так и поступает), после занятий люди мне задают вопросы.

Православная группа при нашем храме – это уже не Анонимные Алкоголики. Никто своего имени уже не скрывает. Мы взяли у АА (Анонимных Алкоголиков) только 12-шаговую программу. Это действительно одна из достойных программ. Также мы помогаем каждому человеку рассмотреть свою жизнь с точки зрения Десяти Заповедей и Заповедей Блаженств. Здесь каждый приходящий в отличие от АА может прямо на занятии спросить у меня совета. У Анонимных Алкоголиков так делать нельзя. Там каждый выговаривается, но у них есть четкое правило: не давать советов. Мы же даем советы по тем пунктам, которые нам известны. Если кто-то из выздоравливающих алкоголиков имеет какой-то опыт обретения трезвости, то почему бы ему этим опытом не поделиться?

Хотя я в одной статье написал, что методы АА действительно действуют и помогают начать новую жизнь миллионам людей, но, учитывая то, что Программа 12-ти шагов создана в протестантской среде, для людей с православным менталитетом она не всегда так эффективно работает, то есть работает неполноценно. Она ведет к обретению трезвости, но не приводит к Богу. Возможно, все это является следствием длительного периода богоборчества в нашей стране. Люди были отучены искать Бога, поэтому, даже призывая Его в помощь в рамках Программы 12-ти шагов, они не стремятся Его познать. Из этого вытекает, что большинство членов групп АА воспринимают Бога как средство в достижении цели – трезвости, но не как саму цель – спасение души. Поэтому люди, обретая трезвость, не стремятся к обретению духовных и нравственных ценностей. Учитывая это, мы пришли к выводу о необходимости создания конфессионально ориентированных (православных) групп взаимопомощи, содержащих в своей основе. Программу 12-ти шагов, но с духовным направлением.

— Что побудило вас занять такую активную позицию в отношении алкоголя, ведь реабилитация алкоголезависимых, как известно, дело весьма непростое и далеко не всегда благодарное?

О. Дионисий: Как этим можно не заниматься, когда идет такое спаивание населения? Десятилетие назад в так называемых пивнушках завсегдатаями были только мужики с красными носами, а нормальному человеку было стыдно туда даже зайти, чтобы после работы выпить бокальчик пива. Поэтому интеллигентные люди покупали бутылку «Жигулевского», шли домой и тихонько ее выпивали. Сейчас же считается нормальным, если парень, прогуливаясь с девушкой, может в таком заведении посидеть и попить с ней пивка. Тогда как десять лет назад это считалось бы позором. Вот такие вещи меня и побудили к активной деятельности.

— Расскажите, пожалуйста, о таком явлении, как созависимость в семьях алкоголиков.

О. Дионисий: Да, я бы сказал, что алкоголизм – это проблема семейная. Если в семье есть алкоголик, то это не значит, что один он больной, а все остальные здоровые. Если человек болен алкоголизмом, то это обязательно будет сказываться на других членах его семьи. Поэтому мы при проведении занятий с группами делаем акцент на созависимых, то есть родственниках больных. У нас при приходе действует православная группа для родственников «Живоносный источник», занятия в ней провожу я и православный врач-психотерапевт Татьяна Петровна Куприянчик.

Большинство созависимых не осознают того, что своим поведением – своим неправильным отношением к проблеме – они могут вредить алкоголику. Не зря социологи сделали вывод о том, что алкоголики без родственников исцеляются чаще, чем алкоголики в семьях. Семья должна такого человека правильно поддерживать. Потому что поддержка без консультации с психологом может вызывать обратную реакцию. Обычно алкоголик считает, что его первый враг – это мать или отец (если человек молодой); а если семейный – жена. Свою отрицательную роль играет также и то, что духовное состояние человека, который живет с пьющим, уже травмировано. Этот человек уже зациклен на том, что он постоянно контролирует пьющего. Мать или жена алкоголика становятся созависимыми и наносят большой вред как себе, так и пьющему.

Когда человек посещает занятия для созависимых, то он уже понимает суть проблемы. Он сначала разбирается с собой, а только потом переходит к помощи зависимому родственнику. Это правильно, потому что большинство зависимых, не осознавая проблему, на занятия наших групп не приходят. Сначала приходят их матери и жены. Затем они готовят к занятиям и самих зависимых.

