Праздник Покрова Богоматери

1 (2)Что значит для нас, православных христиан, один из великих и очень любимых в нашем народе праздников – праздник Покрова Пресвятой Богородицы? На эту тему размышляет преподаватель Минских Духовных Школ и Института Теологии БГУ доктор богословия протоиерей Владимир Башкиров.

14 октября — праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Слово «покров» — редкое. Я заглянул в иностранные словари и оказалось, что перевести его на другие языки почти невозможно. Оно звучит и по-английски «рrotection» (защита), и по-немецки «оbhut» (попечение, покровительство), и даже на близком нам польском — «оpieka» (опека): очень буднично и прозаично.

Но восточные славяне с давних пор полюбили этот праздник, и потому, наверное, вложили в его название ощущение особой теплоты и материнской ласки.

В честь Покрова строилось много соборов и церквей — больших и малых, богатых и скромных. Вспомним, хотя бы, строгий и величественный храм XII века Покрова на Нерли около Владимира или изящный Покровский собор на Красной площади в Москве, известный еще как храм Василия Блаженного. И до сих пор их немало в городах и селах Белоруссии, России и Украины.

Один из таких Покровских храмов я помню с детства. Он был превращен в склад и стоял запущенный и угрюмый. На его центральном фронтоне когда-то была фреска. Там в окружении нескольких фигур стояла Богородица с покрывалом (или, по-церковному, омофором) в руках. Со временем фреска поблекла и выцвела, фигуры уже не были видны, но омофор так и оставался целым, как бы взывая к совести людей: «Ну, зачем вы отказываетесь от Божией Матери? Разве вам так лучше?»

Омофором называлась риза Пречистой Девы (от греческих слов «omos» — «плечо» и «fero» — «ношу») — женский головной убор на Востоке, что-то вроде покрывала на голове и плечах. Это — символ совершенства и славы Пречистой Девы. Ведь, по верованию Церкви, Она — первая человеческая личность, Которая вошла в совершенное единение с Богом и тем самым осуществила в Себе конечную цель, ради которой был создан мир.

Известный на христианском Востоке богослов XIV века Григорий Палама (+1359) так описывает Её небесное достоинство:

«Она стала бессмертной после смерти и Единственной, Кто с Телом пребывает на Небе вместе с Сыном и Богом, Средоточием и Источником всякого блага. Она ушла из среды людей и вошла во Святая Святых, а затем снова вернулась к людям и открыла источник освящения, чтобы все могли участвовать в нем. Она переступила грань времени, отделяющую нас от будущего века.

Поэтому свободная от условий времени Дева Мария стала Основанием тех, кто был прежде Неё, Предводительницей тех, которые после Неё. Она — Подательница вечных благ, Основание пророков, Начало апостолов, Утверждение мучеников, Она — слава живущих на земле и Радость пребывающих на Небе. Она — Красота всего творения, Верх и Совершенство всего святого».

Но праздников не создают даже самые блестящие проповедники. Нужно какое-то церковное событие, которое дало бы ему начало. Так было и с Покровом.

В 910 году при императоре Льве VI Мудром (+912) на Византию напали арабы. Война с ними велась уже несколько веков, и была крайне напряженной и изнурительной. Но тут возникла угроза столице империи. И, как обычно, народ прибег к помощи Пречистой Девы. В храме Богородицы в квартале Влахерна у бухты Золотой Рог толпы народа вместе с императором молились целую ночь. И вот под утро известный в городе юродивый Андрей увидел Пресвятую Деву, стоящую на воздухе и покрывающую людей Своим омофором. Андрей, не веря своим глазам, с изумлением спросил своего ученика Епифания: «Видишь ли, брат, Царицу и Госпожу всех, молящуюся обо всем мире?» Епифаний только и смог сказать: «Вижу, отец, и ужасаюсь!»

Молва об этом событии разнеслась по всему городу, люди воодушевились — и вскоре арабы отступили от границ Византии.

Интересно, что греки праздника Покрова не знают. Он появился на Руси и, возможно, уже в домонгольское время. Наш известный церковный историк академик Евгений Голубинский (+1912) высказывал такое предположение. На Руси строилось немало храмов в честь константинопольской Влахернской церкви. Так как видение произошло именно в этой церкви, то кто-нибудь из основателей или настоятелей таких храмов пришел к мысли установить в память видения праздник. Он был сначала местным, но скоро сделался общим, потому что нельзя было не сочувствовать его идее и цели — прославлять Покров Божией Матери и молиться о нем. Во всяком случае, со 2-й половины XIII века его уже находят в русских календарях.

Есть у праздника Покрова и духовный смысл, и вот он-то касается каждого из нас. Пресвятая Богородица, как Мать, держит Свой покров над каждым человеком: все для Нее — сыновья и дочери. Причем, не только верующие, но и строптивые, как бы далеко от Бога они не ушли. Надо только почувствовать, как Она нужна мне в моей, да — именно в моей жизни, — и обязательно ощутишь Её помощь.

Ну, а в сам праздник хорошо было бы хотя бы вздохнуть к Ней словами из церковной молитвы: «Покрой нас Своим покровом и избави нас от всякого зла!»

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.