Остаться вместе в вечности

1Сегодняшние наши гости – священник Владимир Коляда и его супруга Ксения. Все студенты Минских Духовных Школ знают и любят эту семью, потому что и батюшка, и матушка – очень живые, веселые и в то же время глубокие люди. Именно поэтому мы и решили познакомить наших читателей с ними.

— Отец Владимир, расскажите, как Вы оказались в Жировичах, в Семинарии.

— В девятом классе мы с братом приехали в Жировичи на праздник Успения Пресвятой Богородицы. Я помню ту длинную подготовку к Причастию (мы готовились до часу ночи)… Утром мы пришли на службу, и больше всего меня поразило пение семинарского хора. Я никогда не чувствовал такого трепета, во время службы: несколько раз пробежали мурашки по всему телу – от пяток до кончиков волос. Меня это очень впечатлило и запало в душу.

Через два года, когда я заканчивал школу и стоял перед выбором, куда поступать, у меня были разные возможности – мне всегда нравилась музыка, и врачом я тоже хотел когда-то стать, и спорт меня увлекал… В Минской Духовной Семинарии, куда в конце концов поступил, я стал и врачом, и музыкантом, и спортсменом… и священником!

— Матушка Ксения, а как Вы здесь оказались?

— Я была очень маленькой и болтливой девочкой. Однажды, когда мне было 10 лет, мы приехали к отцу Николаю Гурьянову на остров Залит. Он благословил мою старшую сестру стать иконописцем. Мне стало немного завидно, и я решила подойти и попросить благословления стать регентом, т.к. моя мама также была регентом. Я попросила, и отец Николай меня благословил. Так что с 10 лет у меня не возникало другой мысли, кроме как поступить в регентское училище. Я собиралась поступить в Минское духовное училище.

В десятом классе, поскольку я уже была большой болтливой девочкой (смеется), меня мама направила на исправительные работы в Жировицы. У меня оказалось много друзей в Жировицах. Поэтому я и решила поступать сюда. Моя мама меня благословила, хоть и не хотела от себя отпускать. Я думаю, что это был Промысл Божий.

— Что за «исправительные работы»?

— На огороде (смеется). Просто меня тут взяли в более жесткие рукавицы. Как вид наказания, меня оставили тут работать, вместо того, чтобы поехать отдыхать. Но, как говорит моя мама, за послушание и за исполнение пятой заповеди я получила все.

— Отец Владимир, вопрос к Вам. За время учебы Вы присматривались к кому-нибудь как к будущей супруге, или же просто жили, не задумываясь о таких вещах.

— Если честно, до Пасхи пятого курса я никогда серьезно не думал о том, что когда-нибудь буду жениться, или о монашестве. Я просто жил, работал, был увлечен своей жизнью и той средой, в которой Господь дал мне жить.

Впервые мысли о жене или семье появились к концу третьего курса. Вокруг меня было столько девушек, но я никогда не думал о женитьбе, просто работал, учился, жил. Но вообще, к концу третьего курса, видимо, уже время подошло – нужно было как-то определяться к окончанию семинарии.

— А ты, Ксения, мечтала о принце? И как выбирала, ведь говорят, что женщины иной раз занимают более активную позицию.

— Так ведь в Семинарии двести принцев (смеется). Это он меня выбрал. На самом деле, когда мне кто-то намекал на отца Владимира, я всегда говорила что-то вроде: «Вы что, зачем такому хорошему молодому человеку жизнь портить».

На втором курсе я спросила у своей подружки, кто, по ее мнению, может быть женой Вовы Коляды, и она ответила, что не знает, но сама точно не потянула бы (отец Владимир смеется). Это было, когда мы делали газету для Братства. Кстати, именно в Братстве мы и познакомились.

— Как вы оказались в Братстве?

Отец Владимир: Как-то на третьем курсе меня в коридоре остановил отец Сергий Тимошенков, и предложил поучавствовать в работе над подготовкой детского журнала. Он присматривался к людям, видел, кто проявляет активность, и, заметив, что я постоянно езжу к детям в школы и другие учреждения, предложил пойти в Братство. Когда я туда пришел, сразу понял, что это именно то, что нужно моей душе, моему сердцу – возможность дарить любовь и тепло другим.