— Анатолий Владимирович, что бы вы сказали о методах деятельности своей группы «Лествица»?

Анатолий Владимирович, руководитель группы взаимопомощи алкоголиков «Лествица»: Я сам пришел к анонимным алкоголикам около пяти лет назад. И я знаю общество АА уже изнутри. Сразу скажу, что путь избавления от алкогольной зависимости, предлагаемый Анонимными Алкоголиками – это самый эффективный путь, который вообще удалось придумать человечеству. Достаточно только принять Программу 12-ти шагов и человек постепенно становится трезвым. Это настолько непонятный факт, что объяснить его пока невозможно. C точки зрения медицины, алкоголизм – это неизлечимая болезнь. Но можно жить и с этой неизлечимой болезнью, если не пить. Поэтому это позволяет жить полноценной жизнью любому алкоголику, который не пьет.

Находясь в Церкви – я пою в церковном хоре уже много лет, окончил школу катехизаторов – я, тем не менее, не пришел к такому результату, к какому пришел теперь, будучи членом общества АА. Парадокс: именно алкоголики дали мне трезвость. Но часто я нахожу непонимание в среде алколголиков как человек православный. То есть меня коробили многие вещи. Например, обращение к Богу как к «Высшей Силе» и т. п. Были и другие люди, которые понимали, что в этой программе не все может удовлетворить верующего православного человека.

Поэтому возникла идея собрать людей, которые тоже понимают эту проблему, для дальнейшего духовного роста. Просто не пить – это мало. Человек может и в трезвом виде совершать самые неблаговидные поступки. Все, что мы имеем в Заповедях Божьих и Заповедях Блаженства, эта программа (12-ти шагов) не дает. Там много говорится о духовности, но практических средств для ее достижения не предлагается. Об избавлении от других грехов и страстей вопрос там вообще не ставится. Для православного человека это выглядит, конечно, странным.

Поэтому возникла идея создать эту группу: тоже алкоголиков, но людей, которые хотят совместить принципы Анонимных Алкоголиков с православным учением, что, по моему мнению, является важной задачей. Я знаю, что есть много людей, которых отталкивают некоторые моменты в методах АА. Здесь же мы действуем как раз для таких людей, которые являются людьми церковными и страдают алкоголизмом. Поэтому, я считаю, что за такими группами в нашем секуляризованном обществе большое будущее. Наша группа является первой на этом пути, и я думаю, что мы должны идти вперед вместе с Церковью. И название «Лествица» как раз отображает лествицу Иоанна Синайского, по которой мы будем карабкаться к познанию Бога.

— Взгляды священников на проблему алкоголизма и наркомании зачастую различаются. Некоторые считают, что нужно использовать чисто церковный метод борьбы: молебны, акафисты, проживание в монастырях, посты, обеты воздержания, паломнические поездки и т. д. В то же время другие священники приветствуют и поддерживают практику АА. Как Вы думаете, с чем связано такое различие во мнениях?

О Дионисий: Мы выбрали что-то среднее. Что касается акафистов, надо сказать, что церковно-славянский язык, на котором они читаются, не всем понятен. Большинство приходящих – невоцерковленные. Они стоят на акафисте и ждут магического действа. Сходил такой человек на акафист, пришел домой и видит, что близкий все равно пьёт. Ну… еще раз схожу, а, может, подействует…

Знаете, я не поклонник Анонимных Алкоголиков, я сторонник сотрудничества с ними. Идеальный вариант – это если бы при каждом храме были группы и Анонимных Алкоголиков (для вообще нецерковных людей) и как их аналог православные группы: для людей верующих, православных. Сразу начать говорить человеку, далекому от Церкви, о заповедях Христовых очень сложно. Он вообще не знает – Кто такой Христос. Этот человек сидит на группе и только смотрит: где, что стянуть, что загнать, чтобы выпить…

Такое, кстати, случается. У нас, бывало, пропадали иконы в храме, которые низко висят…То есть пришел человек – ему говоришь о Христе, а у него мысли совсем о другом: ведь проблема-то у него зудит, надо выпить, надо выпить!..

Поэтому для таких людей, наверное, будет более эффективным группа Анонимных Алкоголиков, где принимают человека на достаточно низком нравственном уровне, говорят с ним на равных. А когда человек уже начинает духовно расти, он видит, что этого мало. Надо что-то как-то с нравственностью менять. Он уже приходит в православную группу. И там уже делается акцент на духовное развитие человека.

