Радость о того, что ты — православный

1Недавно в Минской Духовной Академии прошли лекции профессора Льва Евгеньевича Шапошникова, первого проректора Нижегородского государственного педагогического университета. Лев Евгеньевич поделился с нами своим отношением к теме веры…

— Что такое вера? Ваше определение веры?

— Все рациональные определения веры, на мой взгляд, достаточно условны. Потому что вера – это внутренний стержень человека. Это событие, если оно произошло в жизни, начинает играть определяющую роль и в поведении человека, и в его мироощущении, и в его миросозерцании. Поэтому определить веру рационально я бы не рискнул.

Другое дело, если говорить о динамике веры, то здесь, мне кажется, жизненную схему предложил В. С. Соловьев. Еще когда он был молодым человеком, в письмах к Екатерине Романовой у него происходило переосмысление веры. В детстве он был глубоко верующим человеком, потом под влиянием Писарева и других нигилистически настроенных мыслителей порвал с верой, даже вынес иконы из своей комнаты, и, учась уже в университете, он переосмысливает свое отношение к вере, становится верующим человеком. Динамика веры, говорит он такова: вначале бывает наивная детская вера, потом доминирует разум, опровергает веру, а потом должен наступить синтез – разумная вера или верующий разум. Мне кажется, у ученого, который широко этим занимается, эта динамика хорошо и укладывается.

— Каковы источники происхождения веры в человеке?

— Вы знаете, это тоже довольно сложный вопрос. Об этом масса литературы написана. Если обратиться к нашему известному мыслителю В. И. Несмелову, то он говорил, что окружающий нас мир как бы не дает нам оснований для религиозной веры. Но то, что вера появляется в человеке, и то, что человек не может обойтись без веры, доказывает то, что человек – это не просто человек, а носитель Образа Божьего. Внутренние источники веры… Внутреннее осознание себя как личности, внутреннее осознание своего духовного начала, мне кажется, и являются главными источниками веры.

— Является ли вера божественным даром или она присуща каждому человеку с рождения?

— Я думаю, это и то и другое. Человек, чтобы получить этот дар, должен обратиться к Богу за этим даром. Должен вопрошать об этом даре. Это взаимный процесс восхождения человека к Богу и нисхождения Бога к человеку.

— Что относится к предметной области веры?

— Это очень, я бы сказал, схоластический вопрос… Я думаю, что если уж говорить о главном предмете веры, то им является смысл жизни. Все остальное является производным от этого.

— Вера и разум соотносятся или они автономны?

— Я думаю, что мы уже в нашей первой формуле сказали, что антагонизм веры и разума – это надуманная проблема, что при правильном развитии человека он приходит к разумной вере или верующему разуму.

Другое дело, что история мысли показывает, что часто люди некомпетентные в области веры начинают вторгаться в эту веру, и богословы не слишком компетентные в области науки начинают вторгаться в сферу естественно-научную.

Поэтому этот конфликт – не сущностный, он порожден несовершенством человеческих отношений и мышления, но отнюдь не принципиальными позициями между разумом и верой.

— Насколько выражение Тертуллиана «Верую, ибо абсурдно» может служить для нас правилом или примером?

— Я думаю, что “credo quia absurdum est” нельзя абсолютизировать, потому что также нельзя пытаться все рационализировать. Вера – это часто некое непереводимое на язык понятия чувство. Если мы попытаемся сделать разум критерием веры, то мы выхолостим веру, но в то же время, если мы будем ориентироваться только на слепую веру, то тем самым мы тоже нанесем вред вере.

— А Вы с детства верующий?

— Нет. У меня прошла сложная эволюция. Я прошел путь, подобный описанному мной выше. .

— Вы преподаете и в светском ВУЗе и в духовном. Различия есть?

— Свой курс «История русской религиозной философии» и на философском факультете, и в семинарии я преподаю одинаково. Что касается студентов, то и в семинарии и в университете есть как посредственные, так и вдумчивые студенты.

— Преподавание философии в доперестроечный период и в нынешнее время отличается?

— Конечно, тогда была жестко заданная программа. Все втискивалось в прокрустово ложе марксизма. Сейчас у преподавателей есть довольно вариативный стандарт, согласно которому преподаватель излагает свой курс. У нас есть такая традиция: в 1990 году мы в первый раз провели рождественские православные философские чтения, в них активно участвовали наши философы.

У нас в ВУЗе преподавание философии и других гуманитарных дисциплин проходит весьма корректно по отношению к Церкви и, более того, я думаю, что мы совершаем одно дело с Церковью – занимаемся нравственным воспитанием, воспитываем нормальных людей.

— А почему Вы выбрали именно философию?

— Тогда философского факультета не было. Я всегда интересовался религией, и история философии предоставляла такую возможность. Я на втором курсе написал работу по Синодальной реформе Петра I и всю жизнь занимаюсь этой проблематикой.

— Как сейчас человеку жить, чтобы не потерять веру?

— Я думаю, главное – не суетиться. Не устраивать соревнований, кто больше съест, выпьет, лучшую машину приобретет. Если погружаться в эту мирскую суету, то начнется погоня за материальными благами, и если она станет доминантной целью в жизни, то никакая вера не сохранится.

— Бывает, что человек начинает заниматься богословием или философией, и это становится преградой на его пути к Богу, он в чем-то разочаровывается. Что бы Вы посоветовали таким людям?

— Думаю, это от малой погруженности, от малого знания. Еще Сократ говорил: «Я знаю только то, что я ничего не знаю». По мере углубленности в занятия богословием, философией становится ясно, что он ничего толком не знает.

Вообще, сомнения нужны, без сомнений никогда невозможно к чему-то прийти. Но сомнения не должны затрагивать основополагающих принципов. Поэтому, если появляются сомнительные высказывания какого-то мыслителя, то нужно познакомиться и с другими точками зрения. И главное понять: есть преходящее, а есть вечное.

— Что бы Вы хотели пожелать будущим богословам и философам?

— Аудитория ваша мне понравилась – отзывчивая, люди задавали вопросы. Я думаю, интерес к обсуждаемым проблемам был реальный, а не показной. Это говорит о том, что случайных людей нет, люди осознанно выбрали путь священства, путь богословия.

Поэтому хотелось бы, чтобы и пастырская деятельность, и педагогическая закончилась успехом, чтобы жизнь больше радовала, чем огорчала, у всех чтобы были крепкие семьи, здоровье, и главное – чтобы при всех испытаниях сохранилась вера и убежденность в правильности избранного пути; чтобы сохранилась радость от осознания того, что ты – православный.

 Материал подготовил 
Родион Альховик, 
студент II курса МинДА

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.