Путем любви

1Что такое документальное кино сегодня? Какие темы оно поднимает, какие ставит перед собой задачи? Каким путем и куда оно ведет нас? Над этими вопросами размышляем вместе со студией во имя мученика Иоанна Воина при Свято-Елисаветинском монастыре г. Минска.

В России, Украине и Белоруссии ежегодно для телевидения делается более 3000 часов документальной продукции. При этом мало кто знает, что теледокументалистика обязана своим рождением и своим расцветом кинематографу Вертова и Флаэрти, Ликока и Якопетти. Их новации и сейчас царят в эфире. Хотелось бы, чтобы с экрана телевидения с нами говорили на их художественном языке, а не на жаргоне «кровавой» журналистики. Чтобы авторы, в погоне за аудиторией, искали не «остренькие» темы, а поднимали зрителя на высоту духовно-нравственных ценностей.

Именно такие задачи ставит перед собой коллектив студии во имя святого исповедника Иоанна Воина при Свято-Елисаветинском женском монастыре г. Минска. Руководит студией монахиня Иоанна (Орлова). Она стала автором первого фильма «Путем любви» (2006 г.), снятого по благословению духовника монастыря протоиерея Андрея Лемешонка. Фильм рассказывает необычную историю возникновения обители из православного сестричества, духовно окормляющего пациентов Республиканской психиатрической больницы. Строительство монастыря началось в 1999 году с нескольких рублей, которые вместе с благословением дал своему духовному чаду отцу Андрею известный всему православному миру старец Николай Гурьянов.

С момента основания видеостудии в 2005 году прошло не так много времени. А фильмография коллектива насчитывает уже 10 документальных фильмов, участие в международных кинофестивалях «Золотой витязь», «Сретение», «Покров».

Началось все в 2001 году с выпуска записей духовных бесед и проповедей отца Андрея. На сегодняшний день основные проекты аудиостудии – это записи акафистов, церковных песнопений, серия детских православных музыкальных сказок и спектаклей, аудиокниги по творениям и житиям святых отцов, песнопения в исполнении праздничного хора монастыря под управлением инокини Ирины (Денисовой).

Олег Михайлович Горанский, помощник оператора:

«В нашей студии домашняя, дружеская обстановка. Вначале мы были мастерской, сейчас выросли в студию. Народ у нас разный, своеобразный. Это и понятно: все люди творческие, каждый со своим опытом, со своим взглядом. С Божией помощью мы пришли к сегодняшнему дню…»

Каждый фильм студии – это поиск Бога, через боль и падения, потери и болезни. Как говорит один из героев фильма «Братия»: «Падение – неизбежная часть восхождения». Режиссер фильма Элла Милова раскрывает непростые истории жизни людей, которые уже никому не нужны.

«Первая икона, созданная Богом – это человек. Но грех вошел в человека и икона замаралась. И, как опытный реставратор с любовью и терпением восстанавливает икону, так и Господь восстанавливает Свой образ в человеке», – эта мысль, высказанная матерью Руфиной в начале картины, показывает на примере людей, страдающих алкоголизмом, наркоманией и тех, кто отсидел долгое время в тюрьмах, бесконечность Божьей любви. В 2008 году фильм «Братия» получил первую премию в конкурсе документальных фильмов на фестивале «Покров» в Киеве.

Еще один фильм студии «Иного пути нет» (2007 г.) раскрывает проблему наркомании и алкоголизма, указывая на то, что это болезни эти – не только физические, психологические, но, прежде всего, духовные. Галерея портретов фильма не оставляет равнодушным: поражает, а порой и пугает своей откровенностью.

Миф о знаке равенства между роком и наркотиками развенчивает лидер группы «ДДТ» Юрий Шевчук:

«Человек – раб Божий, а не раб химических соединений… Господь дал возможность человеку достраивать этот мир. Смысл творчества в доброте, в любви. А о каком творчестве может идти речь, когда наркотик полностью завладевает человеческой душой?! Это тупиковый путь, замена жизни – тюрьмой!».

Спасительное прикосновение души к Богу музыкант ощутил через несколько месяцев после потери близкого человека, когда группу пригласили на концерт в Иерусалим. С этого момента началось его воцерковление.