Ксения: А я вообще не знала о существовании Братства. На первом курсе подруга мне рассказала, и я была очень удивлена и обрадована. К сожалению, та девушка, которая меня туда привела, не осталась в Братстве.

— У вас были какие-то совместные послушания, поездки?

Отец Владимир: Это был тот путь, который Господь уготовил нам, чтобы мы встретились – совместные мероприятия, поездки в детские дома, встречи детей в Жировичах, газета, другие общие дела – все это помогало мне познать характер, нрав и душу Ксении.

Ксения: Я очень хорошо запомнила один случай, когда мы ездили в Клецк. Мы с отцом Владимиром держались за руку, стоя во внутреннем дворике школы, а вокруг бегали и веселились дети.

Потом в машине он мне сказал, что хотел бы себе двенадцать детей. Я ему ответила что-то про крепкое здоровье его будущей жены, а про себя кое-что подумала (смеется)…

— С чего начались ваши отношения?

Отец Владимир: В совместных поездках и других делах я осознал, что Ксения – именно тот человек, с которым я хотел бы прожить эту жизнь и уйти в Вечность.

Ксения: В первую очередь, мы были друзьями. В наших отношениях не было страсти, скорее тихое, спокойное согласие.

Мы потом обсуждали, что в хороших отношениях не место безумной любви, ведь любовь – это дар Божий, и этот дар нужно беречь. Как я уже сказала, наши отношения были скорее дружескими, и потом мы просто решили узаконить их венчанием.

Отец Владимир: Еще один интересный момент. В начале Великого Поста я пришел к своему духовнику, и рассказал ему – мол, так и так, нравится мне та девушка, надо мне решить, что делать. Батюшка посоветовал потерпеть до конца Поста. А на Пасху мы уже решили пожениться.

Ксения: Самое интересное, что если бы Владимир подошел ко мне в начале Поста, ничего бы, к сожалению, не произошло. Но, слава Богу, все обошлось, и мы договорились пожениться.

— Почему вы назвали сына Самсон?

Отец Владимир: Было много разных вариантов, все подходили: и Владимир, и Николай, и Иоанн, и Павел. Мы записали все наши желания, и добавили имя Самсон, дабы не обидеть святого (дело в том, что на день рождения нашего сына приходилась память святого, имя которого было Самсон). И никто не предполагал, что я вытяну именно эту бумажку.

— Какие отношения у вас с родителями?

Отец Владимир: Я считаю, что во всех нормальных семьях родители должны хорошо уживаться с детьми, помогать друг другу. Вопреки распространенному мнению, у меня прекрасные отношения с тещей, мы дружим, хорошо понимаем друг друга и находим общий язык.

Ксения: У меня немного тяжелее в этом плане. Но, я думаю, что это зависит в большей части от меня, да и разница в менталитете играет роль. Полесские люди просто немного другие, но, я думаю, с Божьей помощью, все будет хорошо.

— В православной семье глава – муж, и Вы, Ксения, с этим согласились. А кто у вас идейный вдохновитель и организатор?

Ксения: Мы как-то вместе приходим к каким-то идеям, но окончательное решение принимает глава семьи.

Отец Владимир: Меня впечатлили слова моей будущей жены, когда она говорила о том, что будет слушать мужа, советоваться с ним. Искренность и чистота этих слов повлияли на мой выбор.

Ведь вы знаете, в современном обществе все борются за равноправие, независимость – даже в пределах семьи. И когда я услышал о смирении и послушании в супружеской жизни от молодой девушки, я был тронут.

— Как связан ваш приход в Братство и опыт ваших родителей с идеями православной семьи?

Ксения: Наши отцы – оба священники, у Самсона – двое дедушек священники и отец священник. Моя мать – очень сильная женщина, но, несмотря на это, она всегда приходит за советом к своему мужу, она никогда не будет ничего делать против его слова.

Есть слова, которые прочно запечатлены в моем сердце: «Семья – это очаг, но чтобы огонь горел и тепло было ровным, палочки должны лежать вместе, а не порознь». Для этого нужно быть добрыми друзьями.

Отец Владимир: Для меня самый главный пример в жизни – это пример христианской любви. Каждый жизненный перекресток был подтверждением правильности выбора в послушании, смирении и следованию своим путеводным звездам. Для нас это Христос, вера и Церковь.

