Таинственное рождение Бога и человека

1 (1)Приходя в храм на праздничную службу в день Рождества Христова, осознаем ли мы всю важность и глубину этого события: рождения в мир Бога во плоти? Давайте об этом поразмышляем вместе с доктором богословия протоиереем Владимиром Башкировым.

Седьмого января мы празднуем Рождество Христово. О нем много говорят, но все как-то больше о внешней стороне. Умиляются красотой богослужения, песнопениями и одеждами духо-венства, рассказывают о народных приметах, православной кухне, украшении дома.

А вот о рождении Бога во плоти, или Его воплощении, можно услышать гораздо реже. Я прочитал как-то в церковной газете, что на Западе некоторые пасторы даже стесняются об этом говорить. Достаточно, что люди приходят в церковь, слушают колядки и общаются между собой. Зачем их обременять трудными вопросами!..

О самом Рождестве Иисуса Христа рассказывается в Евангелии от Матфея (1:18-25; 2:1-12) и Евангелии от Луки (1:26-56; 2:1-20). Не будем пересказывать евангельский рассказ, который каждый из нас или уже знает, или может открыть Новый Завет и прочитать. Однако многих все равно беспокоит вопрос: «Зачем Богу нужно было становиться человеком? При Его-то могуществе!»

По-моему, в одном из рассказов Лескова есть эпизод, где ученики спрашивают учителя: «Почему Бог пришел в мир?» Учитель отвечает примерно так: «Для того, чтобы знать, как живет человек в плоти. Чтобы Ему мы не сказали потом, когда будет судить: „Тебе, Господи, хорошо говорить, Ты в теле не жил. А нам-то, каково?“

При всей своей простоте этот ответ удивительно точен. Так учил уже блаженный Иероним (420 г.): «Спаситель для того претерпел все искушения, кроме греха, чтобы мог спострадать и споболеть немощам нашим, зная опытно, какие труды несут смертные во плоти».

Эту мысль хорошо разъясняет святитель Феофан Затворник (1894 г.): «Господь воплотился, чтобы входить во общение с нами, со всем нашим естеством, воспринятым от нас. И благоволит входить в такое общение таинственно, с душой — Божеством и Своей душой, а с телом — Божеством и Своим телом».

А у святителя Григория Нисского (395 г.) есть очень удачное объяснение, почему Христос рождается обычным человеческим путем: Он хотел очистить и освятить всю эту загрязненную жизнь от начала до конца. А это было бы невозможно, если бы Он не получил бытия через рождение и не окончил бы его через смерть.

Но это только первая из целей. Две другие связаны с драмой грехопадения человека, о которой рассказывается в первых главах Книги Бытия. Начнём с космической.

Тот же святитель Феофан очень удачно растолковывает, как в воплощении восстанавливается порядок тварного космоса. Три сферы бытия —ангельский мир, человеческий род и материальный мир — были первоначально в совершенной гармонии и образовывали одно Царство Божие.

Человек должен был быть средоточием всего тварного бытия, но с его падением не стало центра союза, и все пошло в разлад. Во Христе Иисусе гармония восстанавливается. Христос вводит в мир через Свое человеческое тело живительные силы, держит его в Себе и проникает его этими силами.

Зачем нужно было человеческое тело? Да потому, что в человеческой природе содержатся все стихии и силы мира. Потому он и называется малым миром, микрокосмом. Когда Бог принял человеческую природу, тогда все формы жизни как бы в сокращении соединил в Себе и возвратил к Себе — Творцу всего.

И, наконец, самая важная цель — восстановление человека. Грехопадение произвело в человеке такую биологическую мутацию, что он стал смертным и тленным. Его воля изобретает новый образ бытия без Бога, который называется грехом — от славянского слова «греть» в его первоначальном значении «жжение» совести. Человек больше не может восходить к Богу, и потому Бог нисходит к человеку и вводит в Свою Божественную Личность всю немощь искаженной грехом человеческой природы.

«Поскольку люди, — читаем у византийского мистика XIV века Николая Кавасилы (1322 г.), — трояко отстояли от Бога — природой, грехом и смертью, Спаситель соделал, чтобы истинно… приходили к Нему, уничтожив одно за другим всё, что этому препятствовало. Одно — приобщившись человечеству, другое — смертью на Кресте, а владычество смерти совершенно изгнал из природы Воскресением».

Но Он входит в исторический процесс, как Личность, не насильно.

Этому предшествует несколько тысячелетий предуготовления. В Ветхом Завете — это последовательные избрания и очищения Ноя, потомства Авраама, народа Израильского, ко-лена Иудова, дома Давидова, и, наконец, человеческой личности — Пресвятой Девы, способной «взаимодать» Свою человеческую природу, чтобы осуществилась тайна Воплощения.

А в Ее лице и всё человечество дало свое согласие на то, чтобы Сын Божий стал плотью и обитал среди людей.

Она оставалась потомком Адама, но с момента зачатия грех, как нечистота, не мог иметь в Ней места, что не исключало Её свободы дать Свой ответ на волю Божию.

Две природы во Христе сохраняют, однако, свои характерные свойства, подобно тому, как раскаленный меч и режет, и жжет. Преподобный Иоанн Дамаскин (749 г.) выражает эту мысль в потрясающих словах о воскрешении Лазаря: «Не человеческая природа воскресила Лазаря, и не Божество проливало слезы у его гроба».

Но как Божество и человечество могли соединиться в Лице Христа, не разделяясь и не сливаясь? Святитель Григорий Нисский приводит в пример зажженный светильник. Огонь неразрывно соединяется с горючим веществом, так что отделить их совершенно невозможно.

Но при этом оба элемента остаются совершенно различными. Вещество — не огонь, и огонь — не вещество. В природе можно найти и другие аналогии.

Конечно, их недостаточно, но они позволяют нашему разуму принять на веру таинственный факт воплощения Сына Божия.

Надеюсь, что эти мысли христианских мыслителей помогут лучше понять смысл еван-гельского события Рождества Христова, а я хочу искренне пожелать всем доброго и благословенного праздника.

 Профессор МинДА протоиерей 
Владимир Башкиров, 
доктор богослови

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.