Виталий Любецкий, режиссер фильма:

«Создавая эту картину я всячески стремился уйти от штампов, которые присутствуют в фильмах на эту тематику. Потому что там часто люди говорят неестественным языком написанные кем-то фразы. Они скорее вызывают у человека в этой проблеме обратную реакцию. Здесь же искренние интервью людей, они рассказывают свою правду и делятся ею со зрителями. Для меня стало радостной новостью то, что наркоманы, посмотревшие этот фильм, сказали: “Да, после него хочется зайти в храм”».

Врач-психиатр с многолетним опытом работы в Республиканской психиатрической больнице в своем интервью говорит о том, что на ее памяти есть случаи исцеления от алкоголизма и наркомании. Они связаны с приходом ее бывших пациентов к православной вере.

Авторы фильма подводят зрителя к мысли, что кроме Бога, веры, Церкви нет иного пути выхода из этой проблемы.

История возникновения первых общин сестер милосердия, духовные проблемы современного общества, многолетнее сотрудничество монастыря и психиатрической больницы, взаимодействие врачей и Церкви – все это находит свое отражение в работе режиссера Максима Михальцова «Синергия» (2009). Синергия (от греч. Sinergos – вместе действующий) – богословский термин, означающий необходимость совместных действий Бога и человека для спасения последнего.

Первые приюты для душевнобольных возникли на Руси в ХI-XII вв. одновременно с распространением христианства. До XVII в. уход за больными осуществлялся исключительно на базе монастырей и церквей.

Протоиерей Андрей Лемешонок:

«Самое главное лекарство для каждого из нас – это любовь, которую мы должны найти и в своем сердце, и в тех людях, которые рядом с нами. Любовь, которая может исцелить всякую скорбь, всякую болезнь. Потеряв любовь, мы теряем смысл этой жизни. Надо верить в то, что мы можем кому-то помочь».

Каждый фильм студии – это болевая точка нашего общества. В мире, который ставит материальные ценности выше духовных, неизбежно возникают перекосы. Распадаются семьи, близкие родственники не общаются, старики живут одиноко. Нехватка внимания у родителей по отношению к своим детям вызывает проблемы с поведением, учебой. И в результате – возникают детские психические заболевания, алкоголизм и наркомания. Духовные болезни охватывают все возрастные и социальные слои общества. Порой они принимают тяжелые формы, и люди попадают в психиатрическую больницу. Идет борьба за бессмертную душу.

Сострадание и желание помочь людям, попавшим в беду, привело сестер милосердия сестричества в честь преподобномученицы великой княгини Елисаветы в больничные палаты. Нелегко начиналось их служение, но по Божьей милости оно выросло во взаимодействие.

Монахиня Иоанна (Орлова), руководитель студии:

«Хочется, чтобы фильм, который выходит в свет из нашей студии, нес людям добро и правду, чтобы он был искренним и понятным зрителю. Очень важно, чтобы и содержание, и исполнение было качественным. И чтобы человек, посмотрев наш фильм, обрел надежду…»

На протяжении всей жизни человек примеряет различные роли, не всегда понимая, какая же главная. Так и героиня документальной картины «Главная роль» (2009 г.) режиссера Виталия Любецкого не сразу нашла ответ на этот вопрос.

Насыщенная яркими событиями жизнь героини, рассказанная просто и искренне, проносится перед глазами. Это фильм-исповедь. Фильм, который потрясает!

Протоиерей Андрей Лемешонок:

«Я думаю, для каждого, кто будет смотреть этот фильм, он будет актуален. Да, не все больны СПИДом, не все наркоманы, не все алкоголики, но каждый имеет свою боль, свои немощи; и очень важно, чтобы человек смог увидеть на экране настоящую жизнь, в которой есть созидание, есть победа. Внутри и вокруг нас столько поражений, что мы уже как-то не думаем о победе. Мы забываем о том, что Христос – это NIKA, Победа. Очень часто, находясь в тяжелых обстоятельствах, по-человечески думаешь, что выхода нет. Но именно в этот момент Господь спрашивает: “Веруешь ли ты?” И для нас жизненно важно ответить: “Верую, Господи, помоги моему неверию!”».

Премьерный показ фильма состоялся на 3-ем фестивале Российского кино в Лондоне.