— Некоторых священников смущает то, что на собраниях АА участники во время заключительной молитвы держат друг друга за руки. Но самым главным камнем преткновения является выражение: “Высшая сила – Бог, как каждый Его понимает”. Хотя в программе говорится о Господе, о Боге, Который есть Любовь. Но понятие “Высшая сила” предлагается для неверующих алкоголиков и наркоманов, а таких очень много. Каково Ваше мнение по этому поводу?

Анатолий Владимирович: Давайте я отвечу на этот вопрос. Дело в том, что держаться за руки – это далеко не общепринятая традиция. И она говорит только о том, что мы просто близкие люди – всего лишь. Она не относится к идеологии Анонимных Алкоголиков. Собрания разных групп совершенно по-разному заканчиваются. Так что это (взяться за руки) – только «местечковая традиция». На это не стоит особо обращать внимание. Она просто помогает где-то людям проникнуться единством.

А что касается понятий «Высшая сила» и «Бог, как каждый Его понимает»… На самом деле, это очень важный момент для тех людей, которые пришли вообще без всякой веры. Приходят ведь и атеисты – люди, которые вообще не признают Бога. Как с ними быть? Хотя бы они признали, что существует, если не Бог, то, по крайней мере, некая высшая сила – и все. И, кстати, для нашего атеистического общества, эта программа, может быть, гораздо актуальней и нужней, чем даже для американского. Потому что у нас атеизма все-таки остается по-прежнему гораздо больше, чем у тех же американцев.

Именно поэтому для людей, которые далёкие от Бога, программа Анонимных Алкоголиков с такими понятиями как «Высшая сила» очень помогает. Меня как человека православного такие выражения, конечно, коробили всегда, но потом как-то привык и все. Теперь я не обращаю на это внимание, а для других людей это звучит соблазнительно. Для алкоголиков это может быть такой соломинкой, чтобы не идти на группу… Но если нецерквоынй или совсем неверующий человек все-таки идет к Анонимным Алкоголикам, то потом он может уже прийти к Богу (стать православным христианином) по-настоящему. Но это уже следующий этап.

— Есть убеждение, что сколько алкоголика не переубеждай, сколько ему доводов ни приводи, – все бесполезно. Так ли это? Помогает ли Ваше Общество беседами, разъяснениями? Может, оно с какой-то другой стороны подходит к этой проблеме?

О. Дионисий: Алкоголику читать лекции о том, что пить вредно – это просто смешно. Никакой пользы в этом нет. Каждый алкоголик понимает, что это вредно, но, тем не менее, зависимость от алкоголя настолько велика, что он слышит и не слышит, ничего с собой делать не будет, пока не начнется внутренняя работа над собой.

Поэтому мы таким образом никому об этом не говорим. На каждой пачке сигарет написано, что курение вредно для здоровья, но, тем не менее, все, кто курит, еще от этого вдруг просто так не сказал: «Ой, вредно, курить не буду». Некоторые медицинские работники, которые пишут о вреде, например, табакокурения, сами имеют эту привычку и не собираются бросать (мне приходилось с такими сталкиваться). Можно читать лекции на тему, что «как ты смеешь, да как ты можешь, да посмотри на себя», но силы воли это не прибавит. То есть сказать зависимому человеку: « Да ты возьми себя в руки. Силу воли какую-то прояви», будет пустой тратой времени. Так же можно сказать больному туберкулезом или ангиной: «Возьми себя в руки, прояви силу воли: не кашляй…»

— В России до революции был свой опыт борьбы с алкоголизмом – братства трезвости, которые в начале XX-го века получили широкое распространение. Они тоже создавались при храмах и работали под руководством священников. В чем их отличие от современной работы священника в рамках АА?

О. Дионисий: Как я уже говорил, сейчас уровень духовности нашего общества такой, что братства трезвости не совсем применимы. У народа нет духовного образования. Люди не знают, как придти в церковь, как перекреститься, как подойти к исповеди… Не знают самого основного, что должно быть в жизни каждого православного христианина. Здесь организовать общество трезвости и читать лекции о вреде алкоголя бесполезно. Люди не имеют необходимой почвы для такой работы. Я думаю, что такую почву как раз и готовят в православных группах взаимопомощи по системе 12-ти шагов. И мы надеемся, конечно, что в дальнейшем православная группа взаимопомощи перерастет в Общество трезвости (или Братство трезвости). Но это все в перспективе. Пока об этом говорить еще рано.