— Матушка Ксения, не тяжело ли тебе совмещать учебу и послушания в качестве мамы и ученицы? Да и дома, наверное, работы хватает.

Ксения: Тяжеловато. Но я мало что делаю (смеется). Я могу полагаться на батюшку и на свою веру.

Отец Владимир: На самом деле, я четко понимаю, что первые месяцы после родов очень тяжелы в жизни женщины, и поэтому стараюсь часть дел взять на себя. Все равно Ксения молодец, она очень старается.

— Где Вы сейчас служите, отец Владимир?

— Я служу в сестричестве деревни Русаково, где проживают 5 монахинь по принципу скита. Когда была первая моя служба в этом месте, как раз на Пасху, я был очень удивлен, оказавшись на пасхальной службе без пономаря, без дьякона, будучи сам всего лишь несколько недель священником. Для меня это было надежным испытанием, когда за неделю-две на практике испробовал многое из того, что изучал в семинарии. Я стал и пономарем, и дьяконом, и священником.

Община очень дружная, и все в прекрасных отношениях друг с другом. Один раз в месяц мы совершаем ночные литургии. Матушки поют особыми напевами, очень спокойно и умиротворенно. Дух семинарской гонки сразу утихает, можно спокойно помолиться и забыть о проблемах – то, что и нужно человеческой душе.

— Как вы молитесь?

Ксения: Раньше мы молились вместе, но сейчас я вынуждена находиться в постели и кормить ребенка, а батюшка читает молитвы.

— Что на данном этапе является вашими целями и устремлениями в жизни?

Отец Владимир: В принципе, глобальная цель нашей жизни – спасение. Это самая главная макроцель. А цель «микро» – это вот, маленький человек, которого нужно растить, воспитывать, помогать ему.

Хочется построить дом, чтобы было еще много детей, которых можно было бы воспитывать. И нести свет людям. Как бы ни обыденно звучали эти слова, как бы они не были все время на слуху – к сожалению, мало кто хочет по-настоящему их слышать. Хочется что-то делать, быть нужным и семье, и братству, и людям. В ближайшее время наши планы – съездить навестить всех наших крестников.

У нас дома бывает много детей. Так как жилье мы снимаем, хозяевам не всегда это нравится. Мы оба из многодетных семей, и у нас есть потребность в постоянном общении. И мы хотим, чтобы и с нашими детьми было так же. Для кого-то один ребенок – уже трудность, а для кого-то 10-12 еще не предел.

— Отец Владимир, изменились ли Ваши взгляды на служение священника с тех пор, как вас рукоположили?

Отец Владимир: Я даже не представлял себе, какую власть дает Господь священнику. Поразительно, когда стоишь у престола и молишься о людях, о всем мире, чувствуешь себя таким маленьким и видишь величие Божие…

Ксения: Радостно видеть глаза батюшки, полные жизни, после ночной литургии…

— Любите ли вы принимать гостей, часто ли они бывают в вашем доме?

Ксения: Я очень люблю принимать гостей, стараюсь, чтобы они были сыты и чувствовали себя, как дома. Иногда мне даже неудобно перед батюшкой, когда я сообщаю ему, что придет много людей, а он, уставший, возвращается домой.

Мы любим посидеть допоздна, попеть песни, и это не всегда нравится хозяевам дома. Но нам всем хорошо и весело, так что у нас часто полон дом народу.

— Что бы вы хотели пожелать нашим братьям и сестрам, начинающим свой духовный путь?

Отец Владимир: Студентам семинарии и выпускникам – не тратить время впустую, а использовать его максимально эффективно для себя и других. Если студент семинарии уже здесь научится быть человеком, быть христианином, научится отдавать – потом ему будет легко. Хочется пожелать христианской любви, учиться этому и совершенствоваться.

Ксения: А я пожелаю, чтобы люди были спокойными и медленными, как природа. Чтобы они видели красоту вокруг себя. Еще надеюсь, что редакция журнала «Ступени» не забудет про нас лет через двадцать, когда у нас будет целая стайка детей (смеется).

 Материал подготовил 
Радион Альховик, 
студент II курса МинДА

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.