Прилежное моление

1«Рцем вси от всея души, и от всего помышления нашего рцем»… Почему моление, начинающееся этим призывом называется «сугубым»? О значении особо прилежного моления на Божественной литургии рассказывает преподаватель Минских Духовных Школ протодиакон Павел Бубнов.

Объяснение Сугубой ектении

В греческом чине Божественной литургии Сугубая ектения озаглавлена как «Прилежное моление». Само церковнославянское прилагательное «сугубый» означает двойственный, двойной. К примеру, в Догматике 8-го гласа мы поем: «…Един есть Сын, сугуб естеством, но не ипостасию». Однако ектения сугубая получила такое название, по мнению протоиерея Григория Дьяченко, от «усугубленного, с особенной теплотой души и дерзновением произносимого моления к Господу». В своем объяснении отец Григорий использовал уже русское прилагательное «усугубленный», имеющее и в современном русском языке значение усиленный, превосходящий, а не двойной. Прилежное, усиленное и усердное моление подчеркивает троекратное (а не одиночное) пение хором или народом «Господи помилуй» в ответ на прошения ектении.

«Рцем вси от всея души, и от всего помышления нашего рцем»

«Рцем» — значит скажем, произнесем, вознесем нашу молитву Богу от всей души, от всего сердца, от всего ума – соберем все мысли наши и устремим их только к одному Богу.

«Господи Вседержителю, Боже отец наших, молим Ти ся, услыши и помилуй»

«Вседержитель» — греч. «Пантократор». Господь есть Царь всего созданного мира, ангельского и физического. Он Своим Промыслом поддерживает жизнь каждого из нас, помогает нашим благим намерениям, а наши падения, немощи и грехи исправляет и направляет к добрым последствиям.

«Боже отец наших» — так называли Бога ветхозаветные праведники, подчеркивая этим внутриродовую преемственность знания Бога. В христианской Церкви не все могут сказать, что их предки были верующими. Для нас «вера отцов» — это вера святых отцов – праведников, святителей, преподобных. Вера Православная это – «вера отеческая».

«Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молим Ти ся, услыши и помилуй»
«Еще молимся о Великом Господине и Отце нашем Святейшем Патриарсе Кирилле и всей во Христе братии нашей»

Молитва о епископе является неотъемлемой частью любого «прилежного моления».

«Еще молимся о богохранимей стране нашей, властех и воинстве ея, да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте»

Смысл и значение данного прошения соответствует такому же прошению в Мирной ектение (см. статью о Мирной ектенье).

«Еще молимся о братиях наших, священницех, священномонасех и всем во Христе братстве нашем».

Это прошение пришло в современный чин литургии из практики иерусалимских обителей, насельники которых входили в братство Святого Гроба Господня. Именно оно имелось в виду в словах о «всем во Христе братстве нашем». В греческом чине литургии добавляются еще «иеродиаконы и монахи».

«Еще молимся о блаженных и приснопамятных святейших патриарсех православных, и создателех святаго храма сего и о всех прежде почивших отцех и братиях, зде лежащих и повсюду, православных».

Как мы видим, Сугубая ектения содержит достаточно обширное прошение об усопших, что делает не вполне оправданным повседневное включение в чин литургии отдельной заупокойной ектении, предназначенной лишь для специальных заупокойных литургий, совершаемых в храме над гробом почившего. «Приснопамятные» — незабвенные.

«Еще молимся о милости, жизни, мире, здравии, спасении, посещении, прощении и оставлении грехов рабов Божиих, братии и прихожан святаго храма сего».

Милость Божия к человеку – это не просто снисхождение, прощение грехов, а та неоскудевающая благодать Божия, которой только и может жить человек на земле.

Жизнь. В греческом языке православного богословия различаются две жизни: «Зои» — жизнь дарованная Богом Адаму и всему человечеству, жизнь, полнота который исходит от Бога и является общением с ним. «Виос» (или «Биос») – жизнь человечества, потерявшего связь с Богом, живущего автономно, без-божно. И вот в этом прошении, в греческом тексте литургии стоит слово «Зои». Мы просим Господь дал нам «жизнь с избытком» (Ин. 10,10).

Мир. О том что такое настоящий мир см. размышления в статье о Мирной ектенье.

Здравие. Здоровье для современного религиозного человека, наверное, самый главный предмет молитв. Главное – не забывать, что здоровье телесное зависит от здоровья душевного.

Спасение – это наша главная цель.

Посещении – здесь мы просим, чтобы Господь всегда был с нами Своею защитой над нами.

Прощении и оставлении грехов – мы грешим и падаем, но просим Господа помочь нам встать и жить дальше по Его заповедям.

«Еще молимся о плодносящих и добродеющих во святем и всечестнем храме сем, труждающихся, поющих и предстоящих людех, ожидающих от тебе великия и богатыя милости».

Плодоносящие – приносящие в храм дары – все, что необходимо для совершения богослужения и благолепия храма.

Добродеющие – благотворители – безвозмездные жертвователи храма.

Труждающиеся – в церковной древности это члены погребальных братств, которые безвозмездно совершали погребения бездомных и бедных.

Поющие – в древней церковной практике певцы входили в число церковнослужителей и посвящались особым чином. Те, кто сегодня поет в храме должен осознавать всю высоту и ответственность своего служения.

Предстоящие – те, кто сейчас в храме предстоит Богу с усердной молитвой, а не ходит туда-сюда, разговаривает, или мечтает.

В заключение Сугубой ектении священник читает тайную «Молитву прилежного моления»

 Протодиакон Павел Бубнов, 
кандидат богословия

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.