В декабре фильм примет участие в самом крупном в России фестивале авторского документального кино «АРТДОКФЕСТ». Пройдя отбор в конкурсную программу из 450 работ, фильм «Главная роль» включен в основной конкурс, в котором участвует 21 картина. Все фильмы конкурсной программы получают сертификат, подтверждающий внесение картины в список лучших авторских документальных фильмов года. Участие в этом фестивале уже является высокой оценкой работы студии во имя Иоанна Воина, подчеркивает профессионализм и актуальность фильмов духовной тематики.

Накануне фестиваля состоялась моя встреча с авторами фильма: режиссером – Виталием Любецким, оператором – Владом Даниловичем и героиней фильма – Ксенией Ангеловой.

— Что такое для тебя документальное кино?

Виталий: Это попытка на примере реальной жизни донести до зрителя свою мысль. Я стараюсь снимать кино про жизнь. Жизнь – сама по себе уже тема. Ты просто берешь какой-то ее кусочек и рассматриваешь со всех сторон.

Влад: Это как художник пишет картину, так же документалист снимает кино. То, что он чувствует…

— Не устарел ли жанр документальное кино?

Влад: Нет, не устарел. Вообще, я был знаком с режиссером Аркадием Рудерманом, и когда я впервые увидел его фильм «Дорогая моя Галуша» – это кино меня потрясло. Потому что я до этого видел другие документальные работы… Вы знаете, почему картины старые смотрятся хорошо и их все время пересматривают? Там за кадром есть дух. А современный кинематограф что ищет? Картинку, изображение, хорошую композицию – ну и что? В таком случае, может, лучше уж «Джентльмены удачи» смотреть каждое утро, по крайней мере, не получишь от этого негатив.

Ксения: Такое время пришло, когда надо как-то определиться: что мы, кто мы, где мы, а главное, – зачем мы? А об этом очень хорошо говорит документальное кино, потому что…

— …жизнь богаче?

Виталий: Да, сюжетов всего 25, а жизнь открывает неожиданные повороты.

— Кого вы считаете своими учителями и чему вы у них научились?

Виталий: Мой непосредственный педагог, мастер курса – Александр Карпов-младший. Скажем так, он научил мыслить, определять самое ценное.

Влад: Суханова Анастасия Александровна, когда преподавала, всегда внушала мысль, что оператор – это художник.

— Как возникла идея фильма «Главная роль»?

Виталий: Я написал три заявки, одна из которых была про Ксюшу. Руководителю студии она понравилась больше всего. Мы начали встречаться с Ксюшей. Началось выстраивание ее «жития» в структуру фильма.

— Ксения, а почему ты решилась сниматься в фильме?

Ксения: Старый грех тщеславия, все оно… Это уже потом, я поняла, что это совсем другая история, что здесь нет самолюбования. Сколько раз мне Виталик говорит: «Стоп, выключаем камеру, сегодня не работаем, не снимаем».

— А сколько раз говорил?

Ксения: Много раз говорил. Уходили от этого очень много, пока ушли. А, может, даже и не ушли до конца. Судить зрителю.

Виталий: Я ей говорил: «Стоп, зачем ты играешь?»…

Ксения: А мне ж хотелось: камера включена, я же «актриса». А потом, я поняла, что фильм делается помимо нас. Мне приходилось самой тянуться за тем, о чем я говорю. И тогда уже у меня холодок по коже пробежал, что, в принципе, это не мои слова, не мои чувства. Это… как исповедь – иногда она бывает хорошая: распутывается клубок. Найти эту струну и все: она уже пойдет и размотается.

— Были ли сомнения во время съемок: «Стоит ли сниматься?»

Ксения: Ой, рыданий сколько было, сомнений, искушений!.. Много всего было.

Влад: Сколько я натерпелся…

— Вы муж и жена. Влад – оператор. А Ксения – героиня документального фильма. Вот, вы пришли домой. И что было дома?

Влад: Дома было, да… много интересно было. Дома как-то я отключался сразу.

Ксения: А я ныла: «А нужно ли это кому-то? А зачем я за это взялась?»

Влад: Причитала…

Ксения: «…ославиться на весь белый свет»? Потом, у меня дети маленькие растут. Мне не хотелось, чтобы они раньше времени узнали о своей маме. А когда сняли кино и посмотрели, то как-то ушли страхи, что это может пагубно сказаться на моих детях. Друзья боялись смотреть фильм, некоторые боятся и по сей день. Потому что какая-никакая, но это исповедь.

