Что такое вера?

1 (9)С таким, казалось бы, банальным, но на самом деле в высшей степени сложным вопросом мы подошли к преподавателю Минских Духовных Школ доценту протоиерею Сергию Лепину. Как всегда, отец Сергий размышляет о тайнах веры через призму философского взгляда на жизнь.

— Дайте Ваше определение веры. Что это такое?

— С одной стороны, сразу хочется процитировать апостола Павла: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр.11:1). К слову, определять веру через уверенность – не совсем правильно с точки зрения логики.

А с другой стороны – я бы, пожалуй, добавил, что вера есть еще уверенность и в видимом. Иначе откуда расчет на то, что все оно именно так, как ты видишь?

Без веры невозможен не только религиозный, но и чувственный, да и рациональный опыт. Вера – непременное условие не только спасения, но и познания. Вера есть согласие жить, работать, познавать дальше, несмотря на то, что ни о чем мы не можем сказать законченно и исчерпывающе.

Вера есть мера рационально, чувственно и\\или утилитарно обоснованного допущения, правомерность которого подтверждается или опровергается соответствующими практиками в дальнейшем.

С одной стороны, это начало и условие религии, а с другой – ее цель. Мы можем описать веру как чувство, как состояние ума, как состояние воли, как совокупность добрых дел. В общем, в каждой конкретной исследовательской ситуации нам придется делать актуальное рабочее определение веры.

У святых отцов мы тоже найдем множественные определения веры ввиду многогранности и динамичности этого феномена и ввиду того, что святые отцы – это разные люди.

— Каковы источники веры в человеке? Можно ли заставить человека поверить? Является вера Божественным даром или она присуща каждому человеку с рождения?

— Все, что мы имеем с рождения – это тоже дар. Каким бы образом Бог ни сообщал знания о Себе (естественным или сверхъестественным), Источник Откровения всегда Он – Бог.

Думаю, с рождения нам присуща не сама вера, а ее возможность – причем, в разной степени и качестве: одному – так, другому – иначе. Дух один, а дары различны.

Конечно, вера как некая сфера жизнедеятельности тоже имеет своих гениев, а где есть гении, там есть и проблема (классический пример – история Моцарта и Сальери): одни от утробы матери были отмечены благодатью, а другие получили дары на определенном жизненном этапе.

Думаю, вера есть та сфера, в которой человек наиболее свободен от всяческих порабощающих его внешних обстоятельств – настолько, насколько позволяют ему его же собственные страсти.

И сама вера есть способ освобождения и степень свободы. Можно дать повод человеку поверить, но заставить – нет. Вспомните евангельских книжников и фарисеев: они сопротивлялись даже чудесам. Иногда человек знает что-либо, а поверить в это не хочет или не может.

— Что относится к предметной области веры? Какие вещи могут быть восприняты только с ее помощью?

— Если учесть то, что я сказал в ответе на первый вопрос – все! Вера есть фундамент всякого восприятия реальности. И вера есть способ расширения ее границ. Все есть вера, не верите?

Но если брать веру уж в очень узком смысле, то предметом веры становится все необходимое для спасения человека – все необходимое для достижения религиозных идеалов, «единого на потребу». Хотя разница между необходимым и неважным очень относительна и созерцается, опять же, очами веры.

— Вера и разум соотносятся или они автономны? Имеются ли между ними противоречия?

— В человеке нет ничего автономного: все связано со всем. И, в то же время, в нем все так противоречиво! Человек, пораженный грехом, всегда исполнен противоборствующими тенденциями в своей природе: это могут быть взаимоисключающие стремления и чувства, это могут быть разнонаправленные волевые акты. Вера, разум, чувства, воля, поступок – единство всего этого не дано нам, а только задано. Мы должны, став новым творением во Христе, достичь целомудрия – цельной мудрости, слаженности, собранности.

В этом смысле преодоление расстроенности и разлаженности человека есть задача поступательного развития личности на онтологическом уровне.

Однако противоречия между верой и разумом иногда суть не более чем формальная терминологическая проблема, не касающаяся сути самих понятий.

Иногда вид противоречия между верой и разумом принимают конфликты двух вер или двух рациональных концепций – людям, увы, свойственно обвинять друг друга то в недостатке разума, то в недостатке веры.

— Бытие Бога доказуемо или вера всегда слепа?

— Вопрос о доказательстве бытия Бога сложен и состоит из трех частей: вопрос о доказательстве, вопрос о бытии, и вопрос, собственно, о Боге. Каждая из этих частей имеет ряд подвопросов с бесконечным множеством нерешенных проблем.

Но, в принципе, из этих нерешенных проблем состоят и многие другие вопросы гуманитарных дисциплин, что не мешает им считаться научными и рациональными.

Я думаю, что богословие еще и фору даст некоторым отраслям гуманитарных знаний! Вера (если не говорить о ее вырожденческих видах) – это определенное видение вещей, прозрение, даже созерцание невидимого, т.е. того, чего не видят другие, неверующие. Подвизаться добрым подвигом веры – это значит держаться вечной жизни (см. 1 Тим.6:12). Фанатизм – это путь противоположного направления, ведь «фанатос» по-гречески означает смерть.

— Насколько выражение Тертуллиана «верую, ибо абсурдно» может служить для нас правилом или примером?

— Ну, не стоит забывать, что в истории кроме этой максимы Тертуллиана были и другие. Давайте вспомним хотя бы созвучный по лексике принцип Августина-Абеляра: «Понимаю, чтобы верить» и принцип Ансельма Кентерберийского: «Верую, чтобы понимать».

Полагаю, что взятый сам по себе принцип Тертуллиана ошибочен, но если иметь его в качестве паритетного с указанными мной двумя принципами, то он вполне уместен. В любом случае нужно помнить, что это всего лишь модели, репрезентативность которых зависит от контекста их использования.

 Материал подготовил
Сергий Палатников,
студент 2-го курса МинДС

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.