Добрый волк или жестокий заяц

1Социально-экономическое и политическое развитие общества отнюдь не означает и развитие в людях их нравственных качеств. К сожалению, чаще бывает, как раз, наоборот. Одним из самых тревожных симптомов, которые мы видим сейчас повсеместно, есть проявление в людях жестокости.

Жестокость — морально психологическая черта личности, проявляющаяся в бесчеловечном, грубом, оскорбительном отношении к другим людям, причинении им боли и даже в посягательстве на их жизнь. В юридическом смысле жестокость — это особо брутальные способы совершения преступлений.

Жестокость может быть преднамеренной и непроизвольной, реализующейся в определенных действиях, вербальном поведении (причинение мучений словами) или в воображении: фантазирование, оперирующее образами истязаний, мучений людей или животных. Причём, широко известны случаи расщепления сознания, сосуществования жестокости по отношению к людям и сентиментальности по отношению к животным. Жестокость может быть сознательной и неосознанной.

Парадоксальным является сочетание распространенности и устойчивости жестокости с её неодобрением большинством населения. «В нескольких собравшихся вместе людях накапливается жестокость, которой нет и быть не может у каждого в отдельности» (George Savile Halifax). «Мне трудно сказать, почему людей радуют не столько добрые, сколько дурные дела, особенно в тех случаях, когда они их не затрагивают» (Giovanni Boccaccio).

Вместо бессмысленных сетований по поводу несовершенства человеческой натуры попытаемся разобраться в истоках жестокости. Сосредоточим внимание на психологических корнях феномена человеческой жестокости.

Вековая традиция в мировой психологической науке (Charlotte Buhler, Helmut Remschmidt, Sigmund Freud, Anna Freud, William Stern, В.М. Бехтерев, Л.С. Выготский, П.И. Ганнушкин, В.В. Ковалев, А.Е. Личко, Д.И. Фельдштейн и другие) отклоняющееся от нормы поведение неразрывно связывает с общей теорией развития человека и теорией развития психики.

Жестокость есть уродливое порождение инстинкта самосохранения, искажённого стремления к самоутверждению, недостатков воспитания, особенно в детские годы.

Все-таки как-то не увязывается образ малыша — такого солнечного карапуза — со словом «жестокость». Ну, как милое создание может причинить кому-то боль и страдания? А, оказывается, может!

Признанный факт — дети могут быть жестоки. Причины тому различные. Ребёнок может ожесточаться из-за того, что близкие ему люди, прежде всего мать, мало прикасаются к нему. Но самое главное — это выражение таким способом своего детского гнева. Если ребёнок не радуется, не имеет положительных эмоций, рано или поздно негативные переживания выйдут наружу в виде непредсказуемой жестокости — гнева, который ребёнок ещё не умеет выражать, но он выходит изнутри как следствие какой-нибудь несправедливости. Иногда — это может быть проявление мести. И первыми под руку попадают братья, сёстры, другие дети, хотя причина гнева, скорее всего, направлена на старших. Чаще всего, по отношению к родителям.

Дети очень чувствительны. Даже если в семье нет открытых ссор, но имеет место наличие неразрешенных конфликтов между родителями, тщательно скрываемое напряжение, фальшивая вежливость (гробовое молчание супругов, например), эмоциональная отчуждённость или даже враждебность — все это могжет быть таким же разрушительным для психики ребёнка, как и громкая сcора.

В данной ситуации сохранение семьи любой ценой не всегда идёт на пользу детям. Дети, как правило, отображают атмосферу семьи и своим агрессивным поведением пытаются рассказать о своём каком-то внутреннем дискомфорте.

Жестокость порождает только жестокость. Многие дети, подверженные жестокому обращению, впоследствии начинают жестоко обращаться и со своими детьми. Более того, они могут начать совершать очень жестокие преступления. Многие заключенные, например, подвергались жестокому обращению в детстве. Психологические последствия от жестокого обращения с детьми необратимы.

В своё время Антон Макаренко говорил, что ребёнка надо воспитывать так, чтобы у него сформировались подсознательные «тормоза» для негативных поступков. Этот принцип не утратил своей актуальности. При помощи консультаций, проводимых с ребёнком, можно научить его справляться со своей болью и злостью.

Кто-то «свалит» всё на соответствующее воспитание: попустительство. Но даже и тут нельзя сказать ничего однозначного. Можно баловать ребёнка до безобразия, делать для него всё. Холить-лелеять. А потом, когда что-то будет «не по его» (как он привык), он возьмёт нож в руки.