— Как должен был фильм называться вначале?

Виталий: Рабочее название фильма «Отражение времени». Отсюда зеркала в фильме. Потом, постепенно уже из этих отражений времени фильм превратился в «Главную роль». Это после монтажа произошло.

— Насколько важен в съемках фильма тандем режиссера и оператора?

Влад: А это, наверное, самое важное.

Виталий: Скажем так: мы не нажимали на кнопку, пока нам обоим не нравилось. Каждый со своим видением, но, в результате, кто-то шел на компромиссы, кто-то кому-то доверял.

Влад: Это когда два человека играют музыку (допустим, ритм и гитара), когда друг друга слышат…

Виталий: Ну да, мы совпали, но нам еще много репетировать, если на музыкальные термины переводить.

— А кем ты себя больше чувствовал не площадке: мужем или оператором?

Влад: Оператором.

Ксения: Ужас, ужас, мне это так мешало.

— А скажи, в процессе съемок фильма ты сама в себе что-то новое открыла?

Ксения: Да, насколько я тщеславна, насколько я ужасна. В зеркало этого не видно. А когда все шевелится, и движется, еще и говорит моим голосом. Ужас! И понимаешь, что только глубокие ночные земные поклоны исправят этого человека.

— А что произошло после выхода фильма?

Ксения: После выхода фильма захотелось работать. Я же сидела в таком затворе. Ничего не делала. Ну, рисовала… это ж нельзя назвать занятием. Захотелось работать: вот, сейчас пошла на православное радио. Очень захотелось… ну, уже не из тщеславия, а что-то накопилось: информация, которой я могу поделиться и которая кому-то может помочь. Пускай даже одному человеку.

— Что осталось за кадром, чего мы не увидели?

Ксения: Сомнения, как ни странно. Виталик как-то сумел все хитро устроить… в тот момент, когда мне хотелось играть, выключалась камера. А когда мне совершенно ничего уже не хотелось, камера включалась, и как-то само собой получалось, что меня раскрутили. И я все рассказала. Конечно, во многом сыграло, что это было доверие приятельских, дружеских отношений.

— «Главная роль» – это режиссерская работа, или режиссеру просто повезло с «материалом»?

Влад: Нет, я как человек, который занимался только камерой, наблюдал за Виталиком, как он ходит по 2 часа, разговаривает с Ксюшей, а у Ксюши – куча сомнений. А он, как бы, шел через волны, и все равно добивался своего. До изображения там была проделана такая кропотливая работа… чтобы сделать 3 минуты фильма, там полдня было просто одних разговоров. Или молчаний.

Ксения: Или моих слез.

Влад: Или беспрерывного питья кофе. Несколько раз, вообще, съемку отменяли, потому что «не было состояния». Ничего не сделаешь, лучше, вообще, не снимать.

— Расскажите про съемки на Валааме.

Ксения: На Валааме все проще. Там видишь изначально, каков ты есть. Там место намоленное, там по-другому невозможно. Когда я не была воцерковленным человеком, то это место почувствовала всеми фибрами души. И не знала, что трепещу я о Боге и ищу Его. Что-то тянуло меня туда.

Виталий: Валаам просто явился ключевым местом в судьбе Ксюши. Какие-то эпизоды было гораздо точнее снимать на Валааме.

— Ксюша, ты – героиня фильма «Главная роль». Какую роль ты считаешь главной?

Ксения: Роль матери. Я ж перед Богом за детей отвечу, а не за свои кинематографические заслуги.

— Расскажите о творческих планах.

Виталий: Мы с Владом отсняли сейчас материал для фильма «Страсти по Андрею» (это рабочее название), продолжая серию «Православие в лицах». В планах сейчас еще одна картина, тоже из этой серии – про регента Ирину Денисову.

 Материал подготовила 
Алена Саунина-Гойко

Рекомендуем

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.

Издательство Минской духовной семинарии выпустило сборник материалов XVIII Семинара студентов ВУЗов Беларуси

Форум проходил 13-14 декабря 2019 года на базе Минской духовной семинарии в Жировичах. Издание ориентировано на всех, кто интересуется вопросами белорусской конфессиональной истории и богословия.