— Человеку, страдающему алкоголизмом, или его родственникам, если они выступают инициаторами лечения, трудно бывает сориентироваться в методах, которыми тот или иной врач предлагает лечить это заболевание. Не могли бы Вы рассказать о том, какие методы лечения существуют в наркологии на сегодняшний день? Есть ли среди них такие, которые являются неприемлемыми для православных христиан? Каким методам можно доверять, а каких следует опасаться?

О. Дионисий: Работать должны совместно – и священники, и психологи, и нарокологи, т.е. все в одной связке, потому что дело у нас общее. В отношении наркологических диспансеров в Минске, например, нет ничего противоестественного, что может привести человека в тупик. Но надо строго разграничивать обязанности всех сторон: психологов, священников и медработников. Задача наркологических диспансеров – это чтобы человек не умер. Дальше этого вопроса они не идут. К ним поступает человек в состоянии алкогольного отравления, у него печень и почти все находится в пораженном состоянии. И какой же метод лечения? Его промывают растворами и делают кислородные ванны. Вот эти два пункта, которые помогают человеку, чтобы он от большой концентрации алкоголя в крови не отравился и просто не умер. Они его выводят из критического состояния, подлечивают, но проблема остается – человек все равно хочет пить. Ни один наркологический диспансер от пьянства/алкоголизма еще никого не избавил.

Но я не говорю, что наркодиспансер бесполезен. Он нужен, потому что только человеку, пришедшему в более менее нормальное – вменяемое – состояние, можно что-то говорить о Боге и о трезвости. Пьющему человеку об этом говорить бесполезно, поэтому деятельность наркологических диспансеров необходима. Нам нужно работать в связке: из наркодиспансера человек может уже придти в группу самопомощи. Потом может пообщаться со священником. Но с каждым человеком надо очень осторожно работать , вести его.

А вот что действительно опасно, так это какие-то многочисленные частные центры в многочисленных объявлениях, где гарантируют быстрое исцеление… То есть это дело поставлено просто на бизнес: люди делают деньги на том, что матери или жены готовы отдать все – только чтобы родной человек не пил. Но человек после этого, может, пить и бросит, зато он превратится в негодяя, будет курить, как паровоз, или нюхать что-нибудь… Таким образом проблему, болезнь, просто перемещает, но не лечат. Если болезнь трудная, значит, будет тяжелый и трудный способ ее преодоления – легкого пути не будет.

— Отец Дионисий, что бы вы сказали тем из наших читателей, кто, возможно, нуждается в исцелении от алкогольной зависимости?

О. Дионисий: Если среди них есть те, которые живут в столице или в непосредственной близости, могут связаться со мной или с нашим приходом, и мы постараемся помочь. Как конкретно – или в группе Анонимных Алкоголиков или в православную группу взаимопомощи, – мы уже будем смотреть на месте.

Если человек живет где-то далеко от Минска, я бы посоветовал для самих зависимых все-таки обратиться в группы взаимопомощи Анонимных Алкоголиков в их местности. И, конечно, обратиться к священникам с просьбой о молитве.

Проблема эта – глобальная, мы только сейчас подходим к каким-то методам ее решения. Я не могу посоветовать в какие конкретные группы по Беларуси можно обратиться, потому что во многих местах их просто еще нет.

Надеемся, что в ближайшем будущем по нашему опыту где-то в других городах или деревнях постепенно тоже будут образовываться подобные группы взаимопомощи группы.

 Материал подготовил 
Палатников Сергей, 
студент 2-го курса МинДС

Дорогие братья и сестры! На приходе храма в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша», где служит о. Дионисий, работают две группы взаимопомощи для зависимых и созависимых (родственников зависимых). Вы можете обращаться туда за помощью.
Для зависимых: православная группа «Лествица» и группа общества Анонимных Алкоголиков «Спасительная Чаша».
Для созависимых: православная группа «Живоносный Источник».
Группы работают по адресу:
Православный приход иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша», г. Минск, ул. Менделеева, 4.
Тел. (8-017) 299-59-74;
Телефон о. Дионисия: (8-029) 313-25-68

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.