Самое интересное — обычно у этих детей нет никаких причин, для того чтобы совершать эти ужасные и совершенно глупые поступки. Речь идет о детях из вполне благополучных семей, где родители им мало чего запрещали. Может в этом и кроется причина жестокости. Любящие родители выращивают из своих детей маленьких монстров, не знающих ни жалости, ни доброты. Они знают лишь слово «хочу». Слово «надо» им неведомо.

Или же напротив, если ребёнка всю жизнь лупят за что угодно, ничего не позволяют, никогда не поощряют, не хвалят, то, в конце концов, и он может взбелениться. И будет ли он неправ?..

Ещё одна, как правило, обозначаемая причина — «дурные» гены. «А, да он весь в отца-придурка!» Слышали? Думаю, слышали. Но и тут: как можно говорить об однозначности? И в семьях чудо-педагогов порой растут …ммм… не очень распрекрасные дети.

  • Отчуждение от друзей.
  • Низкая самооценка.
  • Стеснительность и неуверенность в себе.
  • Агрессия/враждебность.
  • Злость.
  • Плохие отношения со сверстниками и/или с представителями противоположного пола.
  • Употребление наркотиков и/или алкоголя.
  • Неуспеваемость в школе.
  • Безразличие.
  • Отсутствие целей в жизни.

Все вышеперечисленные пороки можно объединить одним словом ? гопота. Для таких субъектов не существует ничего святого. Поистине, здесь, как это подметил Alfred Adler, сказывается потребность в психической компенсации, в связи со всё возрастающим объёмом тягостного и принудительного приспособления.

Известный француз Pierre Boiste не зря сказал: «Не злите детей ? кто хочет драться в детстве, тот будет убивать, когда вырастет». Наиболее податлива к девиантному (вызывающему) поведению молодёжь, особенно лишённая благоприятных условий социализации. Злокачественная агрессия, деструктивное поведение являются составными частями асоциального или антисоциального поведения.

В журнале «Social Psychiatry and Psychiatric Epidemiology» я прочитал новое исследование английских учёных, из которого следует, что молодые мужчины (двадцати с лишним лет), живущие с родителями под одной крышей, более жестоки, чем те, кто живёт отдельно. «Самый распространенный сценарий ? это жестокость вне дома, жертвами которой чаще всего становятся посторонние люди. Жестокость ? это лишь частное проявление гедонистического и социально-негативного поведения, которое включает также злоупотребление алкоголем, наркотиками, рискованное сексуальное поведение. Всё это более характерно для молодых мужчин, которые не живут вместе с постоянной партнершей, не обязаны заботиться об оплате проживания, кормить детей. В наше время, в отличие от других исторических периодов, молодые мужчины, живущие с родителями, часто продолжают получать от них финансовую поддержку. При этом их доходы не отличаются от доходов тех, кто живёт отдельно. Таким образом, у этих молодых мужчин больше средств на выпивку и развлечения, что отчасти объясняет возникающие проблемы», — объясняет профессор Jeremy Coid

В Великобритании к этой категории относится лишь 4% всего мужского населения, однако по статистике за последние пять лет эти мужчины совершают 16% преступлений, связанных с жестокостью.

Влечение к жестокости распространенно настолько широко, что рассматривается почти как норма. Friedrich Nietzsche считал его именно нормой и полагал, что оргии жестокости выступают в качестве фундаментального фактора в истории всего человеческого рода. Подобного рода извращённые влечения, связанные с сексуальной сферой, известны как садизм и мазохизм. Но сексуальная холодность (фригидность) также связана с влечением к причинению страданий, с жаждой власти и могущества, которая проявляется в виде удовольствия от истязаний. Не случайно особенно тяжелые проявления жестокости называются зоологическими.

Жестокие люди невыносимы в семье, тяжелы в трудовом коллективе. Я заметил, что часто (но не всегда) человек, не знающий любви и дружбы в своём детстве, естественно имеет синдром недостатка внимания, но от жестокости, которую ему причиняли в детстве и в подростковом возрасте, отвергает людей и, таким образом, не получает желанную любовь и дружбу.

По мнению Karl Jaspers неспособность общаться с другими и приспосабливаться к ситуациям (из-за сниженной способности к эмпатии) развивает совершенно иной тип асоциальности. Субъективно эта неспособность ощущается как нечто весьма мучительное. Любой контакт становится пыткой, и потому человек стремится их избегать, предпочитая уединение. Это и является причиной страданий индивида. Подавляя в себе социальные инстинкты, он испытывает тоску по общению и любви. Его асоциальность становится заметна окружающим. Застенчивость перемежается в нём с бесцеремонностью. Все его внешние проявления неумеренны. Поведение противоречит принятым нормам. Он чувствует реакцию окружающих и поэтому всё больше и больше замыкается.

Есть разные типы людей. У моего знакомого есть особенность, которая развалила всю его жизнь. Всякий раз, как человек с ним доверчив и, особенно, если нуждается в любви, мой знакомый испытывает потребность немедленно оттолкнуть и оскорбить, которая срабатывает, как он говорит, помимо его воли, и он не успевает удержаться. Срабатывала даже по отношению к его больному ребенку, когда тот умирал. Знакомый всякий раз жестоко кается и снова все повторяется. Семья у него распалась. Ребёнок умер.

Он остался один. Сейчас находится в тяжелейшем душевном состоянии.

В данном случае агрессия, накопившаяся в детстве, ищет выход наружу, вот человек и срывается на окружающих. Я думаю такие люди (по крайней мере, многие из них) всё понимают, но не многим хватает смелости признаться себе в этом, и соответственно пересмотреть свои комплексы. Точнее, они не могут признаться в этом перед окружающими людьми. Это ведь нелегко.

Представьте, человек живёт в своём сером, сыром, но таком привычном, мирке, и вдруг он рушится. Всё, чем можно было оправдать свои поступки и взгляды, оказывается самообманом. Человеку приходится заново строить свою картинку мира. На это не каждый решится. Есть узкий круг друзей, хороших друзей, а большего не нужно. Кто-то боится впустить к себе в душу постороннего и борется с собой, чтобы не проявлять нежность. Ведь вдруг потом опять оттолкнут?

Конечно, в большинстве случаев люди не бросаются друг на друга с когтями и зубами. Они поступают иначе. Они научились убивать словами, с наименьшими затратами умственных и физических сил, убивать сердце жертвы изнутри. Энергетический вампиризм уже вполне известное и распространенное понятие. Из всей природы только человек получает наслаждение от унижения себе подобного. Только человек намеренно поступает так, чтобы навредить другому.

На мой взгляд, причиной человеческой жестокости являются две основные проблемы.

Многие согласятся, что первая главная причина жестокости в сегодняшнем мире — это эгоизм. Семена эгоцентризма, посеянные ещё десятилетие назад так называемым поколением «Я», породили общество, большинство членов которого сосредоточены в основном на самих себе.

Во-вторых, жестокость есть всегда результат страха, слабости и трусости. Жестокость всегда проистекает из бессердечия. Глупость и тупость порождает новые преступления, и не всегда это физические проявления, а зачастую душевный садизм.

Есть и другая сторона жестокости.Когда человек заставляет себя делать вещи, которые для него болезненны, но правильны ? это жестоко, потому что правильные вещи бывают и неприятными, и болезненными. Быть честным тяжело, быть внимательным к людям сложно, развивать себя больно.

Получается, есть плохая, а есть хорошая жестокость. Кого можно назвать жестоким? Учёный, заражающий себя болезнью, чтобы её изучать? Ребёнок, за своим инстинктом исследовать окружающее, не понимающий, что делает больно, например кошке, дергая её? Животные убивают, это вряд ли можно назвать жестокостью. Они не осознают своих действий, не испытывают от процесса удовольствия — просто в их мире такие законы.

Жестокость возникает там, где есть желание и конкуренция, или идея, всё оправдывающая, или ощущение нереальности происходящего, непонимание, к чему приводят твои действия.

Почему насилие несёт в себе черты необъяснимого магнетизма? Что же происходит с нами? Почему от зловещей тени не свободен даже мир детства? Кто виноват в явных проявлениях агрессии в детской среде: общество, система воспитания или родители? Как можно предотвратить или взять под контроль агрессивное поведение?

Теорий по педагогике, научных трудов по психологии, монографий по психиатрии писано-переписано… А ответов-то, извините, нет. На эти вопросы каждый должен ответить для себя сам.

Приступая к аналитическому осмыслению проявлений жестокости, я бы отталкивался от человеческой обусловленности. Ещё Immanuel Kant, исходя из понимания природной необходимости и нравственной свободы, разграничивает антропологию на «физиологическую» и «прагматическую». Первая исследует то, «… что делает из человека природа…», вторая — то, «… что он, как свободно действующее существо, делает или может и должен делать из себя сам».

 Дмитрий Левчук, 
психолог

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.